Введение
Предпроектное обследование предприятия - один из важнейших этапов успешного внедрения проекта. Этот этап служит фундаментом для всей последующей работы над проектом.
Предпроектное обследование начинается с ознакомительных бесед с руководством компании и начальниками отделов.
Сначала выявляются основные проблемы предприятия, описываются текущие технологические процессы в производстве. Руководство определяет основные структурные единицы предприятия, а так же выделяет первоочередные, наиболее важные и менее важные задачи, которые необходимо достигнуть в процессе реализации проекта.
Руководители отделов объясняют структуру своего отдела, основные документы и основные потоки документооборота в отделе, а так же взаимосвязи между другими отделами. Например, вместе с начальником склада составляется схема движения документов через склад, по каким документам происходит отгрузка продукции, по каким её оприходование, как организовано взаимодействие с поставщиками и покупателями.
Результатом предпроектного обследования является официальный документ, подписанный как руководством предприятия, так и руководством внедренческого центра. В данном документе отражена текущая структура предприятия, взаимосвязи отделов, потоки документооборота внутри отделов, потоки документооборотов между отделами, приведен список всех документов и отчетов компании.
Организация обследования предприятия
Обследование – это работа бизнес аналитика на предприятии заказчика по изучению бизнес-процессов, документооборота, выявление тенденций развития бизнеса предприятия, определения требований к автоматизированной системе с целью выработки рекомендаций по разработке оптимальной для данного предприятия схемы внедрения автоматизированной системы.
|
В задачи обследования входит:
· изучение бизнес-процессов организации заказчика и определение необходимости их изменения, в случае неэффективности их реализации в существующем виде;
· определение и оценка пожеланий Заказчика по автоматизации управления организацией;
· определение особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации заказчика;
· определение требований заказчика к целевым показателям автоматизированной системе управления предприятием;
· оценка уровня подготовленности персонала заказчика к освоению нового программного обеспечения;
· идентификация области учета и основных бизнес-процессов, подлежащих автоматизации (определить границы автоматизации) организации заказчика;
· оценка рисков неконтролируемых изменений объема, стоимости и продолжительности предстоящих проектных работ;
· определение бюджета проекта;
· написание отчета о проведенном обследовании.
Выделяют два этапа процесса обследования организации: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации.
На этапе определения стратегии внедрения ИС определяются цели и задачи внедрения, оценивается реальный объем проект внедрения. Данный этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача данного этапа – понимание требований заказчика.
Результатом первого этапа является технико-экономическое обоснование проекта. В данном документе фиксируется стоимость проекта, сроки завершения отдельных этапов проекта, окупаемость проекта, возможность изменения и прочее.
|
На втором этапе обследования – детальный анализ деятельности – изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием.
По результатом всего процесса обследования предприятия устанавливается перечень задач управления, которые целесообразно автоматизировать. Данные задачи ранжируются по степени важности (классификация MuSCoW). Must have – необходимые функции, Should have – желательные функции, Could have – возможные функции, Won’t have – отсутствующие функции.
Структурный и объектный анализы
Целью анализа предприятия с точки зрения и структурного, и объектного анализа состоит в построении некой абстрактной модели организации по определенным правилам, заданным правилами анализа.
Структурным анализом принято называть метод исследования системы, который начинается с ее общего обзора, а затем детализируется, приобретая иерархическую структуру с все большим числом уровней. Для таких методов характерно: разбиение на уровни абстракции с ограниченным числом элементов (от 3 до 7); ограниченный контекст, включающий только существенные детали каждого уровня; использование строгих формальных правил записи; последовательное приближение к результату. Структурный анализ акцентирует свое внимание на:
· объектной структуре, отражающей состав взаимодействующих в процессах материальных и информационных объектов предметной области;
|
· функциональной структуре, отражающей взаимосвязь функций (действий) по преобразованию объектов в процессах;
· структуры управления, отражающей события и бизнес-правила, которые воздействуют на выполнение процессов;
· организационной структуре, отражающей взаимодействие организационных единиц предприятия и персонала в процессах;
· технической структуре, описывающей топологию расположения и способы коммуникации комплекса технических средств.
С точки зрения объектного анализа, объект — это сущность, которая используется при выполнении некоторой функции. Объекты могут иметь динамическую или статическую природу: динамические объекты используются в одном цикле воспроизводства, например заказы на продукцию, счета на оплату, платежи; статические объекты используются во многих циклах воспроизводства, например, оборудование, персонал, запасы материалов.
На внешнем уровне детализации модели выделяются основные виды материальных объектов (например, сырье и материалы). На концептуальном уровне построения - уточняется состав классов объектов, определяются их атрибуты и взаимосвязи. Таким образом строится обобщенное представление структуры предметной области.
Далее концептуальная модель на внутреннем уровне отображается в виде файлов базы данных, входных и выходных документов ЭИС. Причем динамические объекты представляются единицами переменной информации или документами, а статические объекты — единицами условно-постоянной информации в виде списков, номенклатур, ценников, справочников, классификаторов.