Путями снижения себестоимости продукции являются: снижение трудоемкости, материалоемкости и затрат на обслуживание и управление. Конкретными способами достижения снижения удельных затрат служат:
¾ совершенствование организации материально-технического снабжения;
¾ осуществление режима экономии;
¾ совершенствование методов организации производства;
¾ нормирования труда;
¾ механизация и автоматизация производства;
¾ совершенствование организационной структуры, систем обслуживания и управления;
¾ использование различных форм материального стимулирования за снижение себестоимости.
Следует подчеркнуть, что реализация конкретных способов снижения себестоимости осуществляется при проектировании, технологической подготовке производства и освоении выпуска, в процессе производства изделий.
Соотношение возможностей снижения себестоимости на различных стадиях создания продукции распределяется следующим образом: на долю конструкторской и технологической подготовки и освоения производства приходится 65-80 %, на долю организации подготовки и освоения производства приходится 10-20 %, на долю производства продукции приходится 10-15 % возможного снижения себестоимости.
Выводы.
1. Издержки производства и реализации продукции могут изменяться в зависимости от роста или снижения объема производства, уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
2. Для целей планирования, учета и калькулирования затраты на производство продукции классифицируются по виду производства, виду продукции, виду расходов, месту возникновения затрат.
3. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по следующим экономическим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.
|
4. В зарубежной практике принято подразделение издержек производства предприятия на постоянные, переменные, валовые и предельные. Постоянные и переменные издержки вместе составляют валовые издержки производства.
5. Важнейшими путями снижения затрат на производство продукции является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, — трудовых и материальных.
Контрольные вопросы:
1. Что входит в понятие издержек производства, прибыли и валового дохода?
2. Раскройте классификацию затрат на производство продукции?
3. В чем состоит зарубежный опыт определения издержек производства?
4. Каковы значение и пути снижения затрат на производство продукции в условиях рыночной экономики?
ЛЕКЦИЯ 7. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
7.1. Понятие и виды прибыли.
7.2. Понятие рентабельности и ее показатели.
7.3. Налоговая система и платежи предприятия.
7.1. Понятие и виды прибыли.
Финансовый результат деятельности предприятия складывается из прибыли и убытков.
Прибыль является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия. Наличие прибыли свидетельствует об эффективности производства и капитальных вложений, о благополучном финансовом состоянии предприятия. Прибыль ¾ один из основных источников накоплений и образования финансовых ресурсов предприятия.
|
Планирование прибыли позволяет:
1) установить размер чистого дохода;
2) оценить результаты деятельности предприятий;
3) регламентировать финансовые взаимоотношения предприятий с другими организациями, федеральным и местным бюджетами.
Различают:
1) прибыль от реализации продукции;
2) балансовую (валовую) прибыль;
3) налогооблагаемую прибыль;
4) чистую прибыль (остающуюся в распоряжении предприятия).
Рассмотрим схему образования и распределения прибыли (рис. 7.1.).
Рис. 7.1.Схема образования и распределения прибыли предприятия
Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции, НДС, акцизов и себестоимостью продукции.
,
где Npi — объем реализованной продукции i-го вида;
— продажная цена;
Sком — коммерческая или полная себестоимость;
Ндс ¾ налог на добавленную стоимость;
А ¾ акцизный сбор.
Валовая прибыль(балансовая) учитывает результаты всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и включает прибыль(убыток) от реализации продукции и имущества, а также доход от проведения внереализационных операций (ВРО).
,
где Пи — прибыль от реализации имущества предприятия;
Дво¾ доход от внереализационных операций;
Зво¾ затраты, связанные с проведением внереализационных операций.
,
где Цпрод ¾ цена, по которой реализовано имущество предприятия;
Фоп (ост) — первоначальная или остаточная стоимость имущества;
Ки — индекс инфляции с момента последней переоценки.
В состав доходов (расходов) от ВРО включается:
|
¾ дивиденды по ЦБ и от долевого участия в деятельности других предприятий;
¾ сдача имущества в аренду;
¾ экономические санкции, штрафы, неустойки и др.
Налогооблагаемая прибыль исчисляется на основе валовой прибыли путем ее корректировки с учетом льгот, превышения расходов на оплату труда и др. факторов.
,
где Рп ¾ сумма рентных платежей;
Л ¾ льготные суммы прибыли,
где льготные суммы прибыли (не более 50%):
¾ суммы, направляемые на финансирование собственной производственной базы (при условии полного использования амортизационных отчислений на данную дату);
¾ перечисления в благотворительные фонды (до 5%);
¾ на социальное строительство.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, включает в себя оставшуюся сумму после уплаты налога на прибыль (чистая прибыль).
,
где Нпр — сумма налога на прибыль;
Ппвд — прибыль (доход) от иных видов деятельности, исключаемая из налогооблагаемой прибыли для избежания двойного налогообложения.
Чистая прибыль по нормативам, установленным самим предприятием или по согласованию с учредителем, используется на образование фондов: фонда накопления, фондов потребления (или других фондов в соответствии с учредительными документами).
Если не предусмотрено образование фондов, то чистая прибыль предприятия используется на покрытие затрат по:
¾ финансированию НИОКР, модернизации оборудования, техническому перевооружению;
¾ приобретению оборудования и др. средств производства;
¾ финансированию прироста собственных ОБС;
¾ погашению долгосрочных кредитов банка;
¾ выпуску ЦБ, вкладам в уставные капиталы других предприятий;
¾ на социальные объекты, выплаты дивидендов и др.
7.2. Понятие рентабельности и ее показатели.
Размер прибыли (дохода) характеризует абсолютную доходность предприятия, но не дает представления об эффективности его деятельности, степени использования производственных средств, с помощью которых эта прибыль (доход) получена, так как на величину прибыли (дохода) помимо уровня себестоимости и цен оказывает влияние и масштаб производства. Для оценки эффективности работы предприятий, характеристики их относительной доходности (степени прибыльности) служит показатель рентабельности.
На предприятиях определяют общую рентабельность производства и рентабельность конкретного изделия.
Общая рентабельность представляет собой отношение валовой прибыли от промышленной деятельности к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (в пределах норматива), %.
,
где Пв — валовая прибыль;
Фосг — среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
Ос — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
Общая рентабельность производства отражает эффективность использования предприятием производственных фондов и применяется для оценки деятельности предприятия.
Рентабельность предприятия (объединения, отрасли) зависит от ряда факторов, главными из которых являются: достигнутый уровень себестоимости, эффективность использования основных фондов и оборотных средств; сложившиеся оптовые цены на продукцию.
Для оценки эффективности издержек предприятия на производство и реализацию отдельных видов продукции используется показатель рентабельности изделия (продукции), рассчитываемый как отношение прибыли к себестоимости изделия.
,
где Пи — прибыль, полученная от реализации изделия;
Sп — полная себестоимость изделия.
Показатель рентабельности изделия используется для анализа и оптимизации ассортимента выпускаемой номенклатуры предприятия, принятия решений о целесообразности развертывания производства новых проектируемых изделий.
7.3. Налоговая система и платежи предприятий.
Налоговая система — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.
В РФ взимаются федеральные налоги, налог субъектов федерации и местные налоги.
Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц и отвечающие определенным принципам.
Налоги являются важным инструментом финансового механизма распределения конечного результата (продукта).
Объектами налогообложения являются:
¾ доходы (прибыль);
¾ стоимость определенных товаров;
¾ отдельные виды деятельности;
¾ операции с ценными бумагами;
¾ пользование природными ресурсами;
¾ имущество юридических и физических лиц;
¾ передача имущества;
¾ добавленная стоимость продукции, работ;
¾ др. объекты.
Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз.
Налогоплательщики — юридические и физические лица, на которые законом возложена обязанность выплачивать налоги.
Обязателен учет налогоплательщиков в налоговых органах. Банки и кредитные учреждения открывают предприятиям счет лишь после предъявления документа, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах, и в 5-ти дневный срок сообщают им об открытии счета.
Основными налогами для предприятий машиностроения являются:
¾ налог на добавленную стоимость;
¾ налог на прибыль;
¾ налог на имущество и некоторые другие налоги.
1. Налог на добавленную стоимость (НДС).
Налог на добавленную стоимость получил широкое распространение во многих странах. В РФ НДС пришел на смену налогу с оборота и налогу с продаж. НДС включается в цену товара, повышая ее. Фактически оплачивают налог те, кто покупает товар.
Название налога "на добавленную стоимость" связано с тем, что его уплата в бюджет производится через предприятия, производящие эти товары, в соответствии с величиной добавленной стоимости.
Плательщики:
¾ предприятие и организации, имеющие статус юридического лица;
¾ полные товарищества;
¾ индивидуальные предприятия;
¾ предприниматели без образования юридического лица с оборотом свыше 500 тыс. руб.
Объекты налогообложения:
¾ обороты по реализации товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне;
¾ объемы выполненных работ (строительно-монтажных, ремонтных, ОКР, НИР и др.);
¾ выручка от оказанных услуг (транспортные и др.).
Ставка налога: 20% к облагаемому обороту реализации по свободным ценам (10% для продовольственных, детских товаров).
Величина налога, подлежащая взносу в бюджет РФ, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованный им товар, и суммами налога, уплаченными поставщикам исходных материалов и включенных в себестоимость.
,
где Цi ¾ оптовая цена реализации i-го товара;
— объем реализации товара за отчетный период;
— НДС приобретаемых материалов, П/Ф, комплектующих изделий, используемых для производственных целей.
Льготы — см. текст закона о НДС.
2. Налог на прибыль.
Налог на прибыль — это по-существу плата государству за пользование экономическим пространством, трудовыми ресурсами и инфраструктурой. Он является средством финансового воздействия на предприятие со стороны государства, стимулирующего то или иное производство.
Плательщики: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами.
Объектом налогообложения является налогооблагаемая прибыль, которая определяется на основе валовой прибыли с учетом исключения двойного налогообложения, рентных платежей, отчислений в резервные фонды и др. льгот (см. рис. 7.1.)
Величина налога определяется по формуле:
,
где Спр — ставка налога на прибыль (Спр= 35%, 13% поступает в бюджет РФ, 22% — в территориальные бюджеты).
Порядок уплаты: ежемесячно в виде авансовых платежей (20 числа) в размере 1/3 квартальной суммы. По окончании квартала рассчитывают сумму налога исходя из фактической прибыли.
Льготы по налогу:
¾ суммы, направленные на финансирование производственной базы;
¾ на реконструкцию жилья, дорог, соц. сферы;
¾ сумма в размере 30% затрат на природоохранные мероприятия;
¾ средства, перечисленные в благотворительные фонды (5%);
¾ средства, направленные в учреждения образования.
3. Налог на имущество предприятия.
Налог на имущество предприятия относится к территориальным налогам и призван стимулировать эффективное использование имеющегося имущества и нематериальных активов. Отличительной особенностью налога является его отнесение на финансовые результаты (см. рис. 7.1.)
Плательщики: предприятия, организации, юридические лица, филиалы.
Объект налогообложения: имущество (в стоимостном выражении), находящееся на балансе
[ОПФ + ОБС + финансовые активы].
Среднегодовая стоимость имущества (Фсрг):
Стоимость имущества на 1-е число месяца:
Налоговая ставка: 2% от налогооблагаемой базы.
Порядок уплаты:
1. поквартально, нарастающим итогом в 5-ти дневный срок;
2. зачисляется в равных долях в бюджеты:
¾ республиканский;
¾ областной;
¾ районный;
¾ городской.
Льготы по налогу:
1. жилищно-коммунальная и социально-культурная сферы, находящиеся на балансе предприятия;
2. объекты охраны природы и пожарной безопасности;
3. имущество переработки и хранения с/х продукции;
4. продуктопроводы, пути сообщения (вкл. АД), линии связи, ЛЭП;
5. земли.
Выводы.
1. Прибыль является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия. Наличие прибыли свидетельствует об эффективности производства и капитальных вложений, о благополучном финансовом состоянии.
2. Прибыль — один из основных источников накоплений и образования финансовых ресурсов предприятия.
3. Показатель рентабельности служит для оценки эффективности работы предприятия, характеристики его относительной доходности (степени прибыльности).
4. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Они являются важным инструментом финансового механизма распределения конечного результата (продукта).
5. Основными налогами для предприятий машиностроения являются налог на добавленную стоимость, прибыль, имущество.
Контрольные вопросы:
1. Какие виды прибыли выделяются на предприятии в условиях переходного периода к рынку?
2. От каких факторов зависит рентабельность предприятия?
3. Налоги: кнут или пряник для финансовой системы предприятия?
ЛЕКЦИЯ 8. МЕТОДЫОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ.
8.1. Обзор существующих методов оценки экономической эффективности и области их применения.
8.2. Особенности использования методики комплексной оценки эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП.
8.3. Методика сравнительной экономической эффективности.
8.4. Методы оценки затрат в рыночной экономике.
8.1. Обзор существующих методов оценки экономической эффективности и области их применения.
Экономической целью деятельности предприятий в условиях рынка является получение прибыли, обеспечивающей их существование и рост. Важными факторами при этом являются дополнительные вложения в капитал и улучшение использования действующего капитала. Наибольший способностью к расширенному воспроизводству обладают предприятия, обеспечивающие получение наибольшей величины нормы прибыли на вложенный капитал.
В связи с этим экономической оценкой для принятия или отклонения мероприятия является максимум отношения прибыли (или ее прироста) к единовременным затратам. Прибыль рассматривается как функция двух переменных: результатов и затрат.
В настоящее время известно значительное количество показателей и критериев, в той или иной степени отражающих эти переменные. В условиях экономической свободы, когда предприятия могут использовать любые оценки, задача заключается в правильном подборе показателей, соответствующих целям реализуемых мероприятий и общей стратегии предприятия.
Существующие методы экономической эффективности по характеру формирования оценочных показателей можно условно разбить на три группы, которые используют:
1. Показатели общей эффективности, базирующиеся на разности дисконтированных (приведенных) денежных потоков результатов и затрат за период реализации мероприятий.
2. Показатели сравнительной эффективности, в основу которых положены приведенные годовые или суммарные затраты, дисконтированные по годам реализации мероприятия. Экономический эффект определяется на основе сравнительной попарной оценки вариантов.
3. Приростные показатели, оценивающие экономический эффект только по изменяющимся элементам текущих затрат и капитальных вложений в базовом и проектном вариантах.
Данные методы отличаются степенью сложности, точностью полученных результатов, возможностью учета рыночной конъюнктуры и областью применения.
Первый метод. Общая (абсолютная) эффективность мероприятия оценивается по суммарному экономическому эффекту за весь расчетный период.
, (1)
где Рт, Зт ¾ стоимостная оценка суммарных результатов и затрат за весь период реализации мероприятия, приведенных (дисконтированных) к расчетному году.
При этом оценка эффекта осуществляется с учетом всех сопутствующих результатов в других сферах народного хозяйства по всему циклу реализации мероприятия: НИОКР ¾ производство — эксплуатация (использование).
Данный метод целесообразно использовать для обоснования проектов сложной новой техники (технологий), выполняемых по федеральным, отраслевым и муниципальным заказам, когда разрабатываемые изделия должны отвечать требованиям н/х эффективности и учитывать интересы разработчиков, производителей и пользователей техники. Показатель не оторван от практики П-Х деятельности предприятий и обеспечивает сравнимость проектной и фактической эффективности анализируемых объектов без приведения их характеристик к тождественному виду.
Второй метод. Для оценки эффективности решений используются показатели минимальных приведенных затрат и срок окупаемости дополнительных капитальных вложений.
Экономический эффект определяется по формулам:
, (2)
где Эт ¾ сводный экономический эффект за весь период реализации мероприятия;
, ¾ приведенные затраты в базовом и проектном вариантах в t-м году реализации мероприятия;
— коэффициент приведения разновременных затрат.
, (3)
где , ¾ среднегодовые приведенные затраты по вариантам.
, (4)
Формула (2) используется для мероприятий с имеющимися приведенными затратами по годам реализации.
Формула (3) используется при стабильных затратах по годам реализации или если их динамика неизвестна.
Формула (4) применяется для мероприятий, капитальные вложения в которых осуществляются в течение года, предшествующего началу нового производства.
Экономически применение формул сравнительной оценки означает определение степени эффективности использования только величины дополнительных капитальных вложений, без выявления эффективности использования полных капитальных вложений. Поэтому данный метод должен применяться для локальных конструктивно-технологических изменений и организационных решений, при которых лишается смысла учет влияния рыночной конъюнктуры.
Третий метод. При оценке эффективности мероприятий используется приростной показатель, складывающийся из отдельных составляющих экономического эффекта по различным факторам:
, (5)
где DС ¾ суммарный экономический эффект по статьям себестоимости продукции от реализации мероприятия;
DФо, DФппл ¾ экономия капитальных вложений в оборудование и производственные площади;
DН ¾ экономия на оборотных средствах;
Кпр ¾ предпроизводственные затраты.
Такой подход целесообразен, если оценка полного результата для предприятия невозможна или не имеет смысла, так как мероприятие затрагивает только отдельную стадию производственного процесса. Для таких мероприятий многие составляющие в проектном и базовом вариантах остаются неизменными, вследствие чего их не рассматривают.
Метод используется при оценке совершенствования организации производства и управления, механизации и автоматизации вспомогательных процессов и др.
8.2. Особенности использования методики комплексной оценки эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП.
Эффективность мероприятий НТП в соответствии с МР 89 (Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП. ¾ Москва, 1989) должна оцениваться на основе обобщающих показателей, основным из которых является — экономический эффект. В нем находят отраженние частные показатели эффективности:
¾ производительность труда и фондоотдача;
¾ материалоемкость и энергоемкость производства;
¾ показатели технического уровня производства и качества продукции.
А. При нестабильных ТЭП экономический эффект (ЭЭ) определяется за весь расчетный период разработки, производства и использования мероприятия. В расчетах ЭЭ необходимо учитывать:
1) динамику основных показателей производства и эксплуатационных характеристик самой техники;
2) возможную динамику цен;
3) неравноценность экономических оценок разновременных затрат и результатов;
4) неопределенность информации для разных условий и временных интервалов использования НТ.
Показатель экономического эффекта на всех этапах реализации мероприятий НТП рассчитывается как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь срок осуществления мероприятий НТП по формуле (1).
Б. При ТЭП, стабильных по годам реализации мероприятия (или их динамика не известна), ЭЭ рассчитывается по формуле:
,
где Рг ¾ неизменная по годам расчетного периода стоимостная оценка результатов;
Зг ¾ неизменная по годам расчетного периода стоимостная оценка затрат.
,
где И — годовые текущие издержки при использовании продукции (без амортизации на реновацию);
kр ¾ норма реновации ОПФ при использовании продукции, определяемая с учетом фактора времени:
;
Ен ¾ норматив приведения разновременных затрат и результатов;
К — единовременные затраты, приведенные к расчетному году.
В соответствии с выше рассмотренной методикой выбор оптимального варианта решения осуществляется по критерию
Оценка результатов.
Стоимостная оценка результатов за весь расчетный период (РП) осуществляется с учетом неравномерности затрат по годам по формуле:
,
где Рт ¾ стоимостная оценка результата в t-м году;
tн, tк ¾ начальный и конечный годы расчетного периода;
¾ коэффициент приведения результатов и затрат в t-м году к расчетному году:
;
Ен = 0.1 ¾ нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
В качестве начального года РП принимается год начала финансирования работ, включая НИР.
Конечный год РП — определяется моментом завершения всего жизненного цикла мероприятия (разработка — освоение — серийное производство ¾ использование) и регламентируется нормативными сроками обновления продукции.
Стоимостная оценка результатов в t-м году определяется как сумма основных () и сопутствующих () результатов:
.
Стоимостная оценка основных результатов оценивается ценой конечной продукции и определяется:
а) для новых предметов труда:
,
где ¾ объем применения новых предметов труда в году t в i-ой сфере;
¾ расход предметов труда на единицу продукции, производимой с их использованием в году t;
¾ цена единицы продукции (с учетом эффективности ее использования) в i-oй сфере.
б) для средств труда длительного пользования:
,
где ¾ цена единицы продукции производимой с помощью новой техники в году t в i-ой сфере;
¾ количество применяемых новых средств труда в i-ой сфере;
¾ производительность средств труда в году t в i-й сфере.
Стоимостная оценка сопутствующих результатов включает дополнительные экономические выгоды в разных сферах н/х, а также оценки социальных и экологических последствий реализации мероприятия НТП. Для их оценки применяют следующие методы:
а) метод прямого счета (когда сопутствующие результаты могут быть выражены в стоимостной форме):
,
где ¾ величина отдельного результата (в натуральном измерении) в t-м году;
- стоимостная оценка единицы отдельного результата в году t.
б) метод косвенной оценки используется, если возможно установить влияние социальных факторов на экономический результат (например, через рост ПТ работников или увеличение фонда рабочего времени);
в) метод определения предотвращенного ущерба, который определяет возможные потери НХ в случае отказа от мероприятия (экология, пожарная техника).
Оценка затрат.
Независимо от характера объекта мероприятия (средства или предметы труда, технологические процессы, организация производства) при определении затрат необходимо учитывать:
а) затраты при разработке, производстве и использовании НТ во всех сферах;
б) все виды текущих и единовременных затрат как в производстве, так и в непроизводственной сфере;
в) нормативную эффективность всех видов ресурсов (труда, капитальных вложений, природных ресурсов);
г) динамику затрат по годам расчетного периода.
Затраты по мероприятию определяются прямым суммированием текущих и единовременных затрат каждого участника с учетом их разновременности по годам расчетного периода и этапам мероприятия:
,
где ¾ текущие издержки (без амортизации на реновацию) у i-го участника в t-ом году;
¾ капитальные вложения;
¾ остальная стоимость или ликвидационное сальдо основных фондов.
Остаточная стоимость ОФ используется в расчете, если оборудование высвобождается в результате мероприятия или не выработан срок его службы при завершении расчетного срока.
8.3. Методика сравнительной экономической эффективности.
При ТЭА конструкторских, технологических, организационных локальных решений приходится проводить расчеты главным образом сравнительной экономической эффективности, это предполагает обязательность сопоставления вариантов. Оно показывает, насколько один вариант выгодней другого. Основные положения методики изложены в книге «Методика (Основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники». – М.: Экономика, 1977.
Сравнение вариантов должно производиться по затратам в расчете на получение одного и того же полезного результата. Это означает, что должна быть обеспечена сопоставимость вариантов: по объему выпускаемой продукции, качеству и производительности, равномерности затрат.
В качестве обобщающих показателей сравнительной эффективности приняты:
¾ приведенные годовые затраты (3г);
¾ годовой экономический эффект (Эг);
¾ срок окупаемости дополнительных капитальных вложений (То).
Оптимальный вариант определяется по критерию .
Экономический эффект в сравнительной эффективности определяется по формулам (2), (3), (4).
Указанные выше формулы включают составляющие трех видов затрат:
а) текущие (себестоимость выпускаемой продукции за исключением амортизационных отчислений);
б) единовременные в основные фонды;
в) единовременные, не увеличивающие стоимости основных фондов (НИОКР, освоение производства, оборотные средства).
Годовые затраты могут быть определены по формуле:
где С — себестоимость выпускаемой продукции;
, ¾ среднегодовая первоначальная (балансовая) и остаточная стоимость основных производственных фондов 1-го вида, используемых или привлекаемых для производства продукции;
¾ ликвидационная стоимость основных фондов:
,
Лi ¾ ликвидационное сальдо основных фондов (для оборудования Лi = 0,05 ¾ 0,06);
Ен ¾ коэффициент эффективности капитальных вложений;
Kн ¾ единовременные затраты на реализацию мероприятия, не увеличивающие стоимость основных фондов.
В случае, когда реализация мероприятия требует привлечение основных фондов (полностью или частично), созданных до начала расчетного периода, то их следует учитывать в полном объеме по остаточной стоимости на момент их привлечения.
Остаточная стоимость основных фондов с учетом степени их использования по данному мероприятию определяетсяпо формуле:
,
где ¾ срок эксплуатации i-х основных фондов на момент их привлечения, лет;
¾ коэффициент использования i-х основных фондов в рассматриваемом мероприятии.
Срок окупаемости дополнительных капитальных затрат определяется по формуле:
,
где DК ¾ дополнительные капитальные затраты на реализацию мероприятия:
,
где Фп ¾ первоначальная стоимость новых основных фондов;
, ¾ остаточная стоимость привлекаемых основных фондов i-го вида в проектном и базовом вариантах.
Мероприятие считается экономически целесообразным, если
, а ,
где tр — срок реализации мероприятия.
8.4. Методы оценки затрат в рыночной экономике.
Оценка выполняется в форме коммерческого или бизнес-планирования, при котором осуществляется изучение возможных доходов и расходов, определяется прибыль, поступление наличных денег, рассчитываются другие финансовые критерии за весь жизненный цикл изделия (ЖЦИ) или за период выпуска продукции.
В условиях рыночной экономики наибольшее распространения получили следующие методы (Хоскинг. Курс предпринимательства. - М.: Международные отношения, 1993.):
1) метод окупаемости (пей-бэк);
2) метод среднего уровня отдачи;
3) метод дисконтирования средств.
Метод окупаемости является наиболее простым методом. Он базируется на определении времени (Ток), необходимого для покрытия начальных инвестиций в производство (Кн), и прогнозируемого размера ежегодного вклада или прибыли (Пг).
Мероприятие считается эффективным, если Ток < tр ,
где tр ¾ расчетный период или период устойчивого выпуска новой продукции.
,
где Дг ¾ прогнозируемый годовой доход от реализации;
Зг ¾ прогнозируемые расходы.
Недостатки метода:
1) не учитывает неравноценность затрат,сделанных в различные годы расчетного периода;
2) не оценивает прибыльность, т.е. отдачу от вложенного капитала.
Метод среднего уровня отдачи основан на определении прибыльности вложенного капитала.
,