Понятие и черты административного правоотношения.




Административные правоотношения

 

У каждой из ветвей власти есть своя, определённая Конституцией доля участия в управлении государством.

Законодательная ветвь власти осуществляет государственное управление посредством законодательной деятельности.

Судебная власть выполняет задачи государственного управления путём отправления правосудия.

Наконец, существует особая ветвь государственной власти, деятельность которой связана с исполнением закреплённых законом предписаний. Её так и называют — исполнительной властью. Она осуществляет непосредственное государственное управление во всех основных сферах жизни общества.

Деятельность исполнительной власти — любого её звена — строится на основе юридических норм, совокупность которых составляет особую отрасль в системе российского права — административное право.

Административное законодательство находится в совместном ведении РФ и её субъектов.

Административное право.

Каждая из отраслей права, как вы помните, регулирует свою особую сферу общественных отношений (гражданских, семейных, трудовых и т. д.).

Административное право регулирует только те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью её органов, призванных осуществлять функции государства.

Факты. В системе юридических наук, обслуживающих фундаментальные отрасли права — государственное (конституционное), гражданское, уголовное и административное, наука административного права самая молодая. Процесс её развития начался около 300 лет назад: сначала в XVIII в. под названием «наука полиции», затем в XIX в. под названием «наука полицейского права», а на рубеже XIX— XX вв. и в первые десятилетия XX в. завершился постепенным превращением в «науку административного права».

Нормы административного права имеют свои особенности.

Главная из них заключается в том, что предписания (т. е. прямые юридические обязанности), которые содержат нормы административного права, всегда носят властный, императивный (строго обязательный) характер. И это понятно: ведь предписания исходят от представителя власти.

Нормы административного права охватывают все основные сферы жизни общества — экономическую, политическую, социальную, культурную, поскольку во всех этих сферах осуществляется (в том или ином объёме) управленческая деятельность. Например, государственное управление в сфере экономики включает управление промышленностью, сельским хозяйством, связью, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортно-дорожным комплексом, торговлей, финансами и кредитом, охраной окружающей среды и т. д. Государственное управление в политической сфере включает управление органами обороны, безопасности, иностранных дел, внутренних дел и др. Государственное управление социально-культурной сферой включает управление образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан и др.

Субъектами административного права являются:

§ граждане,

§ органы государственной власти, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (правительство, министерства и ведомства, правоохранительные органы);

§ государственные и муниципальные служащие;

§ организации различных форм собственности, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, а также политические партии и иные общественные объединения, религиозные объединения, религиозные группы.

Все названные субъекты наделены правами и несут обязанности административно-правового характера. Такие права и обязанности закреплены законодательством в сфере управления, прежде всего в Конституции и Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Нормы административного права, как и другие социальные нормы, о которых вы уже знаете, могут иметь форму предписания, запрета или дозволения. Они по-разному влияют на общественные отношения.

Нормы-запреты действуют как предупреждение не совершать определённые действия (например, не хулигань, не кради, не нарушай правила дорожного движения и т. д. — гласит КоАП).

Предписывающие (обязывающие) нормы требуют от участников (субъектов) административного права совершать определённые действия (например, положения об органах, в которых закреплены их обязанности, должностные инструкции и т. д.). Обязанности устанавливаются для всех без исключения субъектов административного права.

Нормы-дозволения дозволяют совершать определённые действия, вести себя в дозволенных границах. Гражданин имеет право участвовать в управлении, проводить собрания, митинги, шествия и т. д.; имеет право на свободу передвижения, неприкосновенность жилища, на осуществление своих административных прав при получении начального и среднего образования; права на разные виды помощи — медицинской, юридической, технической, право на защиту (подачу административной жалобы, заявления в суд) и др. При этом, осуществляя свои права, гражданин не должен нарушать права других лиц.

Понятие и черты административного правоотношения.

Что такое правоотношение, вы уже знаете. Административное правоотношение — его конкретная разновидность. Охарактеризуем некоторые его черты.

Прежде всего следует помнить, что административные правоотношения имеют избирательный характер: они складываются только в той сфере общественных отношений, которая регулируется нормами административного права, — в сфере деятельности исполнительной власти (государственных органов и органов местного самоуправления, выполняющих определённые государственные функции).

Для возникновения административных правоотношений мало, чтобы стороны, вступившие во взаимодействие, обладали определёнными правами и обязанностями. Необходимо, чтобы хоть одна из сторон административно-правового отношения была представлена субъектом (органом или должностным лицом) административной власти, т. е. наделённым государственно-властными полномочиями.

Поскольку в административных правоотношения х участвует исполнительная власть, эти правоотношения чаще всего имеют властный характер. Их можно выразить формулой «власть — подчинение». Это значит, что одна сторона правоотношения наделена государственно-властными полномочиями — управляет, распоряжается, действует от имени государства, а другая обязана подчиняться. Отсюда следует, что между двумя рядовыми гражданами административные правоотношения невозможны. Сказанное, однако, не исключает такой ситуации, когда отношения складываются между субъектами исполнительной власти, имеющими одинаковый статус (положение) в системе органов государственной власти (например, два или несколько министерств могут договориться о создании межведомственной рабочей группы или комиссии для подготовки каких-либо совместных решений, проектов).

Административное правоотношение, как и любое правоотношение, возникает в связи с конкретным событием, действием, но только в том случае, если событие или действие предусмотрено в норме административного права (если же не предусмотрено, не возникает).

Итак, можно дать следующую характеристику понятия, черты которого мы рассмотрели: административными правоотношениями называют общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности исполнительной власти и регулируются нормами административного права.

Ситуация. В административном праве, конечно же, нет такой нормы, согласно которой некий гражданин Вася должен поделиться своим велосипедом с неким гражданином Стёпой. Значит, не существует юридического основания для возникновения административного правоотношения. Однако, если гражданин Стёпа (17 лет) без разрешения «уведёт» у гражданина Васи (16 лет) его велосипед, а гражданин Вася заявит об этом в полицию, такая ситуация уже близка к возникновению административного правоотношения. Почему? Потому что: а) в КоАП есть правовая норма, предусматривающая подобную ситуацию, — статья 7.27. Мелкое хищение; б) есть сторона, представляющая административную власть, — правоохранительный орган (полиция). Подумаем: между кем и кем в этом случае возникает административное правоотношение? Учитывая сказанное выше, можно ответить так: не между гражданином Васей и гражданином Стёпой. Административные правоотношения возникают у каждого из них с правоохранительными органами, обязанными принять меры, предусмотренные нормами права. Если заявление гражданина Васи (потерпевшего) подтвердится, гражданина Стёпу, нарушившего правовую норму, ждёт (как минимум) административное наказание в виде штрафа (ст. 7.27). Но это как минимум. Дело в том, что в статье 7.27 есть «Примечание», где уточняется, что стоимость похищенного не должна превышать 1 тыс. р. А если велосипед стоит дороже — что тогда? Можно предположить (решать будут правоохранительные органы), что Степана ждёт иное наказание, скорее всего, по ст. 158 УК РФ (кража). Почему мы так думаем? Вчитаемся в содержание указанной статьи. Здесь тоже есть «Примечание», разъясняющее, что минимальный ущерб собственнику (в нашем случае — Васе) составляет 2,5 тыс. р. Следовательно, если велосипед стоит не менее этой суммы, административные отношения Степана и Васи с правоохранительными органами могут перейти в уголовные. А это уже очень серьёзно. Смягчающим обстоятельством может быть только то, что Степан несовершеннолетний (хотя избежать наказания он не сможет).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: