Тема 1: Школа и педагогика в странах Западной Европы Нового Времени.




Технологическая карта семинарских занятий 2 семестр 1 курс

Вопросы и задания для подготовки к занятиям семинарского типа по дисциплине

«Философия образования и история педагогики».

Тема 1: Школа и педагогика в странах Западной Европы Нового Времени.

Я.А. Коменский (6 марта 2019 года)

Цель практического занятия: выявление особенностей развития образовательно-воспитательных систем на этапе развития педагогики как самостоятельной науки

Вопросы для обсуждения:

1. Я.А. Коменский – основоположник науки о воспитании и образовании

2. Философско-богословские основания «Великой дидактики» Я.А. Коменского.

3. Особенности построения учебно-воспитательного процесса по Я.А. Коменскому.

4. Дидактические принципы «Великой дидактики».

5. Суть педагогической системы Я.А. Коменского

6. Понимание Я.А. Коменским закономерностей психического развития ребенка

7. Анализ книги «Материнская школа» Я.А. Коменского

 

Темы докладов/рефератов:

  1. Педагогическая система Я.А. Коменского
  2. Воспитательная система Я.А. Коменского
  3. Принцип природосообразности – основной принцип дидактики
  4. Анализ книги Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках»
  5. Идеи природосообразного и пансофического обучения и воспитания Я.А. Коменского

Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения, технология проведения учебной дискуссии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Изучить материал в учебниках:

- Л.Д. Старикова. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Издательство Юрайт, 2017 – 435

- c.

- Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов. М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1999

- Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей: учебн. Пособие для Высш. шк. М.: Пед. о-во России, 2000

- История педагогики. Ч.1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов./ Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. испр. и доп. М.,: ТЦ Сфера, 2000

- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1982.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

· Как Я.А. Коменский доказывает необходимость воспитания и образования?

· Какие идеи заложены в книге «Великая дидактика»?

· Какие положения концепции Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики?

· Как актуальны сегодня дидактические принципы, разработанные Я.А. Коменским?

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности

Семинар. Тема 2: Образовательно-воспитательные системы стран Западной Европы в XVIII - XIX вв. (20 марта 2019 года)

Цель практического занятия: изучить концепцию джентльмена Дж. Локка и педагогические взгляды на воспитание Ж.-Ж. Руссо, педагогические идеи И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта и Ф.А.В. Дистервега

Вопросы для обсуждения:

1.Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж. Локка

2. Система воспитания джентльмена Дж. Локка.

3. Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо

4. Социально-педагогические взгляды И.Г. Песталоцци

5. Философско-психологические основания педагогики И.Ф Гербарта

6. Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега

7. Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике.

Темы докладов/рефератов:

1. Воспитание джентльмена по Дж. Локку

2. Идеи домашнего воспитания Дж. Локка

3. Идеал воспитания Жан Жака Руссо

4. Трудовое воспитание по Жан Жаку Руссо

5. Педагогические взгляды философов-энциклопедистов

6. Педагогические идеи и деятельность И.Г. Песталоцци.

7. Педагогика И.Ф. Гербарта и его эстетические взгляды

8. Идеи развивающего и воспитывающего обучения И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта

9. Классики немецкой философии о педагогике (И.Кант, Г.В. Гегель)

10. Философские основания педагогической системы Ф.А.В. Дистервега

11. Принцип культуросообразности Ф.А.В. Дистервега

12. Философско-педагогическая система Г. Спенсера.

13. Идеи индивидуалистического целеполагания в образовании

14. Педагогические идеи социалистов-утопистов

15. Педагогика и философия позитивизма

 

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Изучить материал в учебниках:

- Л.Д. Старикова. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп.. – М.: Издательство Юрайт, 2017 – 435

- c.

Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов. М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1999

Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей: учебн. Пособие для Высш. шк. М.: Пед. о-во России, 2000

История педагогики. Ч.1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов./ Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. испр. и доп. М.,: ТЦ Сфера, 2000

Скирбекк Г., Гилье Н. История Философии: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; под ред. С.Б. Крымского. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001

Локк Дж. Сочинения: В 3.т. М., 1985-1988

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981

2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

  • Каковы основные положения педагогической теории Дж. Локка и как они связаны с его философскими взглядами?

· Почему Дж. Локк ратовал за домашнее воспитание? В чем его суть?

· Каковы основные идеи педагогического романа Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании»? Что понимал Ж.-Ж. Руссо под свободным воспитанием?

· В чем выражалась связь между педагогическими идеями Просвещения и Французской Революции?

· Какими педагогическими идеями руководствовался И.Г. Песталоцци в воспитании и обучении? Каковы философские основания его педагогической системы?

· В чем заключалась идея развивающего обучения И.Ф. Гербарта, каковы ее философские основания?

· Почему Ф.А.В. Дистервега называют «учителем немецких учителей»? Каковы философские основания его педагогической системы?

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, представление презентаций, анализ сообщений (докладов)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: