Доктор педагогических наук, профессор Д.Ф. Мосунов, Санкт-Петербургская государственная академия им. П.Ф. Лесгафта
Издревле известны оздоровительные результаты влияния водной среды на организм человека. Спортивная направленность развития физической культуры в СССР предопределила разработку методики обучения плаванию здоровых детей и как исключение - инвалидов и лиц с проблемами развития и повреждением органов слуха и зрения, оставив в стороне детей с поражением опорно-двигательного аппарата, отклонениями в умственном развитии и разнообразными комплексами отклонений от нормы.
В доступной литературе отсутствуют научно обоснованные методики, обобщение опыта работы, знаний и умений отдельных энтузиастов и профессионалов, обучивших плаванию лиц со средними и тяжелыми формами поражений. Являясь индивидуальным достоянием таланта отдельных педагогов, накопленный ими уникальный опыт остается недоступным для распространения и утрачивается с их уходом из бассейнов и, к сожалению, из жизни.
В настоящее время появилась возможность обучать плаванию детей-инвалидов не только в специальных лечебных бассейнах при поликлиниках или стационарах, но и в бассейнах типа "лягушатник", крытых и открытых спортивных плавательных бассейнах, в том числе и на водоемах Российской Федерации.
Цель настоящего исследования - выявление проблем организации и проведения начального обучения плаванию детей-инвалидов.
Методика. Естественный педагогический эксперимент и педагогические наблюдения с использованием подводной и надводной видеомагнитной записи проводятся в условиях плавательного бассейна и кафедры плавания СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта с 1991 года и по настоящее время.
|
Основные задачи дидактического исследования - экспериментальное выявление проблем обучения и преподавания, разработка средств и методов организации работы с детьми-инвалидами в условиях глубокого плавательного бассейна в процессе подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Ежегодно в исследованиях принимают участие более 150 детей-инвалидов с различной тяжестью и степенью патологий, последствий заболеваний и поражений после травм и ампутаций, детского церебрального паралича, аутизма, болезни Дауна, олигофрении, эпилепсии, гемипареза, микроцефалии, гидроцефалии, гемофилии, диабета, сколиоза, последствий полиомиелита, с поражением органов зрения и слуха, центральной и периферической нервной, сердечно-сосудис той, иммунной систем, различных форм задержки физического, умственного и психического развития, ожирения и других; 67 студентов специализации "плавание" и "адаптивная физическая культура"; 8 соискателей и аспирантов кафедры плавания СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта и Волгоградской академии физической культуры; 16 высококвалифицированных преподавателей и тренеров по плаванию.
Эксперимент осуществляется под нашим руководством и при непосредственном участии в процессе организации и проведения учебных занятий по вышеперечисленным специализациям, занятий по повышению профессионального мастерства, проведения учебной и тренерской педагогической практики, курсов повышения квалификации, специальных выездных семинаров и практикумов, в том числе в городах России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
|
Анализ, обобщение опыта работы по результатам исследований и обсуждение с использованием видеодокументов осуществлялись на практических групповых и индивидуальных консультациях со специалистами из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Дзержинска, Волгограда, Краснодара.
Материалы исследований, частично опубликованные или подготовленные к печати, докладывались и обсуждались на научных и практических конференциях и симпозиумах, в том числе и международных с участием специалистов, педагогов и медиков из США, Англии, Франции, Голландии, Финляндии, Германии, Литвы.
В основу разработки методики обучения и преподавания положены исследовательский, проблемный и эвристический методы обучения [1]. Методология и стратегия исследования определялись положениями, обобщенными нами [2] в дидактических основах совершенствования двигательных действий спортсмена на примере плавания.
Результаты исследования. 1. Центральной проблемой организации начального обучения плаванию детей-инвалидов является гидрореабилитационное плавание. Оно отражает дидактические взгляды передачи опыта двигательной, умственной, физической, соматической, духовной и волевой деятельности от одного поколения к другому, путем планирования, организации и проведения занятий в условиях водной среды для лиц с отклонениями в развитии.
Необходимость разработки дидактического угла зрения диктуется возникшим в настоящее время противоречием, с одной стороны, многовекового опыта различных народов мира по использованию разнообразных свойств и особенностей взаимодействия организма человека с водной средой и оздоровительного влияния на его различные проявления и как следствие в большинстве случаев установления необходимого физиологического гомеостаза (равновесия), оздоровления, а также накопления современных научных данных в различных отраслях знаний. С другой стороны, остаются не объясненными в доступной нам литературе факты достижения качественно нового, более высокого уровня физического и общественного развития человека в процессе купания новорожденных и обучения плаванию детей и взрослых различного возраста, имеющих разнообразные отклонения и тяжесть заболеваний, отсутствие системы теоретического осмысления и объяснения для совершенствования имеющихся и разработки новых эффективных средств и методов воздействия на подрастающее поколение.
|
2. Проблема критических ситуаций тренера по плаванию.
Экспериментально совместно с В.Г. Сазыкиным [3] выявлены и визуализированы на видеомагнитных носителях информации условия возникновения критических ситуаций, основные следствия, вытекающие из их развития, средства и методы предупреждения и преодоления критических ситуаций. Дальнейшее раскрытие проблем критических ситуаций представляется в изучении особенностей их проявления в зависимости от возраста, характера и тяжести заболеваний и поражений.
3. Проблема безопасности занятий.
Ее решение является жизненно необходимым и происходит всегда в условиях стрессовых ситуаций общения ребенка-инвалида и тренера по плаванию. Отмечается особенно высокий уровень испытывае мого стресса у тренера, ученика, родителей и обслуживающего персонала на первых занятиях начального обучения. Настоящая проблема - комплексная и проявляется как внутренняя, связанная со здоровьем и жизнью ученика и тренера, так и как внешняя - организационная, методическая, юридическая.
4. Проблема особенностей проявления в условиях водной среды последствий заболеваний и поражений ребенка.
Знания характерных особенностей проявления двигательных действий, умственных и психических возможностей, их учет подчас в супероперативной ситуационной обстановке позволяют выбирать и разрабатывать новые необходимые эффективные дидактические средства, методы и приемы.
5. Проблема дидактических основ плавания инвалида.
Данная проблема включает отражение двигательных действий, умственных и психических возможностей больного ребенка в средствах накопления, сохранения и передачи накопленного опыта, а также дидактические основы становления, развития и сохранения умений и навыков в условиях водной среды. Проблема требует разработки новых средств и методов индивидуального и группового обучения с учетом особенностей взаимодействия внутренних сил организма и внешней окружающей среды, в том числе и социальной.
6. Проблема организации учебного процесса.
Проблема затрагивает особенности организации занятий по обучению плаванию в условиях глубокого и мелкого бассейнов, крытого и открытого, искусственного или естественного; учет характера проявлений и тяжести заболевания ребенка; суточного времени проведения, продолжительности одного и последующих занятий; режима дня ребенка.
7. Проблема водобоязни.
Проблема вскрывает дидактическое определение водобоязни, причины ее возникновения и развития. Средства и методы преодоления водобоязни. Средства и методы обучения детей с проблемами умственного развития.
8. Проблема особенностей подготовки тренера-преподавателя.
Выявлены проблемы, наравне с общеизвестными трудностями, подготовки тренера-преподавате ля по плаванию. С их учетом нами разрабатываются дидактические принципы: соответствия ученика своему тренеру, долготерпения, развития от спонтанно выполненного к осознанному двигательному действию ребенка, педагогического резонансного метода взаимодействия в условиях водной среды тренера и ученика, стимула для тренера и для родителей и другие.
9. Проблема подготовки родителей.
Проблема содержит дидактические, моральные, этические, нравственные и иные стороны взаимодействия тренера, родителей и ребенка в условиях непосредственного и опосредованного контакта в плавательном бассейне, домашней и общественной обстановке.
10. Проблема дидактического отражения гидродинамических, физиологических, биомеханических, интеллектуальных, психических и иных особенностей взаимодействия тренера и ребенка в условиях водной среды.
Проблема заключается в дидактическом осмыслении, анализе, обобщении и развитии существующих в научной и специальной литературе знаний об особенностях различного рода взаимодействия людей в условиях окружающей водной среды, результатов проводимых научных исследований, результатов проводимых нами совместно с учениками и коллегами поисковых педагогических и специальных экспериментов, доказывающих принципиальную возможность обучения плаванию ребенка с любыми нарушениями и поражениями. При этом происходит положительное качественно новое повышение уровня его физического, интеллектуального и психического развития, например зафиксированы факты, когда 10-12-летние дети в результате занятий плаванием впервые в жизни начинают ходить, говорить, переходят на самообслуживание в домашних, учебных и общественных условиях.
11. Дидактическая проблема медицинского контроля.
Проблема заключается в умении и личной необходимости тренера организовать условия обеспечения медицинского контроля исходя из местных возможностей плавательного бассейна, врачебного контроля по месту жительства и наблюдения у специалиста по ведущему заболеванию или поражению.
12. Проблема оборудования и инвентаря.
Проблема состоит не только в финансовых затруднениях по приобретению необходимого оборудования и инвентаря, но и в принципиальном отсутствии индивидуальных средств, выполненных с учетом особенностей проявления и развития в условиях водной среды двигательных, умственных и психических возможностей больного ребенка.
Выводы
Выявленные в процессе естественного педагогического эксперимента проблемы организации начального обучения плаванию представляют лишь малую, хотя и ведущую, часть разнообразных общих и частных проблем. Вместе с тем их постановка в настоящее время позволит определиться в начальном направлении развития углубленных научных и методических исследований и разработок, привлечь внимание специалистов и в конечном итоге способствовать решению важнейших проблем развития и оздоровления общества.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (методологические основы). - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
2. Мосунов Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсменов. - С.-Петербург: Плавин, 1996. - 177 с.
3. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Критические ситуации при обучении плаванию ребенка-инвалида. - С.-Петербург, 1997. - 30 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://lib.sportedu.ru