Введение
Принципиально новый этап европейской интеграции, в который Европейский Союз вступил в 1999 г., представляет чрезвычайный интерес в свете проблем экономической глобализации в мировом масштабе.
Во-первых, речь идет по существу о европейской глобализации, значительно опередившей аналогичные процессы в других частях света и в известном смысле предвосхищающей их.
Во-вторых, эта региональная глобализация охватывает один из трех (наряду с США и Японией) центров современного мира, оказывающих огромное влияние на всю международную экономику.
В-третьих, европейский регион по своему геополитическому и геоэкономическому положению наиболее близок к России, является ее естественным и существенным партнером. Поэтому, в частности, я счел целесообразным остановиться в этом разделе не только на концептуальных, но и на некоторых конкретных вопросах, связанных с качественно новым этапом европейской интеграции, с введением единой валюты. Кроме того, несомненный интерес представляют сами методы осуществления крупных интеграционных мероприятий, которые в дальнейшем, возможно в тех или иных формах, найдут применение и в других региональных объединениях и в глобальных масштабах.
Приходится учитывать и то, что, несмотря на очевидную актуальность этой темы, в российской печати она до сих пор почти не нашла отражения.
По всем названным причинам этот раздел занял относительно большее по сравнению с другими разделами место в настоящей работе.
1 января 1999 г. в рамках Европейского Союза (ЕС), охватывающего 15 стран, создался Европейский валютный союз (ЕВС) и ввелась единая валюта для стран-участников ЕВС под названием «евро», призванная постепенно заменить национальные валюты соответствующих стран (сначала это будут 11 стран, а в дальнейшем, как предполагается, все 15 или с приемом в ЕС новых членов даже больше).
Это событие является закономерным, весьма важным и в определенном смысле завершающим этапом в развитии западноевропейского интеграционного процесса, начало которому положил подписанный 25 марта 1957 г. Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (его второе официальное название – «Общий рынок») в составе 6 стран (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). С тех пор за 40 с лишним лет процесс интеграции в Европе, несмотря на немалые трудности и противоречия, в целом успешно развивался как вширь (с 6 до 15 стран), так и вглубь (по направлению к главной цели – формированию единого экономического пространства, в котором независимо от национальных границ осуществлялось бы свободное движение товаров, капиталов и людей и действовали бы равные для всех субъектов хозяйственной деятельности условия конкуренции на общем, т.е. объединенном, рынке).
Главными достижениями Европейского Союза на этом долгом пути стали создание таможенного союза (отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами Союза и единый «внешний тариф» в торговле с «третьими странами»), а также унификация (еще далеко не завершившаяся) хозяйственного законодательства. Этого, однако, было недостаточно для формирования в полной мере единого общего рынка, так как, отказавшись от использования во взаимных отношениях в протекционистских и экспансионистских целях обычных средств внешнеторговой политики, участники ЕС – национальные государства сохранили в своих руках средства валютной политики, которые могли использоваться и использовались в тех же целях. Речь идет и о курсах национальных валют, и о процентных ставках и валютных интервенциях, воздействующих на эти курсы. Все это остается до сих пор в значительной мере прерогативой отдельных стран, входящих в ЕС.
Так возникло противоречие между внешнеторговой и валютной составляющими интеграционного процесса, которое стало особенно заметным после перехода мировой валютной системы в 1973 г. от фиксированных к «плавающим», т.е. свободно изменяющимся, свободно колеблющимся (в зависимости от соотношения спроса и предложения на валютном рынке) валютным курсам. Для того чтобы в общих интересах смягчить это противоречие и ограничить возможности государств, входящих в ЕС, манипулировать курсами своих валют к выгоде прежде всего собственных экспортеров (например, способствуя с этой целью понижению курса национальной валюты), страны ЕС еще в 1979 г. ввели в действие так называемую европейскую валютную систему, в рамках которой устанавливались допустимые пределы в колебаниях валютных курсов и таким образом ограничивались возможности отдельных стран в использовании этого орудия конкурентной борьбы на общем рынке.
Это, однако, лишь частично решало данную проблему и еще не означало создания полного экономического и валютного союза, давно провозглашенного главной целью всего процесса европейской интеграции. Поэтому после длительных переговоров на совещании в Маастрихте (Нидерланды) в 1991 г. было, наконец, принято принципиальное решение о поэтапном реальном формировании Европейского валютного союза, основными чертами которого должна стать единая валюта, получившая наименование «евро», и единый Европейский центральный банк. Эти два компонента неразрывно связаны друг с другом. Подобно тому как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующего государства в лице центрального банка данной страны, осуществляющего денежно-кредитную политику, так единая, наднациональная валюта непременно требует единого, наднационального международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику.
Таким образом, Маастрихтский договор (подписан в феврале 1992 г.) восполняет необходимый, но пока еще недостающий блок в здании европейской интеграции, придает этому процессу новые черты, и потому реализация всей намеченной этим договором программы введения единой валюты, несомненно, будет иметь огромное экономическое и политическое значение, далеко выходящее за пределы Европы. Это событие на рубеже веков явится одним из важнейших факторов в развитии мировой экономики в целом на протяжении ближайших лет и десятилетий.
С концептуальной точки зрения рассматриваемое явление полностью вписывается в те две главные тенденции (взаимосвязанные, взаимодополняющие, но вместе с тем и взаимно противоречивые), которые характерны для современной мировой экономики. Речь идет о глобализации экономической деятельности, с одной стороны, и о регионализации этой деятельности, т.е. создании региональных экономических блоков и объединений в разных частях света, с другой. Развитие Европейского Союза и предстоящее дополнение его Европейским валютным союзом – самое яркое проявление второй тенденции.
Глава 1
Значение европейской интеграции в глобальных масштабах определяется тем местом, которое занимают страны Европейского Союза в мировой экономике и в мировой валютной системе. Наряду с двумя другими центрами экономической и валютной мощи (США и Япония) страны ЕС образуют основной несущий каркас современной глобальной экономики. Причем по многим показателям Европейский Союз даже в его нынешнем составе (не принимая во внимание его предстоящее расширение за счет новых членов) опережает два других центра. Это видно из следующих данных.
Экономические показатели трех центров мировой экономики (США – Япония – Европейский Союз):
Население, млн. чел., 1998 | Доля в ВВП стран ОЭСР (%), 1998 | Доля в мировой торговле (%), 1998 | Доля экспорта в ВВП (%), 1998 | Валютные резервы (млрд. долл.) к началу 1998 г. | |
США | 32,5 | 19,6 | 8,2 | 49,1 | |
Япония | 20,5 | 10,5 | 172,4 | ||
ЕС | 38,3 | 20,9[1] | 10,2 | 349,8 |
В действительности участие стран ЕС в международном разделении труда и международной торговле еще больше, чем об этом свидетельствуют цифры, приведенные в таблице. С учетом торгового оборота внутри ЕС доля экспорта этих стран в их ВВП в 1998 г. в среднем составила 29,8%. А в некоторых странах ЕС уровень открытой экономики, отражающийся в этом показателе, еще выше (например, для Бельгии и Ирландии он превышает 60%).
Хотя подобные сопоставления «трех центров» уже давно широко используются в экономической литературе, в том числе в изданиях международных организаций, они, строго говоря, не вполне корректны, так как при этом две страны (США и Япония) сравниваются с группой из 15 стран, хотя и объединившихся, но вполне самостоятельных, со своими национальными валютами и центральными банками. И лишь в ближайшем будущем, когда на основе единой валюты и единого центрального банка эти страны образуют некую экономическую общность, весьма близкую (в экономическом смысле) к единому государству, такие сопоставления станут значительно более обоснованными.
В связи с появлением евро особый интерес представляют данные о роли различных валют в мировой экономике, в международной торговле и на международных финансовых рынках. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что доля европейских валют в мировой валютной системе (практически речь идет о четырех валютах: немецкой марке, фунте стерлингов, французском франке и голландском гульдене) намного меньше, чем доля ЕС в общеэкономических показателях. С введением евро этот разрыв, очевидно, будет сокращаться.
Доля основных валют в официальных валютных резервах (%)
К началу 1973 г. | К началу 1983 г. | К началу 1998 г. | |
Доллар США | 76,1 | 71,1 | 61,5 |
Европейские валюты | 14,3 | 15,8 | 20,1 |
В том числе немецкая марка | 7,1 | 11,7 | 14,2 |
Иена | 0,1 | 4,9 | 7,4 |
Как видно, растущая доля в официальных резервах европейских валют (четыре упомянутые выше валюты) в последние десятилетия связана прежде всего с укреплением позиций немецкой марки.
Что касается валют, курсы которых привязаны к доллару, то их число, составлявшее в 1983 г. 34, к 1998 г. уменьшилось до 25. В то же время количество валют, ориентированных на европейские валюты (включая ЭКЮ), за те же годы несколько увеличилось (с 18 до 19).
Показательны также данные о роли основных валют в обслуживании международного товарооборота.
Доля различных валют, используемых в международной торговле (%)
1980 г. | 1997 г. | |
Доллар США | 56,4 | 47,0 |
Немецкая марка | 13,6 | 15,5 |
Иена | 2,1 | 4,8 |
О значении различных валют на мировых фондовых рынках можно судить по объему финансовых активов (например, международных облигаций), выраженных в той или иной валюте.
Доля международных облигаций, деноминированных в разных валютах (%)
К началу 1982 г. | К началу 1992 г. | К началу 1999 г. | |
Доллар США | 52,6 | 40,3 | 34,2 |
Европейские валюты | 20,2 | 33,0 | 37,1 |
В том числе немецкая марка | нет данных | 10,0 | 12,3 |
Иена | 6,9 | 12,4 | 15,7 |
Таким образом, валютная характеристика мирового рынка долговых обязательств обнаруживает аналогичную динамику еще до появления евро, которое, несомненно, усилит эту тенденцию.
Введение евро – беспрецедентное явление в мировой экономике. Впервые в истории речь идет о появлении на экономической карте мира совершенно новой денежной единицы, призванной заменить в ближайшие годы и постепенно вытеснить из внутреннего и внешнего оборота национальные денежные единицы. При этом евро в перспективе ближайших лет должны стать не преимущественно счетными деньгами с ограниченными функциями, как СДР и ЭКЮ, а полноценными деньгами, выполняющими весь спектр присущих им функций как внутри стран ЕС, так и на международной арене, за пределами ЕС, где евро будет играть роль одной из ведущих мировых валют.
Многообразные последствия этого события, конечно, повлияют на ситуацию не только в ЕС, но и во всей мировой экономике, затронут так или иначе все страны. Эти последствия проявятся как непосредственно в валютной, финансовой сфере, так и в более широких, общеэкономических масштабах. При этом в краткосрочном плане, в ближайшие 3-4 года, в течение которых произойдет постепенное введение евро с последовательным расширением его функций, новые моменты будут возникать преимущественно в валютной области, а в долгосрочном плане все большее значение будут приобретать глубинные экономические тенденции, связанные с новой, единой валютой.
Опыт ЕС на протяжении последних десяти лет позволяет судить о направлении этих тенденций. Так, например, в результате координации экономической политики стран – членов ЕС усилилась синхронизация экономических циклов в этих странах. Очевидно, что создание Европейского валютного союза укрепит эту тенденцию, так как вместо координации денежно-кредитной и валютной политики соответствующих стран будет осуществляться единая политика в этой сфере, усилится их взаимозависимость и отсюда координация экономической политики в других сферах.
В том же направлении будет действовать меньшая чувствительность экономики ЕС к колебаниям курсов, ее меньшая уязвимость при изменениях валютных курсов и вообще при неблагоприятных экономических явлениях за пределами ЕС. До сих пор такие явления (например, понижение курса доллара в начале 1995 г. или финансовый кризис в Юго-Восточной Азии в конце 1997 г.) вызывают напряжение в ныне действующей Европейской валютной системе, изменяя курсовые соотношения между валютами разных стран ЕС (чаще всего в виде повышения курса и укрепления роли немецкой марки в ущерб другим европейским валютам). С введением евро подобные сдвиги станут невозможными. А это, несомненно, окажет положительное влияние на уверенность, доверие и отсюда поведение потребителей и инвесторов в странах Союза.
Евро значительно облегчит сопоставление цен на товары и услуги в разных странах, а это стимулирует конкуренцию, полезную и для потребителей (снижение цен, улучшение качества товаров и услуг), и для фирм и предприятий (повышение эффективности производства).
Что касается России, то ее геополитическое и экономическое положение определяет непосредственную заинтересованность во всем, что происходит в Европе, тем более в таком крупном событии, как переход ЕС к евро. Достаточно сказать, что на долю 15 стран Евро-союза приходится до 45% внешней торговли России, на рынки ЕС поступает 40% российского экспорта (для сравнения – на рынок США всего 4%, т.е. в 10 раз меньше). Из всех иностранных инвестиций в России почти 60% составляют инвестиции из западноевропейских стран.
Среди трех экономических центров современного мира наибольшее значение для России в качестве партнера, конечно, имеет Европа и ее сердцевина – ЕС.
Наряду с торговыми отношениями Россия и ее хозяйствующие субъекты поддерживают тесные связи с европейскими финансовыми рынками, с банками и другими кредитными учреждениями. Здесь находятся. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, членами которых недавно стала Россия, а также Европейский банк реконструкции и развития. На фондовых рынках в странах ЕС размещаются и обращаются облигационные займы российских эмитентов. Вместе с тем западноевропейские инвесторы активно действовали на российском фондовом рынке, вкладывая средства в государственные долговые обязательства (ГКО-ОФЗ), отличавшиеся особо высокой доходностью, и в корпоративные ценные бумаги. Их уход с этого «перегретого» рынка еще более осложнил финансовое положение России.
Создание валютного союза, безусловно, приведет к укреплению этой важнейшей интеграционной группировки, будет способствовать ее экономическому развитию и укреплению ее позиций в соперничестве с США и Японией: Все это имеет значение и для России, которая, утратив после распада СССР и СЭВ и ослабления ее экономического потенциала роль самостоятельного центра, фактически уже сейчас примыкает к ЕС и становится частью европейской системы. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и учрежденный в соответствии с этим соглашением Совет сотрудничества России с ЕС, первое заседание которого уже состоялось в Брюсселе в январе 1998 г., наглядно подтверждает это. Несмотря на неминуемые трения и противоречия, сопровождающие этот процесс, дальнейшее сближение России и ЕС объективно совершенно неизбежно, какие бы организационные формы оно ни приобрело, каким бы темпом – то ускоренным, то замедленным – оно ни развивалось, какие бы зигзаги при этом ни наблюдались. Поэтому, имея в виду общую долгосрочную перспективу, можно сказать: многое из того, что идет на пользу ЕС, в принципе может быть полезным и для России.
Но, разумеется, есть другая сторона дела, касающаяся прежде всего непосредственных, ближайших последствий и перспектив этого процесса. Формирование в рамках ЕС по-настоящему единого экономического пространства, к чему приведет единая валюта, будет означать (и уже означает) дальнейшее обострение конкуренции на этом пространстве, конкуренции прежде всего между европейскими компаниями, но также и с участием в этой борьбе американских, японских и других внеевропейских фирм. А это значит, что российским товарам (кроме топлива и сырья) будет еще труднее пробиваться на европейский рынок.
Само решение (принятое еще в 1991 г.) о переходе к евро сразу же дало мощный толчок дальнейшей концентрации и централизации капитала в странах ЕС, породило множество слияний и поглощений как в рамках отдельных стран, так и между компаниями двух или трех стран. В результате складываются мощные хозяйственные комплексы, готовые к конкурентной борьбе на объединенном единой валютой рынке.
Процессы концентрации и централизации капитала в ЕС идут уже достаточно давно, однако до последнего времени они развертывались преимущественно в национальных рамках. Так, в период с 1986 по 1995 г. число поглощений и слияний выросло с 720 до 2296 в промышленности и с 783 до 2602 в сфере услуг, но 70% из них носили внутристрановый характер. В результате степень олигополии в масштабе ЕС в целом увеличилась незначительно (в отраслевом разрезе доля четырех крупнейших компаний выросла за указанные годы с 20,5% до всего 22,8%).
Иначе обстоит дело в настоящее время. В преддверии создания ЕВС и евро на основе межстрановых слияний и поглощений, волна которых все больше набирает силу, формируются мощные международные олигополистические объединения, захватывающие доминирующие позиции на интегрирующемся рынке, а вместе с тем способные и к эффективной конкуренции в масштабах всей мировой экономики.
Так, например, за первое полугодие 1997 г: только американские компании приобрели 108 германских предприятий. На втором месте идут британцы (42 предприятия), на третьем – швейцарцы (32), на четвертом - голландцы (21). В свою очередь, германские компании в первой половине 1997 г. стали владельцами 154 иностранных предприятий: во Франции, США, Нидерландах, Польше, Великобритании, Италии.
Новый момент состоит и в том, что по мере возрастающего значения единого рынка в Европе растет волна слияний и поглощений по американскому образцу, так называемых враждебных захватов компаний, при которых компанию присоединяют («поглощают») вопреки воле ее руководства, скупая по выгодной для акционеров цене (выше курсовой, рыночной) контрольный пакет ее акций.
В то же время подавляющее большинство российских компаний ни по своим масштабам, ни по производственной и финансовой мощи, ни (что становится все более важным в современных условиях) по качеству продукции не в состоянии успешно бороться с нынешними европейскими конкурентами.
В опубликованном в газете «Файненшл таймс» 22 января 1998 г. списке крупнейших в мире 500 компаний, ранжированных по их экономическому потенциалу, первая российская компания («Газпром») занимает 23-е место (передвинувшись со 117-го места, которое она занимала год назад). За ней следует «ЛУКойл» (224-е место). Вместе с тем компании из стран ЕС широко представлены уже в первой сотне.
Еще больший разрыв в этом отношении наблюдается между крупнейшими российскими и европейскими банками, которые также консолидируются в преддверии новых условий конкуренции на просторах ЕС.
Общий масштаб сделок, связанных со слияниями и поглощениями в финансовом секторе в Европе, составил в 1997 г. 107,4 млрд. долл. по сравнению с 48,6 млрд. долл. в 1996 г. и 46,9 млрд. долл. в 1995 г. Можно не сомневаться, что в 2000 г. этот показатель вырастет еще больше.
Естественным ответом на эту ситуацию со стороны России должно стать укрепление и усиление на этой основе собственных компаний. Конкретно это означает решительное движение по пути формирования, расширения и укрепления финансово-промышленных групп, т.е. процесс, который нуждается в активной поддержке государственной власти.
Можно также ожидать, что Россия столкнется теперь с усиливающимся наступлением тех же европейских компаний на ее внутренний рынок в области как потребительских, так и инвестиционных товаров, а также в сфере услуг (транспорт, связь, финансы). Главный фронт конкуренции идет и все больше будет идти здесь по линии качества и цены.
И хотя в ряде случаев тут не обойтись без некоторого разумного протекционизма, идя только по этому пути, рационально решить эту проблему невозможно. В частности, должно быть совершенно ясно, что без постоянного давления иностранной конкуренции достичь приемлемого качества российских товаров и услуг невозможно. Многолетний негативный опыт Советского Союза убедительно подтверждает эту истину (также как и некоторые положительные сдвиги в этом отношении после первых лет открытой экономики в новой России).
Создание Европейского валютного союза и переход к единой валюте представляет несомненный интерес для России еще и с другой стороны: в смысле опыта интеграционных мероприятий. Конечно, первые (и, скажем откровенно, не слишком удачные) шаги по пути интеграции в рамках СНГ не идут ни в какое сравнение с масштабами и глубиной этих процессов в ЕС. Тем не менее объективная необходимость интеграции бывших советских республик в составе всех или части стран, входящих ныне в СНГ (как, например, союз четырех – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, а в дальнейшем, возможно, и Таджикистана, или союз Россия – Белоруссия), не вызывает сомнений. Очевидно также, что этой интеграции суждено пройти, по существу, тот же путь, те же этапы, что прошел и ЕС, в том числе, возможно, когда-нибудь прийти и к валютной интеграции. Поэтому опыт ЕС заслуживает пристального внимания.
При этом большой интерес представляют не только принципиальные решения и их осуществление, конечные результаты, но и все процедуры подготовки, согласования и принятия этих решений, пути преодоления разногласий между членами ЕС (а этих разногласий по поводу евро было и остается немало: достаточно упомянуть о том, что 3 страны – Великобритания, Дания, Швеция, не отвергая в принципе своего участия в Европейском валютном союзе, отказались войти в него в намеченный срок, т.е. с 1 января 1999 г., а четвертая страна – Греция – пока не прошла в ЕВС по установленным «контрольным показателям»), организационные и правовые формы разработки соответствующих документов, взаимодействие с государственными органами, деловыми кругами, общественными организациями, научными учреждениями и населением, информационное и пропагандистское обеспечение намеченных мероприятий, технические последствия (например, переналадка банкоматов) и т.п.
Кстати говоря, соответствующие подходы и методы но многом применимы не только к валютной сфере, но и к другим интеграционным программам.
Мало того, движение по уже известному пути может сделать этот путь короче, хотя и при этом не стоит забывать, что европейским странам потребовалось свыше 40 лет, чтобы подойти к полномасштабному валютному союзу и единой валюте.
Одной из характерных черт во всем комплексе вопросов, связанных с переходом к единой валюте, является широкая информационная кампания, направленная на разъяснение в деловых кругах и среди населения проблем этого перехода. Помимо широкого освещения этих проблем в средствах массовой информации организуются по линии Комиссии Европейского Союза (КЕС) и в странах ЕС различные конференции, «круглые столы», семинары и другие мероприятия, даже спортивные соревнования, посвященные этой перспективе.
В конце 1996 г. была создана группа в составе 180 специалистов из всех стран ЕС (представители финансовых институтов, деловых и академических кругов, журналистов), прошедших обучение и получающих текущую информацию, относящуюся к ЕВС. Их приглашают на различные семинары и конференции, где они отвечают на многочисленные вопросы по поводу ЕВС и евро. Особые команды образуются для разъяснительной работы среди представителей малого и среднего бизнеса, для выезда в «третьи страны.
Во всей этой деятельности активное участие принимает общественная Ассоциация за валютный союз в Европе, находящаяся в Париже.
Договор, предусматривающий поэтапное продвижение к экономическому и валютному союзу, ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г.
В январе 1994 г. создан Европейский валютный институт во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), главной целью которого является подготовка к организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии единой валюты – евро.
В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 г.
Эти и другие решения, принятые на уровне исполнительного органа – КЕС, предусматривают определенные критерии для стран, стремящихся стать участниками ЕВС, а также сроки и принципы для введения единой валюты.
Большой интерес представляют прежде всего критерии, установленные для допуска стран к участию в ЕВС, которые можно рассматривать и как показатели «финансового здоровья». Установлены следующие критерии и показатели:
дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;
государственный долг не более 60% ВВП;
ежегодный рост цен не выше, чем 1,5%, сверх среднего уровня инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕС (по данным 1996 г., это примерно 3-3,3%);
средний размер долгосрочной процентной ставки не выше 2% сверх среднего уровня этих ставок в тех же трех странах (по данным 1998 г., это около 9%);
соблюдение установленных в ЕС пределов для колебаний взаимных валютных курсов (плюс-минус 15%).
Если сопоставить эти показатели с показателями, характеризующими финансовое положение России, то видно, что она не выдерживает этих критериев (тем более после обвала рубля в конце августа 1998 г.).
Предусматриваются также меры для соблюдения этих критериев и после образования ЕВС. В частности, страна, допустившая чрезмерный дефицит госбюджета (свыше 3% ВВП), должна будет в первый год внести на специальный счет КЕС депозит в размере 0,2% своего ВВП плюс 0,1% за каждый процент дефицита, превышающий установленный лимит. Если эта ситуация сохраняется второй год, уплачивается только дополнительная часть депозита (но не более 0,5% ВВП). В дальнейшем, если положение не исправляется, депозит превращается в штрафы, которые поступают в распоряжение тех участников, которые соблюдают бюджетную дисциплину.
Отношения между ЕВС и теми странами ЕС, которые сначала останутся за его пределами, будут осуществляться в рамках Европейской валютной системы-2 (ЕВС-2), предусматривающей те же принципы, что и ныне действующая система ЕВС-1, допускающая колебания валютных курсов в пределах ±15 %.
Участие в этой системе для указанных стран не является обязательным, хотя и рекомендуется. Вместе с тем, находясь в ЕВС-2, страна может устанавливать более жесткие рамки для курса своей валюты.
Что касается сроков, то на нынешней стадии они разбиты на три этапа (фазы).
1 Фаза А. Создание Экономического и валютного союза. В 1998 г. определилась первая группа стран, принимающая участие в этом союзе (это уже состоялось в мае 1998 г.), и учреждается Европейский центральный банк – ЕЦБ (вместо нынешнего Европейского валютного института, который упраздняется). Принимаются конкретные решения в отношении денежной и валютной политики, в частности, по поводу валютного курса евро. Может начаться выпуск банкнот в евро, форсируется подготовка к новой валюте в странах-участниках, особенно в административных органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь продолжает функционировать в прежнем режиме, т.е. на основе национальных валют.
2. Фаза В. Эта фаза продолжается с 1 января 1999 г. по 31 декабря 2001 г., т.е. рассчитана на 3 года. Начинается реальная деятельность Экономического и валютного союза. Жестко и необратимо фиксируются курсы национальных валют стран-участниц по отношению к евро, и евро становится самостоятельной полноправной денежной единицей (1 евро содержит 100 центов). Вместе с тем евро деноминируется и в национальных валютах соответствующих стран.
Хозяйствующие субъекты могут начинать расчеты и операции в евро. Компании, наиболее связанные с внешней торговлей (европейской и международной), вероятно, предпочтут возможно скорее перевести свои операции, полностью или частично, в режим евро. Государственные органы будут продолжать активную подготовку к переходу на евро, а также осуществлять ее информационное обеспечение. На этой стадии параллельно и равноправно функционируют и евро и национальные валюты.
3. Фаза С. Полный переход к евро.
1. После 31 декабря 2001 г. все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран, должны в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро.
2. Не позже 1 января 2002 г. в течение срока, который каждая страна определяет самостоятельно (но не более 6 месяцев), в обращение вводятся новые банкноты и монеты в евро, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В течение полугода, т.е. до 1 июля 2002 г., старые национальные банкноты и монеты могут обращаться наравне с евро. После этой даты евробанкноты и евромонеты становятся единственным законным платежным средством в соответствующих странах.
Что касается основных принципов, связанных с переходом к единой валюте и имеющих практическое значение, то они состоят в следующем.
1. Замещение национальных валют по фиксированным курсам началось, как уже упоминалось, с 1 января 1999 г.
2. С 1 января 1999 г. все ссылки в юридических документах на ЭКЮ (коллективная расчетная валюта, существующая с 1978 г.) заменяются ссылками на евро по курсу 1:1, т.е. один евро равен одному ЭКЮ.
3. Все ссылки в юридических документах на национальные денежные единицы останутся действительными точно так же, как если бы они относились к евро.
4. Введение евро ни в коем случае не должно вести к изменению каких-либо условий, зафиксированных в юридических документах, и не может служить предлогом для одностороннего изменения или отмены этих документов. Это, однако, не относится к тем изменениям, о которых стороны, возможно, договорились между собой.
5. Любые платежные обязательства, выраженные в евро или в национальных денежных единицах данной страны-участницы, могут погашаться должником в этой стране либо в евро, либо в национальной валюте (если только стороны взаимно не договорились о чем-то ином).
6. Предшествующие два пункта воплощают важный принцип «непрерывности (или преемственности) контрактов» (the continuity of contracts), который содержится в официальных документах ЕС и комментариях к ним. Образование Европейского валютного союза никоим образом нельзя расценивать с юридической точки зрения ни как «непредвиденное событие», ни как «серьезное изменение обстоятельств».
Это касается всех документов и контрактов (и государственных и частных), где фигурируют ЭКЮ или национальные валюты, курсы которых в евро будут определены позднее. Все эти документы и контракты полностью остаются в силе, сохраняют свое правовое значение, в том числе, конечно, и при условии, если в них участвуют юридические и физические лица из стран, не входящих в ЕС. Это относится к документам, отражающим любые внешнеторговые и финансовые операции.
7. В переходный период в фазе В (т.е. с 1 января 1999 г. по 31 декабря 2001 г.) будет действовать принцип «свободы выбора» для участников сделок (национальная валюта или евро). При этом по отношению к данным участникам недопустимо в этом плане ни принуждение, ни запрещение со стороны государств – членов новой валютной системы. Этот принцип («без принуждения и без запрещения») означает, в частности, что в новых контрактах и всех связанных с ними документах может использоваться по договоренности сторон любая деноминация. Однако платежи должны осуществляться в той валюте, какая предусмотрена в контракте или другом документе.
8. В соответствии с ныне действующими в ЕС правилами компании имеют право публиковать свои ежегодные отчеты не только в национальной валюте, но и (дополнительно) в ЭКЮ. С 1 января 1999 г. они будут иметь право на публикацию этих отчетов (в дополнение к своей валюте) также и в евро.
При этом странам-участницам рекомендуется разрешить компаниям в переходный период (фаза В) подготавливать отчеты по своему усмотрению в национальной валюте или в евро. Время перехода на евро в течение этого трехгодичного срока также определяет для себя сама компания. Что касается финансовых отчетов в национальной валюте, то они разрешаются лишь для отчетного периода, завершающегося не позже 31 декабря 2001 г.
9. После введения евро становится практически безразличным, ведется ли бухгалтерский учет в той или иной компании в евро или в национальной валюте, поскольку курсовое соотношение между ними навсегда остается твердо фиксированным и неизменным.
По этой же причине в операциях, связанных только с валютами участвующих в союзе стран, полностью устраняются валютные риски.
Глава 2
Что нового принесет появление на валютном рынке новой валюты – евро? Общие масштабы спекулятивных валютных операций (арбитраж), а также хеджирования, очевидно, сократятся, так как уже с начала 1999 г. из этих операций выпали те, в основе которых лежали изменения курсовых соотношений между валютами стран, вошедших в ЕВС, – отныне эти соотношения будут твердо зафиксированы через евро. В то же время «плавающий» курс евро по отношению к другим валютам (прежде всего к доллару), а также к валютам стран ЕС, пока не вступивших в Валютный союз, будет, вероятно, более устойчивым, с меньшей амплитудой колебаний, чем это наблюдается среди нынешних 11 валют, различных по своей силе и устойчивости.
Введение общеевропейской валюты обусловит появление единого рынка ценных бумаг, сравнимого по величине с американским, и европейский инвестор сможет приобретать фондовые ценности, выпущенные любой из стран. Государственные облигации будут унифицированы и станут доступнее для инвесторов из других стран, этот рынок окажется более конкурентным. Усиление конкуренции приведет к снижению издержек обращения ценных бумаг и к повышению качества обслуживания инвесторов. В этом заинтересованы финансовые посредники, требующие создания условий для ускорения расчетов и снижения затрат, а также растущая в связи с развитием инвестиционных фондов и приватизацией армия инвесторов, для которых важно снижение комиссионных.
Переход к единой валюте приведет к значительным изменениям в функционировании западноевропейских фондовых рын<