Обязанности и ответственность учащихся




Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №14

 

 

Информационно-исследовательский проект по истории

«Отчисление из школы - угроза или реальность?»

 

Выполнил: Финнов Константин,

ученик 8 класса «Б»

МОУ гимназии №14

Руководитель: Пушкин А. В.,

учитель истории и обществознания

 

 

г. о. Орехово-Зуево

2016г.

 

Содержание

1. Введение …………………………………………………….....3

Основная часть

2.1 Права учащихся. ………………………..................................4

2.2 Обязанности и ответственность учащихся………...............6

2.3 Социальный опрос. ………………………..............................9

3. Заключение ……………………………………………….....10

4. Список используемой литературы …………………….....11

Введение

В процессе обучения порой я являюсь свидетелем конфликта «Учитель – Ученик», которые могут возникать из-за различных причин, выставление оценок, нарушение дисциплины. Самой частой причиной конфликта является нарушение дисциплины и плохая успеваемость ученика на уроке. Порой учителя прибегают к угрозами наказаний или даже, отчисления. Подобные угрозы редко воспринимаются всерьёз, что может привести к конфликтной ситуации, в которую втягиваются и родители, и администрация школы. В своей работе я решил разобраться насколько же эти угрозы обоснованы и имеют ли они под собой правовую основу? Безнаказанность учеников является следствием отсутствия законов или нежеланием учителей их использовать?

Задавшись этими вопросами я занялся изучением правовых аспектов ответственности школьников и мер наказаний, предусмотренных в системе образования.

Цель работы: изучение правовых оснований применяемых к школьникам, для выявления правомерности отчисления учащегося из школы.

Задачи:

1) изучить правовые документы по вопросу прав, обязанностей и ответственности учащихся, связанных со школьным образованием;
2) провести социальный опрос среди учащихся гимназии с целью определения знания ребят о своих правах и обязанностях в образовании;
3) довести результаты исследования до одноклассников и учителей гимназии.

 

Основная часть

Права учащихся

Для начала я провел анализ прав связанных с образованием и пришел к выводу, что есть достаточно много документов говорящих о правах в образовании, это следующие документы: Декларация прав ребёнка, Конституция РФ, Закон об образовании в РФ.

Декларация прав ребёнка, принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года провозглашает принципы, которые должны стать основополагающими для законодательств всех стран.

Принцип 2 гласит: «Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка».

В статье 43 Конституции РФ закрепляется право каждого человека на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а основное общее образование устанавливается в качестве обязательного.

Так значит, угрозы отчисления до завершения основного общего образования (т.е. 9 классов) незаконны.

Но есть ещё одна угроза – перевод в школу по месту жительства.

Федеральный закон от 08.11.2011 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений» предписывает «…закрепление определённой территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением».

На основании этого закона Администрацией г.о. Орехово-Зуево издано постановление «О закреплении жилых микрорайонов за муниципальными общеобразовательными учреждениями» в приложении к которому за каждой школой были закреплены определенные районы и улицы.

Что же, ученика, проживающего по адресу, предписанному к другой школе, теперь можно отчислить? Нет. Эти законодательные акты определяют лишь первостепенное право для зачисление в 1-е классы, а не право администрации на перевод в школу, к которой прикреплён район проживания.

Кроме того, статья 43 п. 5 Конституции РФ закрепляет право на «различные формы образования и самообразования», а статья 17 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конкретизирует его как право на «обучение в форме семейного образования и самообразования…», что позволяет снизить количество контактов между учеником и учителем, если конфликтная ситуация между ними осталась неразрешённой.

 

Обязанности и ответственность учащихся

В этой части я попытаюсь проанализировать какие существуют обязанности у учащихся и закреплена ли законодательно их правовая ответственность?

Статья 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» так и называется: «Обязанности и ответственность обучающихся».

Основные обязанности вместились в 5 подпунктах пункта 1. Учащиеся обязаны добросовестно учиться, посещать все занятия, выполнять домашние задания, выполнять требования устава школы, поддерживать здоровый образ жизни, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию, уважать права других учащихся и работников школы, бережно относиться к школьному имуществу.

Ответственность учащихся перечислена в пунктах с 3 по 12. Более детально правовые нормы, связанные с ответственностью учащихся и мерами наказаний определены в приложении к приказу Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».

Этот правовой акт следует знать и учащимся с родителями, и учителям, чтобы исключить, с одной стороны – меры психологического запугивания, а с другой – ликвидировать чувство безнаказанности.

Пункт 4 вышеупомянутого приказа перечисляет те меры дисциплинарных взысканий, которые могут применяться в школе:

1)замечание;
2)выговор;
3) отчисление.

Причём, дисциплинарные взыскания запрещено применять к учащимся дошкольного и начального общего образования (т.е. до 5-го класса).

А исключение из школы можно использовать только к учащимся, достигшим 15-летнего возраста (т.е. 10-11 класс).

За какие же провинности ученик будет нести дисциплинарную ответственность?

В пункте 3 даётся общее пояснение условий применения взысканий: «Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности».

На практике же чаще всего это выливается в нарушение школьной дисциплины: опоздания на уроки, прогулы уроков, невыполнение домашних заданий, грубость и оскорбления (нецензурные выражения), курение, драки, издевательства над младшими или более слабыми, вандализм (порча школьного имущества), мелкие кражи.

Таким нарушением может служить отказ носить школьную форму. Причём, во многих случаях, этот отказ поддержан родителями, в качестве причин указывающих на плохое качество, плохой внешний вид и неудобство формы. Попробуем разобраться, законны ли требования школы по школьной форме и является ли отказ её носить нарушением, за которое может последовать дисциплинарное взыскание?

Письмо Министерство образования и науки от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» предоставляет школам право на введение школьной одежды и требований к внешнему виду обучающихся.

Таким образом, если в школе принят нормативный акт о введении школьной формы, то невыполнение этого правило является дисциплинарным проступком.

Каковой же должна быть степень нарушения, чтобы учащийся получил самое серьёзное взыскание – отчисление?

Всё в том же Приказе Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» содержаться условия применения этой меры:

Во-первых, исключение как мера дисциплинарного взыскания применяется лишь к несовершеннолетнему, достигшему возраста 15 лет;

Во-вторых, она «допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков»;

В-третьих, эта «мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность» (т.е. отчисление применяется, если ни замечание, ни выговор не помогли).

Недовольные решением родители могут обжаловать его в комиссии по урегулированию споров участников образовательных отношений в самой школе и, выше, в органы управления образованием (статья 45 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом можно сделать вывод, что угрозы об отчислении к старшеклассникам не пустая угроза.

Социологический опрос

Для подтверждения выдвинутой гипотезы или же её опровержения, среди учащихся 8 классов гимназии я провел социологический опрос.

В опросе приняло участие 70 человек, учащимся было предоставлено 3 вопроса:

1. Какие законы закрепляют ваши права, связанные с образованием?

Анализ ответов:

– ФЗ «Об образовании в РФ» – 10%
– Конституция РФ – 50%
– Декларация прав ребенка – всего лишь 16%
– без ответа – 24%.

Исходя из этого можно сделать следующие выводы:

1) Практически все учащиеся параллели 8-х классов не знают, что основным законом является Закон об образовании в РФ;
2) учащиеся не интересуются правовой стороной в своей жизни.

2. Какие формы образования вы имеете право выбрать (уточните их отличия)?

Анализ ответов показал, что учащиеся называют различные формы обучения, на мой взгляд одним из объяснений может служить наличие учащихся в нашем классе занимающегося дистанционно и на дому.
Среди остальных ответов присутствуют:
– в школе (очная форма) 40%;

– надомное обучение 30%
– экстернат – 0%;
– дистанционное обучение 30%;

3. На основании чего школа имеет право вас отчислить?
Наиболее распространенным ответами на поставленный вопрос стали: прогулы 25% затем плохая успеваемость – 20% и плохое поведение – 55%.
Исходя из этого можно сказать, что опрошенные имеют представления, но не знают, за что конкретно могут исключить из гимназии.

Заключение

По результатам работы я пришел к следующим выводам:

Во-первых законодательством предусмотрены не только права учащихся, но и установлены меры наказаний за нарушение норм поведения в школе.

Во-вторых, отчисление, как мера дисциплинарного взыскания, правомерна для учащихся старше 15 лет и только 10-11 класса.

В-третьих, учащиеся имеют слабое представление о своей ответственности в образовании.

На мой взгляд, необходимо совершенствовать законодательство в области образования, более четко расписывать права и обязанности участников образовательного процесса.

Для того чтобы учащиеся больше знали о своих правах и о своей ответственности в образовании, необходимо вести просветительскую работу по этому направлению, а именно: подготовить памятку для каждого учащегося, проводить минутку правовых знаний на уроках обществознания, использовать наглядные пособия и стенды для просвещения учащихся и родителей.

 

Список использованной литературы

1) «Декларация прав ребёнка ООН»

2) «Конституция РФ»

3) Письмо Минобрнауки от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» (https://минобрнауки.рф/документы/3236).

4) Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (https://www.rg.ru/2013/06/26/minobrnauki-dok.html)

5) Права ребенка в школе. Болотова Е. Л. М., 2011.

6) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: