Русская народная сказка
«Снегурочка»
Конспект занятия по чтению художественной литературы
В подготовительной к школе группе
НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Возрастная категория: 6 – 7 лет (подготовительная группа).
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение
художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество ».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи: учить понимать образное содержание сказки, характер героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Планируемые результаты: самостоятельно придумывает продолжение прочитанной сказки; определяет настроение и характер прослушанного музыкального произведения; эмоционально реагирует на музыкальные и литературные произведения;
Материалы и оборудование: презентация сказки с текстом, репродукция картины В.Васнецова «Снегурочка», аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка», раскраска Снегурочка.
Организационный момент:
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Мы сегодня с вами совершим небольшое путешествие в волшебную зимнюю сказку. Чтобы нам попасть туда, давайте сначала отгадаем загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Шёл он долго, шёл он тихо,
Иногда кружился лихо.
Землю в белое одел
И мгновенно присмирел. (Снег)
Что за снежный человек,
Нос - морковка, тело - снег,
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора,
Нарядился в пуховик
Белоснежный. (Снеговик)
Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)
Работа над сказкой «Снегурочка »
Внимательно послушайте сказку «Снегурочка » (Презентация сказки с выразительным чтением)
Беседа по содержанию:
- Понравилась ли вам сказка?
- Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)
- Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
- Красивой получилась у стариков доченька?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать, ни пером описать)
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? (веселая)
(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)
Посмотрите, какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
- Во что, превратилась Снегурочка?
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.
- А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
- Какие ещё зимние игры и забавы вы знаете?
- Какую пользу принося нашему организму игры на свежем воздухе?
Физминутка
Давайте и мы слепим Снегурочку. Но сначала я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные, поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега, помочь девочкам поставить их друг на друга.
Ну что, берем снег, лепим снежные комочки.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.
Работа по картине В. Васнецова «Снегурочка»
Образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей композиторов.
Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку.
Какая она на картине: веселая или грустная? Почему?
А композитор Н. А. Римский – Корсаков создал ее образ в опере «Снегурочка ». Сядьте удобнее, закройте глаза и послушайте отрывок из оперы.
Звучит отрывок арии Снегурочки из оперы Н. А. Римского – Корсакова.
Беседа по содержанию
- Понравилось ли вам опера? Какое настроение вызывает она? О чём она повествует? Что бы вы изобразили на альбомных листках с помощью красок? Мы в следующий раз обязательно нарисуем Снегурочку и выразим свои чувства с помощью красок.
Опера Н.Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года- весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны- холодная, нежная и хрупкая Снегурочка, тает под летними лучами солнца.
В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красота русской песенности.
Драматизация.
Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её. Я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.