Место категории «неверный» в межрелигиозных отношениях




Представленная статья посвящена понятию «неверный», ставшим широко известным в силу распространения мира ислама. В работе обращается внимание на то, что данное понятие является частью культуры и других религий, таких как зороастризм, иудаизм, христианство.

Ключевые слова: религия, договор, Писание, неверный.

 

This article is devoted to the concept of “infidel”, which became spread through world of Islam. Nevertheless in the article notes, that this concept is essential part of the culture of other religions, such as Zoroastrianism, Judaism, Christianity.

Kay words: religion, Scripture, contract, infidel.

Среди этических категорий определённое место занимает понятие верности. Оно может рассматривать в разных контекстах, включая бытовой, государственный, а также религиозный контекст, в пределах которого мы исследуем данную категорию. Категории верности и неверности в религиозных культурах занимают одно из ключевых мест. Обычаи, традиции, право в большинстве случаев проистекают из религиозных канонов, регулирующих отношения между людьми, а также между человеком и Богом. Стремясь к стабильному социальному развитию, общество осознало значимость доверительных отношений как в государстве, так и в семье – основной ячейки общества. Более того, в древних цивилизациях государства зиждились на родовых ценностях и наделялись общезначимым смыслом, в основном по мере обеспечения преемственности традиций, в том числе семейных.

В отношении религий категория верности обычно преломлялась через призму не только признания истинности своего вероисповедания, но и соблюдения образа жизни, канонов, предписываемых человеку верой. Согласно законодательству исламских государств, нарушение верности государству равнозначно вероотступничеству, причём такого рода преступления относятся к наиболее тяжким (хадд). В современном мире понятия «верный» и «неверный» обычно отождествляют с культурой ислама, а арабский термин «кафир» или турецкий «гяур» стали широко известными, прежде всего, через призму противостояния между исламом и языческо-атеистической культурами. Если посетить исламистские сайты антироссийской направленности, то невозможно не заметить то, что экстремистски настроенные мусульмане россиян называют не иначе, как «кафирами», а правительство России – «кафирским». Ссылаться на эти сайты в данной работе мы не будем, оставив это в компетенции правоохранительных органов, однако примечателен сам факт отношения мусульман-экстремистов к большинству населения России и светской власти. Вместе с тем, чтобы более эффективно противостоять экстремистским тенденциям, необходимо понимать истоки категории «неверный»; особенно важно осмыслить эту категорию как феномен не исламских культур, а тех религий, откуда мусульмане эту категорию, по-видимому, позаимствовали.

Говоря о понятии «неверный», следует обратиться к культурам таких религий, как зороастризм, иудаизм и христианство. Связано это с тем, что именно в этих культурах есть понятие договора, которому человек может быть верным или неверным. Речь идёт о договоре между Богом и человеком, перед ликом Всевышнего представляющим значительную общность людей. Следует отметить то, что договор между Богом и человеком фиксировался письменно в Священных Писаниях, поэтому понятия верности и неверности занимали центральные места в религиях Писания. Данное исследование мы начнём с зороастризма, ставшего широко распространённой религией в период развития Древнего Ирана.

В зороастризме на первом месте стоит Бог Ахура-Мазда (Господь Разума или Великий Разум, если слово «Ахура» переводить в значении «великий»). Примечательно, что приставка Ахура употребляется не только к Богу-Творцу, но также и к тварному богу Митре, о котором пойдёт речь далее. Этот бог является ипостасью Ахура-Мазды, его персонификацией идеи верности. Напомним, что сами зороастрийцы свою религию называют Благой Верой, а название – «зороастризм» – дали европейцы по имени пророка Спитамы Заратуштры. Именно этот человек, согласно древнеиранским преданиям, получил от Ахура-Мазды предписания к ведению определённого образа жизни и заключил с ним договор, который письменно фиксировался к Священной Книге зороастрийцев – Авесте. Согласно этому договору, человек получил этические правила, имевшие глубокий духовно-антропологический смысл. Нарушение данных правил приводит к антропологическому вырождению, уподоблению людей дэвам, произошедшим от грехов Анхра-Маньи (духа зла, сатаны). Верность такому договору составляла важную часть общественной и индивидуальной жизни человека. Неверность договору с Ахура-Маздой автоматически предполагала то, что человек становится слугой Анхра-Маньи, а потому с неверным необходимо было жёстко бороться. Отсюда происходит формирование значимого культа Митры, причём подчёркнутого словами Бога-Творца. Образ Митры исследователями трактуется неоднозначно. В некоторых случаях говорится, что Митра является сотворённым божеством, а в других случаях считается, что Митра является одной из ипостасей Ахура-Мазды. Так или иначе, но Митра, как бог договора и верности, занимал важное место в мировоззрении зороастрийцев. В Гимне Митре прописано (Гимн Митре, 1):

Ахура-Мазда молвил

Спитаме-Заратуштре:

«Таким я создал Митру,

Чьи пастбища просторны,

Что тех же он достоин

Молитв и восхвалений,

Как я, Ахура-Мазда…»

 

Соответственно, верность договору с Богом предрасполагает к религиозному почтению и благоговению, в то время как неверность – к инфернальному служению злу. В крайней степени негативно зороастрийцы относились к таким грехам, как лживость, клеветничество; особенно жёстко и бескомпромиссно карались богохульство и развратные деяния. Также особое значение имело понятие справедливости. Несправедливость персы не просто осуждали, но и жестоко карали как на бытовом, так и на государственном уровне. Для судей, которые уличались в коррупции и заведомо несправедливых постановлениях, в Древней Персии полагалось особенно жестокое наказание. О несправедливых людях в Авесте написано так (Гимн Митре, 2):

Страну разрушит подлый,

Тот, кто не держит слова, –

Он хуже ста мерзавцев

Благочестивых губит.

Будь верен договору

Ты данному, Спитама,

И лживым иноверцам,

И верным в благочестьи, –

Ведь слово договора

Принадлежит обоим:

И верным, и лжецам.

Понятие справедливости как в государственной, так и в повседневной жизни иранцев, играло фактически культовую роль. Несправедливые люди рассматривались как прислужники духа зла, а стало быть, их предписывалось уничтожать. В зороастрийских текстах отмечено, что судья, который судит справедливо и не берет взяток, в своем деле подобен Ахура-Мазде, а тот, кто судит несправедливо, в своем деле подобен Анхра-Манье и дэвам. В зороастрийских семьях стремление к справедливости закладывалось с раннего детства. Культ бога Митры распространился и за пределами Ирана и даже оформился в самостоятельное религиозное течение. Например, в I в. до н. э. в Римской империи господствовал митраизм. Таким образом, мы видим, что в зороастризме категории верности и неверности имели культовый характер и основывались на догматике вероучения.

После арабского завоевания и падения Сасанидской державы зороастрицы оказались в сложных условиях. Первоначально исламские власти отстранили зороастрийцев от государственного правления, административных должностей и обложили налогом на немусульман (джизьей). Этот налог прописан в Коране (9: 29). Надо признать то, что далеко не все мусульмане называют зороастрийцев кафирами. Шииты относят их к людям Писания, поскольку у благоверцев была священная книга – Авеста, а Ахура-Мазда считался Богом-Творцом. Соответственно, не все немусульмане по нормам Корана считаются кафирами и язычниками. В исламском праве отдельно выделеныь люди Писания, то есть те группы людей, в религии которых есть священные книги, где изложены догматы их веры (например, у христиан – Библия). К таким людям допускается сравнительно терпимое отношение. Однако впоследствии зороастрийцев стали называть огнепоклонниками, что является грубой ошибкой и ставит на них клеймо язычников, которых по Корану положено бескомпромиссно истреблять (Коран 9: 5). В итоге в Иране почти все зороастрийцы были физически истреблены. Для многих семей благоверцев выбор оказался катастрофичен: либо они погибнут или, что ещё хуже, не смогут защитить честь своих семей, либо им придётся принять иную религию, тем самым изменив договору. В таких условиях очень трудно осуждать человека при любом его решении. В результате многовековой политики исламских властей в современном мире зороастрицев почти не осталось. В Иране их немногочисленные общины сохранились; представители этой религии присутствуют в меджлисе, однако их количество ничтожно мало, а называются они гебрами. Всего в Иране гебров насчитывается, примерно, сорок тысяч.

Высокая значимость категорий верности и неверности свойственна иудаизму и христианству. Примечательно то, что когда рухнуло Ассирийское государство и на его пространстве появилось новое государство – Персия, персы-зороастрийцы увидели в иудеях людей, близких к их религиозным взглядам. Именно персы-зороастрийцы отпустили евреев из вавилонского плена, который длился с 598 по 536 гг. до н.э. Поскольку в данном случае мы будем ссылаться на Танах – Ветхий Завет, то исследование вышеобозначенных категорий мы проведём на единой основе данных двух религий.

Традиционно считается, что иудаизм, как религия, возник в XIII в. до н. э. По преданию, Бог увидел, что люди гибнут в собственных пороках; при этом люди не понимали причин своего духовного разложения. Тогда Он выбрал благородного, уважаемого человека, выходца из шумерского города Ур на севере Аравии, Аврама (считается, что Аврам жил около 1900 года до н. э.). Бог сказал ему, что тот должен стать отцом множества народов и называться не Аврамом, а Авраамом (Библия, Бытие, 17). Немаловажно то, что Авраам вырос в среде культуры Шумерской цивилизации, в городах которой сложилось государственное (светское) законодательство. Категория верности у шумеров обычно преломлялась через отношение человека к родному городу и своей семье. Так, если человек покидал свой город и в течение 4-5 лет не возвращался, то его супруга считалась свободной женщиной и могла вторично выйти замуж.

Со времени заключения брита начинается история сынов Израиля и ветхозаветной религии. Таким образом, жизнь Авраама была поделена, а именно: на достойную – нееврейскую (так как Бог избрал достойного человека) и достойную – еврейскую. Сам же Авраам стал человеком, заключившим с Богом договор. В Торе отношения между Богом и Авраамом названы брит. Это понятие переведено на русский язык как завет, или договор. Согласно заключённому договору, Авраам должен был жить в состоянии тамим – чистоте и непорочности. Схожее еврейское понятие тамут переводится как праведность, непорочность. Авраам же должен был ходить пред Богом, быть всегда на виду у Бога, следовательно, быть непорочным. Согласно 14 псалму, «тот, кто ходит непорочно...», может пребывать в жилище Божьем. Однако хождение пред Богом может ещё рассматриваться как хождение между народами, дабы сообщать им о божественных постановлениях. Так или иначе, но верность человека Богу выражается в его образе жизни, в повседневном соблюдении тех канонов, которые он сознательно признал в качестве истинных.

Несмотря на иудейские корни понимания верности, категории верности и неверности имеют аналогичный смысл и в Христианстве, тем более для России XVII века, когда её величали Вторым Израилем, а русский народ – богоносным. В то время Ветхий Завет играл весомую роль и в государственной, и в повседневной жизни русских людей, ибо проблематично говорить о выполнении норм Нового Завета, игнорируя законы Ветхого Завета. Надо отметить, что идея мессианства русской нации в значительной мере связана с соблюдением брита, поскольку считалось, что пока Господь видит хотя бы один народ, находящийся в состоянии тамим, праведно живущий, то Бог сохраняет жизнь и остальным народам.

Именно в годы верности бриту русский народ сумел создать великое государство. После Смутного времени, когда католики фактически выжгли города в Европейской части России, русский народ не только восстановился, но и окреп, расширил владения своего Отечества. В 1638 году экспедиция Ивана Московитина вышла к берегам Тихого океана (Охотского моря), обозначив тем самым те восточные рубежи России, на которых она стоит и по сей день. В то столетие Россия по сути укрепилась в качестве империи, хотя формально такой статус получила лишь после заключения мирного Ништадского договора с побеждённой Швецией в 1721 году. Соблюдение брита в России было частью отношений русской нации с другими народами. Причём в России воплощалось не только формальное выполнение ветхозаветных норм, но и сущностное соблюдение заветов Евангелия.

Примечательным является то, что категория верности выступает регулятором отношений не только между человеком и Богом или единоверцами, но также и между человеком с людьми, придерживающимися иных религий, даже враждебных его вере. В этом отношении показательны слова из четырнадцатого псалма: «Господи, кто может пребывать в жилище Твоём? Кто может обитать на святой горе Твоей?.. кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет…». В данных словах подчёркнуто: если христианин или иудей обещает что-либо нечестивому, злому человеку, то и в этом случае следует выполнять данное обещание.

Вместе с тем, надо подчеркнуть, отступление от заповедей Христианства приводит Россию к тяжелейшим кризисам, выход из которых по мере исторического развития и усложнения социального организма становится всё более и более затруднительным. Суть проблемы, надеюсь, выражена в таком моём стихотворении, как «Кафирам»:

 

Народ, принявший прозвище кафиров,
Невольно обречён на кабалу.
Предатели средь статуй их кумиров
В грязи придут к бесславному концу.

Они заплатят джизью своей честью
И честью своих внуков и детей,
Прибудут к ним чернеющею вестью
Обрывки узнаваемых теней.

За то, что ими предано Христианство
Их Бог оставит, Дух от них уйдёт,
И не поможет гордое зазнайство…
Рогатый к ним в последний день придёт.

 

Итак, в заключение данной статьи уместно сделать вывод, что категории верности или неверности имеют место быть не только в исламе, где есть Коран, принимаемый мусульманами в качестве Священного Писания, в котором изложены божественные предписания. Исследуемые категории являются органичной частью картины мира, предлагаемой и иными религиями, такими как зороастризм, иудаизм и христианство. Полагаем, что межрелигиозное общение в духе терпимости и уважения возможны только в том случае, если граждане, позиционирующие себя в качестве христиан, сохранят верность Богу и будут в своём образе жизни стараться следовать нормам брита – договора между Богом и человеком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: