Семинар. Тема 6: Отечественное образование советского периода




(17 апреля 2019 года)

Цель практического занятия: проанализировать развитие философско-педагогических идей в России советского периода

Вопросы для обсуждения:

  1. Философско-методологические основания советской педагогики
  2. Советская школа и педагогика в период 1917-1930 гг
  3. Система обучения С.Т. Шацкого
  4. Система воспитания А.С. Макаренко
  5. Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского
  6. Советская педагогика 1939-1945 гг.
  7. Советская школа и педагогика 1946-1985 гг.

Темы докладов/рефератов:

1.Педагогические взгляды С.Т. Шацкого

2.Педагогическая система А.С. Макаренко

3.Теория коллектива А.С. Макаренко

4.Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко

5.Педагогика периода Великой Отечественной войны

6.Проблемы реформирования образования в послевоенное время

7.Основные задачи народного образования в советский период

8.Реализация идеи всестороннего развития личности в педагогике В.А. Сухомлинского

9.Педагогические идеи П.П. Блонского

10.Н.К. Крупская о народном образовании

11.Развитие идей креативно ориентированной педагогики в России

12.Роль отечественной педагогической психологии в обосновании и реализации идей развивающего обучения (1930-1970-е гг.)

13.Принципы развивающего обучения Л.В. Занкова

14.Христианские педагогические идеи протоиерея Василия Зеньковского

15.И.Ильин о путях духовного обновления человека

16.Развитие идей активизации и самостоятельности учебно-познавательной деятельности учащихся в отечественной педагогике 1920-1970-х гг.

17.Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова

 

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Изучить материал в учебниках:

- Л.Д. Старикова. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Издательство Юрайт, 2017 – 435

- Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов. М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1999

- Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей: учебн. Пособие для Высш. шк. М.: Пед. о-во России, 2000

- История педагогики. Ч.1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов./ Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. испр. и доп. М.,: ТЦ Сфера, 2000

- Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века). М.: Академия, 2000

- Хрестоматия по истории педагогики. Том 2. М., 2016

- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. – М., 1964-1965

- Крупская Н.К. Сочинения: В 4 т. – М., 1930-1934

- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. – М., 1961

- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984

- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. – М.: Педагогика, 1979-1981 гг.

- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., Просвещение, 1968

- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996

2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Каковы основные черты педагогики и образования советского периода 1917-1930-х гг?

2. Какие изменения произошли в государственной системе народного образования с 1917 по 1930 год?

3. В чем состоит вклад в развитие педагогики К.Н. Вентцеля?

4. Какие педагогические идеи высказывал С.Т. Шацкий?

5. В чем заслуга в развитии педагогики П.Ф. Каптерева?

6. В чем специфика педагогической системы А.С. Макаренко?

7. В чем состояла задача педагогики и образования в годы Великой Отечественной войны?

8. В чем видятся особенности развития педагогики и образования в послевоенный период?

9. В чем заключалась диалектика развития личности в педагогической системе В.А. Сухомлинского?

10. Каковы основные идеи креативно ориентированной педагогики в России XX века?

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), презентаций, написание эссе

Семинар. Тема 7: Развитие зарубежной педагогики и философии образования в XX веке (8 мая 2019 года)

Цель практического занятия: изучить философско-педагогические идеи зарубежной педагогики и философии образования XX века

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные зарубежные философско-педагогические направления XX века: педагогический традиционализм и реформаторская педагогика
  2. Философские основания социальной педагогики. Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Дильтей, Пауль Наторп, Эдвард Шпрангер
  3. Педагоги-неотомисты: Ф.В. Ферстер, Ж. Маритен, М. Бубер, Р. Штайнер
  4. Идеи философии экзистенциализма в педагогике. А. Камю, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, К. Ясперс, М. Хайдеггер. «Позитивный экзистенциализм». О. Больнова.
  5. Бихевиористская версия педагогики: А. Бандура, Э. Торндайк. Экспериментальная педагогика. В.А. Лай, Э. Мейман.
  6. Реформаторская педагогика. Ален Шартье, Овид Декроли, Эллен Кей Каролина Софья, Януш Корчак, Мария Монтессори, Георг Кершенштейнер.
  7. Педагогика прагматизма. Джон Дьюи

Темы докладов/рефератов

1. Экспериментальная педагогика.

2. Эдуард Торндайк и социальная теория научения.

3. Рудольф Штайнер и идеи Вальдорфской школы.

4. Реформаторская педагогика Марии Монтессори

5. Социально-педагогическая теория Джона Дьюи

6. Система школьного образования в США

7. Дуальная система профессионального образования в Германии.

8. Система Начального профессионального образования в Англии

9. Система образования современного Китая

10. Общее образование в Японии

11. Истоки реформаторской педагогики

12. Трудовое воспитание в трудах Георга Кершенштейнера

13. Идеи социопедагогики в работах Эмиля Дюркгейма

14. Джон Дьюи – идеолог педагогики прагматизма

15. Жизнь и творчество Жан-Поля Сартра

16. Истоки социальной педагогики

17. Педагогика прагматизма и марксистская педагогика в России

Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения, технология проведения учебной дискуссии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Изучить материал в учебниках:

- Л.Д. Старикова. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Издательство Юрайт, 2017 – 435

- Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов. М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1999

- Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей: учебн. Пособие для Высш. шк. М.: Пед. о-во России, 2000

- История педагогики. Ч.1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов./ Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. испр. и доп. М.,: ТЦ Сфера, 2000

- Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века). М.: Академия, 2000

- Хрестоматия по истории педагогики. Том 2. М., 2016

 

2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

· В чем выражаются социально-культурные, философско-мировоззренческие особенности зарубежной педагогики XX века?

· Каковы причины появления позитивистско-прагматической реакции на классическое образование?

· В чем состоит причина роста интереса к философским основаниям педагогики?

· Какова сущность социальной педагогики?

· Каковы основные положения концепции Эмиля Дюркгейма?

· В чем состоит вклад философов-экзистенциалистов в педагогическую теорию?

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: анализ сообщений (докладов), презентаций, оценка когнитивной активности, написание эссе

 

Семинар. Тема 8: П едагогика и философия образования в постиндустриальной России (8 мая 2019 года)

Цель практического занятия: проанализировать развитие философско-педагогических идей в России постиндустриального периода

Вопросы для обсуждения:

  1. Цели и задачи современной образовательной политики. Образование – один из ведущих факторов формирования гражданского общества
  2. Основные направления развития российского образования
  3. Основные тенденции в развитии профессионального образования
  4. Болонское соглашение
  5. Единый государственный экзамен в российской системе образования

Темы докладов/рефератов:

  1. Образование как социальное благо
  2. Образование как ценность
  3. Цели и задачи образовательной политики в России
  4. Образование как один из ведущих факторов формирования гражданского общества.
  5. Качественное образование – основополагающая цивилизационная норма
  6. Болонское соглашение: за и против
  7. ЕГЭ в российской системе образования

 

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Изучить материал в учебниках:

- Л.Д. Старикова. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Издательство Юрайт, 2017 – 435

- Давыдов Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образованиия // Педагогика. 2005. № 7. С. 3-11

- Загвязинский В.И. Глобальные проблемы развития российского образования // Педагогика. 2005. № 3 (33). С. 21-27

- Хлебников В.А. Как нам реорганизовать ЕГЭ // Педагогика. 2006. № 3. С. 3-11

- Щетинин В.П. Образование в контексте теории человеческого капитала // педагогика. 2003. № 6. С. 40-46

 

2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Как рассматривать понятие «образование» в современных условиях?

2. Какие основные задачи стоят перед российским образованием?

3. В чем состоит аксиологический аспект образования?

4. Какие интеграционные процессы осуществляются в образовании?

5. Чем вызвана интеграция России в мировое образовательное пространство?

6. Какие опасения существуют при вхождении России в Болонский процесс?

7. Чем вызвано появление ЕГЭ? Каковы его последствия?

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), презентаций, написание эссе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: