(17 апреля 2019 года)
Цель практического занятия: проанализировать развитие философско-педагогических идей в России советского периода
Вопросы для обсуждения:
- Философско-методологические основания советской педагогики
- Советская школа и педагогика в период 1917-1930 гг
- Система обучения С.Т. Шацкого
- Система воспитания А.С. Макаренко
- Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского
- Советская педагогика 1939-1945 гг.
- Советская школа и педагогика 1946-1985 гг.
Темы докладов/рефератов:
1.Педагогические взгляды С.Т. Шацкого
2.Педагогическая система А.С. Макаренко
3.Теория коллектива А.С. Макаренко
4.Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко
5.Педагогика периода Великой Отечественной войны
6.Проблемы реформирования образования в послевоенное время
7.Основные задачи народного образования в советский период
8.Реализация идеи всестороннего развития личности в педагогике В.А. Сухомлинского
9.Педагогические идеи П.П. Блонского
10.Н.К. Крупская о народном образовании
11.Развитие идей креативно ориентированной педагогики в России
12.Роль отечественной педагогической психологии в обосновании и реализации идей развивающего обучения (1930-1970-е гг.)
13.Принципы развивающего обучения Л.В. Занкова
14.Христианские педагогические идеи протоиерея Василия Зеньковского
15.И.Ильин о путях духовного обновления человека
16.Развитие идей активизации и самостоятельности учебно-познавательной деятельности учащихся в отечественной педагогике 1920-1970-х гг.
17.Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова
Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.
|
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Изучить материал в учебниках:
- Л.Д. Старикова. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Издательство Юрайт, 2017 – 435
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов. М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1999
- Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей: учебн. Пособие для Высш. шк. М.: Пед. о-во России, 2000
- История педагогики. Ч.1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов./ Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. испр. и доп. М.,: ТЦ Сфера, 2000
- Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века). М.: Академия, 2000
- Хрестоматия по истории педагогики. Том 2. М., 2016
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. – М., 1964-1965
- Крупская Н.К. Сочинения: В 4 т. – М., 1930-1934
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. – М., 1961
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. – М.: Педагогика, 1979-1981 гг.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., Просвещение, 1968
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996
2. Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Каковы основные черты педагогики и образования советского периода 1917-1930-х гг?
2. Какие изменения произошли в государственной системе народного образования с 1917 по 1930 год?
3. В чем состоит вклад в развитие педагогики К.Н. Вентцеля?
4. Какие педагогические идеи высказывал С.Т. Шацкий?
5. В чем заслуга в развитии педагогики П.Ф. Каптерева?
|
6. В чем специфика педагогической системы А.С. Макаренко?
7. В чем состояла задача педагогики и образования в годы Великой Отечественной войны?
8. В чем видятся особенности развития педагогики и образования в послевоенный период?
9. В чем заключалась диалектика развития личности в педагогической системе В.А. Сухомлинского?
10. Каковы основные идеи креативно ориентированной педагогики в России XX века?
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), презентаций, написание эссе
Семинар. Тема 7: Развитие зарубежной педагогики и философии образования в XX веке (8 мая 2019 года)
Цель практического занятия: изучить философско-педагогические идеи зарубежной педагогики и философии образования XX века
Вопросы для обсуждения:
- Основные зарубежные философско-педагогические направления XX века: педагогический традиционализм и реформаторская педагогика
- Философские основания социальной педагогики. Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Дильтей, Пауль Наторп, Эдвард Шпрангер
- Педагоги-неотомисты: Ф.В. Ферстер, Ж. Маритен, М. Бубер, Р. Штайнер
- Идеи философии экзистенциализма в педагогике. А. Камю, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, К. Ясперс, М. Хайдеггер. «Позитивный экзистенциализм». О. Больнова.
- Бихевиористская версия педагогики: А. Бандура, Э. Торндайк. Экспериментальная педагогика. В.А. Лай, Э. Мейман.
- Реформаторская педагогика. Ален Шартье, Овид Декроли, Эллен Кей Каролина Софья, Януш Корчак, Мария Монтессори, Георг Кершенштейнер.
- Педагогика прагматизма. Джон Дьюи
Темы докладов/рефератов
|
1. Экспериментальная педагогика.
2. Эдуард Торндайк и социальная теория научения.
3. Рудольф Штайнер и идеи Вальдорфской школы.
4. Реформаторская педагогика Марии Монтессори
5. Социально-педагогическая теория Джона Дьюи
6. Система школьного образования в США
7. Дуальная система профессионального образования в Германии.
8. Система Начального профессионального образования в Англии
9. Система образования современного Китая
10. Общее образование в Японии
11. Истоки реформаторской педагогики
12. Трудовое воспитание в трудах Георга Кершенштейнера
13. Идеи социопедагогики в работах Эмиля Дюркгейма
14. Джон Дьюи – идеолог педагогики прагматизма
15. Жизнь и творчество Жан-Поля Сартра
16. Истоки социальной педагогики
17. Педагогика прагматизма и марксистская педагогика в России
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения, технология проведения учебной дискуссии.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Изучить материал в учебниках:
- Л.Д. Старикова. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Издательство Юрайт, 2017 – 435
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов. М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1999
- Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей: учебн. Пособие для Высш. шк. М.: Пед. о-во России, 2000
- История педагогики. Ч.1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов./ Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. испр. и доп. М.,: ТЦ Сфера, 2000
- Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века). М.: Академия, 2000
- Хрестоматия по истории педагогики. Том 2. М., 2016
2. Ответить на вопросы и выполнить задания:
· В чем выражаются социально-культурные, философско-мировоззренческие особенности зарубежной педагогики XX века?
· Каковы причины появления позитивистско-прагматической реакции на классическое образование?
· В чем состоит причина роста интереса к философским основаниям педагогики?
· Какова сущность социальной педагогики?
· Каковы основные положения концепции Эмиля Дюркгейма?
· В чем состоит вклад философов-экзистенциалистов в педагогическую теорию?
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: анализ сообщений (докладов), презентаций, оценка когнитивной активности, написание эссе
Семинар. Тема 8: П едагогика и философия образования в постиндустриальной России (8 мая 2019 года)
Цель практического занятия: проанализировать развитие философско-педагогических идей в России постиндустриального периода
Вопросы для обсуждения:
- Цели и задачи современной образовательной политики. Образование – один из ведущих факторов формирования гражданского общества
- Основные направления развития российского образования
- Основные тенденции в развитии профессионального образования
- Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен в российской системе образования
Темы докладов/рефератов:
- Образование как социальное благо
- Образование как ценность
- Цели и задачи образовательной политики в России
- Образование как один из ведущих факторов формирования гражданского общества.
- Качественное образование – основополагающая цивилизационная норма
- Болонское соглашение: за и против
- ЕГЭ в российской системе образования
Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Изучить материал в учебниках:
- Л.Д. Старикова. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Издательство Юрайт, 2017 – 435
- Давыдов Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образованиия // Педагогика. 2005. № 7. С. 3-11
- Загвязинский В.И. Глобальные проблемы развития российского образования // Педагогика. 2005. № 3 (33). С. 21-27
- Хлебников В.А. Как нам реорганизовать ЕГЭ // Педагогика. 2006. № 3. С. 3-11
- Щетинин В.П. Образование в контексте теории человеческого капитала // педагогика. 2003. № 6. С. 40-46
2. Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Как рассматривать понятие «образование» в современных условиях?
2. Какие основные задачи стоят перед российским образованием?
3. В чем состоит аксиологический аспект образования?
4. Какие интеграционные процессы осуществляются в образовании?
5. Чем вызвана интеграция России в мировое образовательное пространство?
6. Какие опасения существуют при вхождении России в Болонский процесс?
7. Чем вызвано появление ЕГЭ? Каковы его последствия?
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), презентаций, написание эссе