Таким образом условные общности при опред. условиях могут превращаться в реальные.




 

<…..>

Этнические общности. Общности, выделяемые на основе особой культур­но-исторической самобытности (род, племя, клан, народность, нация).

Началом развития этнических общностей был род, объединявший несколько или много семей. Роды объединялись в тотемические кланы, основанные не на кровном родстве, а на вере в происхождение от общего предка. Объединение нескольких кланов привело к появлению племени. Племена в ходе дальнейшего культурного разви­тия и смешения переросли в народности. А народности на высшей стадии своего развития превратились в нацию.

Род это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение от общего предка (по материн­ской или отцовской линии) и носящих общее родовое имя. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита и пришел на смену первобытному человеческому стаду.

Кланы — это родовые союзы, выступающие зачатком политических институтов. Следует также выделить и тоте­мические кланы, они имели характер семейных союзов с религиозной подоплекой.

Племя это тип этносоциальной общности эпохи первобытно-общинного строя. Племя — более высокая форма общественной организации, оно охватывает боль­шое число родов и кланов.

Для племени характерно: общность территории (даже у кочующих племен область кочевок была ограничена и охранялась ими от других племен), выделение собствен­ного языка или диалекта, своих обычаев и культов, нали­чие некоторых элементов хозяйственного уклада, самосо­знания и, самоназвания. Племя имеет уже зачатки внут­ренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиоз­ного обряда и т.п.).

Появление союзов племен, завоевания и переселения привели к смешению племен, а в конечном итоге к объ­единению их в народности.

Народность — это этническая и социальная общность, которая на лестнице общественного развития следует за племенем и предшествует нации. В отличие от родоплеменной организации, основанной на кровнородственных связях, в народности главное значение имеют территори­альные связи, складывается общий язык (им обычно ста­новится язык наиболее развитого племени), развивается общность хозяйственных связей и появляются элементы общей культуры. Из одной народности (древ­нерусская) может образоваться несколько наций, и в то же время из нескольких наций может сложиться только одна. При этом некоторые народности из-за своей мало­численности и недостаточной развитости так и не смогли превратиться в нацию. (Сорокин – из народности коми).

Нация это историческая общность людей. В качест­ве основы выделения нации принимается: общность тер­ритории, языка, экономических связей, некоторых осо­бенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания.

 

 

Соц. организации. Многочисленные целевые общности, для которых характерно единство целенаправленной деятельности.

Амитаи Этциони (один из ведущих совр. амер. социологов и политологов) все организации делит на три следую­щих класса: 1) добровольные организации (voluntary organizations), члены которых объединяются на добровольной основе: политические партии, церкви, клубы, университе­ты; 2) принудительные организации (coercive organizations), членами которых становятся принудительным путем: на­чальная школа, армия, психбольницы, концентрацион­ные лагеря; 3 ) утилитарные организации (utilitarian organizations), члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей: от фирмы до учреждения.

Аркадий Ильич Пригожин выделяет два типа организаций: деловые (административные организации) и общественные (массовые организации, союзные организации). К деловым относит две орг. формы: первичные организации (конкретные единичные фирмы, предприятия, учреждения) и вторичные организации или т.н. надорганизации (корпорации, ведомства, гос. органы, отрасли). В основе надорганизации лежат межорганизационные отношения (кооперация или подчинение).

 

Таким образом социальные организации имеют ряд основных черт.

Во-первых, они обладают целевой природой, поскольку создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация – это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать свои потребности, интересы в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.

В-третьих, характерная черта организации, как считает Пригожин, обусловлена разделением труда, его специализацией по функциональному признаку. Организации строятся не только по вертикали, но и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.

В-четвертых, соц. организации формируют свои механизмы и средства соц. контроля за деятельностью членов организации на основе первичного группового (неформального) и вторичного (формального) групп. контроля. Последний осуществляется через институциональные и внутриорганизационные нормат. кодексы, которые требуют беспрекословного соблюдения.

Названные четыре фактора, по мнению Пригожина, детерминируют организационный порядок.

 

При этом особенностью соц. организаций явл. наличие формальной, а также неформ. внутр. организации, т.е. внутр. структур.

Форм. организация – это формализованные соц. отношения (долж. инструкции).

 

Идеальный тип формального управления соц. организацией по Веберу – бюрократия (букв. «власть канцелярии»). Она представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Ее характеризуют жесткая ответственность за каждый участок работы, координация во имя достижения организационных целей, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость. На основе этого создаются орг. структура любой организации (различают такие типы форм. организации как линейный, функциональный, штабной, матричный и др.).

 

Дисфункция бюрократии – бюрократизм (смещение акцента с целей деятельности на средства – формализм, неэффективность, иррационализм - жесткая иерархия, неукоснительное исполнение инструкций, строгая дисциплина и т. п. превращаются в тормоз на пути рациональности; кастовость – превращение бюрократии в закрытую соц. группу; дегуманизация – самих чиновников и их работы - без бумажки ты букашка).

 

Первый закон Паркинсона (1955 г.). Вебер считал бюрократию механизмом для достижения эффективности организации. Совершенно другую картину дает Сирил Норткот П а ркинсон, брит. писатель и бизнес-консультант прославившийся как автор закона Паркинсона: “Объем работы увеличивается для того, чтобы заполнить время, имеющееся для ее выполнения”. Т.е. бюрократ по природе своей не заинтересован в быстром (а тем более досрочном) выполнении своей работы. Паркинсон старается показать, что “число чиновников и объем работы не связаны друг с другом”. Он утверждает, что бюрократический аппарат увеличивается не из-за роста объема работы, а из-за того, что должностные лица стремятся иметь больше подчиненных. Эти подчиненные в свою очередь создают работу друг для друга, а координация их труда требует еще большего числа начальников.

Привитая неспособность. Торстейн Веблен (амер. экономист к. 19-н. 20 вв.) указывал на то, что бюрократические структуры поощряют у своих членов привычку полагаться на установленные правила и инструкции и применять их механически и нетворчески. Эту модель поведения он назвал привитой неспособностью. Позднее Мертон назвал это обучением неспособности. В результате социализации, происходящей в организациях, у работников часто складывается узкий кругозор, который ограничивает их способность реагировать по-новому на меняющиеся ситуации. Все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетентности. Следствием подобного «обучения» становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, негибкого в применении официальных норм и правил. Итог деятельности такого бюрократа — замкнутость бюрократической касты, возвышение ее над другими работниками

Из-за привитой неспособности бюрократические учреждения при быстрых переменах зачастую оказываются негибкими и неэффективными.

 

Поскольку в наши дни слово «бюрократия» имеет негативный оттенок, специалисты предпочитают передавать его первоначальное значение термином «аполлоновская организация».

 

Неформ. организация – неформализованные соц. отношения. Они делятся на две составляющие: внеформальная организация и соц.- психолог. организация (неформальная в узком смысле слова).

Внеформальная организация это «спон­танно развиваемая членами данной организации система неформализованных отношений, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных». Она представляет собой деловые, служебные отношения, нацеленные на дело, на работу, но не предусмотренные инструкциями и правилами, не подтвержденные официально, Т.е. это оп­тимальная система деловых связей, стихийно складываю­щихся между работниками, например, решение началь­никами цехов (отделов) некоторых производственных проблем напрямую друг с другом, минуя предусмотренное обращение в вышестоящие звенья.

Социально-психологи­ческая организация это «спонтанно складывающаяся система межличностных отношений, неизбежно возникающих в результате более или менее длительного общения, осно­ванного на взаимодействии работников как личностей», например, товарищеские отношения, отно­шения симпатий, отношения престижа, любительские группы и т.д. В ее основе лежит личный, избирательный выбор связей и отношений в коллективе, главная цель которого заключается в удовлетворение индивидами своих различных социальных потребностей (в общении, признании, самореализации, уверенности). Таким обра­зом, социально-психологическая организация ведет к об­разованию неформальных малых групп (социально-пси­хологических групп), численность которых обычно колеб­лется в пределах от 3 до 10 человек. Характерной чертой таких групп является определенная социально-психоло­гическая общность: взаимное доверие, чувство солидар­ности и т.д. В них господствуют определенные нравствен­ные принципы и моральные нормы, без формализован­ных стандартов и безличных образцов поведения. В рамках любой формальной группы одновременно сущест­вуют несколько подобного рода социально-психологичес­ких групп, которые находятся в состоянии борьбы или сотрудничества между собой.

Неформ. соц. отношения возникают и функциони­руют в малых неформальных группах в качестве противовеса и компенсации недостатков формальных отношений, способствуют ее совершенст­вованию. Но в то же время неформ. группы могут играть в организа­ции и дисфункциональную роль, например, «рассеивать» ав­торитет начальника, противодействовать общим целям и проч. Неформальная организация более изменчива, по­движна и неустойчива, чем формальная.

Важным является то, что соц. организации как большие соц. группы всегда включают в себя множество малых соц. групп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: