Интерфейсы и опыт взаимодействия




Современный дизайн в киберпространстве


Введение

Киберпространство стало обычным условием в жизни современного общества. Но если осмыслить его как цивилизационное достижение, превосходящее появление письменности или книгопечатания в качестве средства трансляции информации, то это революция в способах освоения культурных богатств, передачи знаний между людьми и поколениями, открыла нам двери в эпоху информационной эры, когда соприкоснулось два мира - мир атомов и мир битов, объединившись в едином гибридном пространстве современного социума. Сегодня «миллионы частных лиц тратят деньги, время и жизненную энергию, чтобы получить доступ в новую вселенную» [6, с. 19]. Поэтому вопрос дизайна виртуальной среды нашего обитания столь актуален в социальном обществе и имеет место в данном эссе.

Цель работы состоит в рассмотрении концептуальных основ и современных тенденций развития дизайна, как проектирования киберпространства, в условиях виртуализации интеллектуальной и культурной деятельности человека.

Объектом дизайна является киберпространство, под которым может рассматриваться «искусственная [или виртуальная среда], состоящая из интеллектуальных объектов… способных реагировать на действия человека и вступать с ним во взаимодействие» [1, с. 59]. В данном эссе под киберпространством будет подразумеваться Интернет, или же другие коммуникативные сети, обеспечивающие возможность обратной связи и взаимодействия в режиме реального времени. На сегодняшний день именно Интернет является всемирно распространенной формой единого киберпространства, ценность которого определяется его коммуникативными функциями, степенью осуществления контроля над ним и не менее важным показателем имэджибилити (imageability), визуальной характеристикой среды, подразумевающей глубокий личный контакт со средой взаимодействия.

Сточки зрения дизайна, возможности организации структуры киберпространства неограниченны. Современный технический прогресс позволяет удовлетворить бесконечный потенциал человеческой фантазии. Тем не менее, дизайн с точки зрения пользовательского и социального обеспечение зависит от технологических требований, а также пространственных и социальных знаний дизайнеров, которые формируются посредством аналогий между виртуальными и физическими элементами социальной среды.

И так, приступим к рассмотрению основных положений современного дизайна в киберпространстве.

 


Интерфейсы и опыт взаимодействия

Способность путешествовать в виртуальном океане киберпространства доступно посредством взаимодействия с ним, используя всевозможные для этого пользовательские инструменты, которые принято называть интерфейсами.

До того как цифровая эра познакомила нас с опытом пользовательского взаимодействия, дизайн был понятием в основном художественным. Взаимодействие же актуально при наличии цели и намерения её осуществления. В таком контексте природа дизайна изменилась. Художественная ценность и эстетические качества конечно не исчезли, но стали необходимым дополнением более серьезной задачи - достижения пользовательских целей. Можно конечно углубиться еще дальше, в область, называемую «концептуальной». Концептуальный пользовательский дизайн рассматривает вещи с точки зрения их возможной ценности для пользователей.

«Чтобы обеспечить пользователей ощущением могущества и удовлетворения, необходимо сначала думать концептуально, затем в терминах поведения [или взаимодействия] и лишь в последнюю очередь - в терминах интерфейса.» [4, с. 52]

Проблематика же интерфейсов заключается в посредничестве между виртуальной средой и пользователем, который с ней взаимодействует. Поэтому столь актуален вопрос взаимодействия людей и программ, населяющих виртуальное пространство. Решение - проектирование взаимодействия, задачи которого ложатся на плечи дизайнеров-проектировщиков этого самого взаимодействия. Они сосредотачиваются непосредственно на том, как пользователи воспринимают и взаимодействуют с продуктами, основанными на программном обеспечении. В их задачи входит выбор поведения, предназначения, информационного обеспечения и пользовательского представления этих аспектов. Работа начинается с целей, которых пытается достичь пользователь, но конечно предусматривет потребности бизнеса, ограничения технологий и подчиненные задачи. Качественный дизайн взаимодействия заключается в изобретении таких взаимодействий, которые помогут пользователям достигать конкретных практических целей, не препятствуя при этом достижению личных.

Дизайн же интерфейса позволяет придать определенный вид уже существующему поведению системы и выполняется после того, как определено назначение и поведение интерактивного продукта. Специалистов в этой области обычно приглашают, когда работа над продуктом завершена или близится к завершению.

«Без дизайна интерфейса… не обойтись, однако в процессе проектирования интерфейс играет второстепенную роль, примерно как упаковка продукта. <…> Некачественный продукт в красивой и красочной упаковке - продукт по-прежнему некачественный.» [4, с. 281].

Важной особенностью дизайна интерфейсов и взаимодействия в целом является юзабилити. «Юзабилити - это степень эффективности, трудоемкости и удовлетворенности, с которыми продукт может быть использован определенными пользователями при определенном контексте использования для достижения определенных целей, мотивов и задач.» [2, с. 64].

Другим не менее важным моментом является «вежливость» взаимодействия, поскольку это поведенческая особенность человека. И чтобы пользователь чувствовал себя комфортно, а эффективность его работы при взаимодействии была максимальной, программы должны вести себя предельно вежливо. Особенности «вежливых» программных продуктов в ознакомительном режиме данного эссе к сожалению рассмотреть очень трудно. По этому двигаемся дальше к культурным аспектам вопроса.

Культура интерфейса по мере развития виртуализации занимает центральное положение в современном социуме. Графика пользовательских инструментов, как средство коммуникации, приобретает широкий исторический контекст: «Глядя назад, можно о сегодняшнем уровне развития средств коммуникации сказать… что вся культура средств коммуникации в известном смысле была и есть интерфейсная культура. Но раньше осознание и реализация взрывов информации длились столетия» [6, с. 17]. Сегодня найти общий язык с ежедневно меняющимися технологиями нам помогают именно интерфейсы, которые полноценно можно рассматривать как форму современного творчества.

«Интерфейс пришел в мир под прикрытием эффективности и сейчас начинает выступать - подобно кокону бабочки - как форма подлинного искусства» [6, с. 22]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: