Возвращение к кластеру, дополнение новой информацией.




3.Практическая работа (5 мин):

Задание 1. Сложить костры следующих типов: «шалаш», «колодец», «звездный», «таежный».

Раздаточный материал:

 

Инструктаж по ОТ.

1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.

2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев

3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.

4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.

5. Запрещается разводить костер на торфянике.

6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.

7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.

8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.

9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Синквейн (рефлексия)

Повторение правила построения стихотворения:

Например:

Костер

Жаркий, огненный

Греет, дымит, освещает

Нужно уметь разжигать костер

Огонь

Домашнее задание индивидуально по вопросам, которые вызывают сомнение.

Текст «Костры»

  1. Место для костра
  • Готовится в стороне от деревьев, кустов (не ближе 4-6 метров)
  • Очищается от лесного мусора: травы, сухих листьев, шишек
  • Лучше даже снять верхний слой дерна
  • Обложить это место камнями
  • Опасно разводить костер близко от сухой травы и в сухом хвойном лесу, на торфяной почве
  • А если снег? Расчисти место до земли. Глубокий снег плотно утопчи, сделай настил из сырых бревен и веток.
  1. Разжигание костра
  • Начинается с заготовки растопки: бересту, сухие щепочки, гнилушки из дупла, сухой мох, сухая трава, стружки, лучины, смолистые куски коры хвойных деревьев и так называемые «зажигательные палочки» из смолистых пней хвойных деревьев.
  • Подготовленную растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем мелкий сухой хворост и поджигают
  • После этого в костер добавляют сухие сучья, сухой валежник лучше хвойных деревьев или хвойный сухостой.
  1. Типы костров
  • Костры бывают дымовые, жаровые и пламенные. Дымовой, чтобы отогнать комаров и мошкару и для подачи сигнала о своем местонахождении. Пламенный - осветить место привала, подогреть пищу, вскипятить воду. Жаровой – для приготовления пищи, просушки вещей.
  • «Шалаш». Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле.
  • «Колодец» хорош в сырую погоду.
  • «Звездный» требует постоянного присмотра, иначе погаснет, пожаро безопасен.
  • «Таежный» не требует частого подкладывания дров.
  • «Нодья» складывается из трех больших бревен длиной 2 – 2,5 метров. Два бревна нужно положить вплотную, сверху на них укладывается растопка, после того как растопка хорошо разгорится положить третье бревно. Такой костер может гореть несколько часов.

Инструктаж по ОТ.

1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.

2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев

3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.

4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.

5. Запрещается разводить костер на торфянике.

6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.

7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.

8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.

9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Инструктаж по ОТ.

1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.

2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев

3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.

4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.

5. Запрещается разводить костер на торфянике.

6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.

7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.

8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.

9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Инструктаж по ОТ.

1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.

2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев

3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.

4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.

5. Запрещается разводить костер на торфянике.

6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.

7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.

8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.

9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Инструктаж по ОТ.

1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.

2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев

3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.

4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.

5. Запрещается разводить костер на торфянике.

6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.

7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.

8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.

9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

 

«V» - знал(а)

«+» - новое

«-» - сомневаюсь

«?» - вызывает вопросы

 

Предварительный просмотр:

Текст «Костры»

  1. Место для костра
  • Готовится в стороне от деревьев, кустов (не ближе 4-6 метров)
  • Очищается от лесного мусора: травы, сухих листьев, шишек
  • Лучше даже снять верхний слой дерна
  • Обложить это место камнями
  • Опасно разводить костер близко от сухой травы и в сухом хвойном лесу, на торфяной почве
  • А если снег? Расчисти место до земли. Глубокий снег плотно утопчи, сделай настил из сырых бревен и веток.
  1. Разжигание костра
  • Начинается с заготовки растопки: бересту, сухие щепочки, гнилушки из дупла, сухой мох, сухая трава, стружки, лучины, смолистые куски коры хвойных деревьев и так называемые «зажигательные палочки» из смолистых пней хвойных деревьев.
  • Подготовленную растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем мелкий сухой хворост и поджигают
  • После этого в костер добавляют сухие сучья, сухой валежник лучше хвойных деревьев или хвойный сухостой.
  1. Типы костров
  • Костры бывают дымовые, жаровые и пламенные. Дымовой, чтобы отогнать комаров и мошкару и для подачи сигнала о своем местонахождении. Пламенный - осветить место привала, подогреть пищу, вскипятить воду. Жаровой – для приготовления пищи, просушки вещей.
  • «Шалаш». Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле.
  • «Колодец» хорош в сырую погоду.
  • «Звездный» требует постоянного присмотра, иначе погаснет, пожаробезопасен.
  • «Таежный» не требует частого подкладывания дров.
  • «Нодья» складывается из трех больших бревен длиной 2 – 2,5 метров. Два бревна нужно положить вплотную, сверху на них укладывается растопка, после того как растопка хорошо разгорится положить третье бревно. Такой костер может гореть несколько часов.

 

Четверть: I

Программа: “Основы безопасности жизнедеятельности” Смирнов А.Т.

Хренников Б.О. для общеобразовательных школ.

Издательство: Москва «Просвещение», 2011г.

Форма проведения урока: урок - игра.

Цель: Расширить представления о выборе места в походе.

Обучающие задачи: Познакомить учащихся с понятием «бивак».

ü Научить детей правильно определять место для бивака во время похода наü природу.

Изучить меры безопасности при проведении бивачных работ, приü разведении костра и при обращении с топором.

Пробудить познавательный интерес учащихся к походам.

Развивающие задачи: Развивать необходимость безопасного поведения человека в природе, как ценностного отношения к человеческой жизни. Развивать умение находить выход из сложной ситуации на природе.ü Формировать основные понятия - бивак, бивачные работы.

ü Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки и любовь к родной природе.

Тип урока: комбинированный

Основные педагогические технологии: игровая, ИКТ, проблемное обучение. Метод организации и осуществления учебных действий и операций на уроке: «игра - путешествие», (средства – слово, действие, ситуация)

Приёмы учителя: ролевая игра, практическая задача.

Формы взаимодействия: индивидуальные, групповые, коллективные. Видеоматериал: Видеофрагменты с игры «Зарница». Начало «Походная песня», Наглядно-иллюстративный материал: 1) иллюстрации к уроку (презентация); 2) термины: бивак, растопка, валежник. 3) карточки - задания, памятки Оборудование: проектор, мультимедиа.Виды деятельности: слушание, беседа, сравнение, сопоставление, просмотр видеоматериалов, коллективная и групповая деятельность

 

Данный урок является одним из цикла «Поход на природу»

1 урок: ««Природа и человек»»;

2 урок: «Компас в жизни человека»;

3 урок «Игра »

Форма проведения урока: урок - игра.

Ход урока:

1.Организационная часть. Приветствие. Сегодня наш урок мы начнем необычно с прослушивания песни. Звучит походная песня.

2.Подготовка к восприятию нового материала. Просмотр презентации с игры «Зарница». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?(ответы детей)

1 слайд Учитель: - Сегодня у нас завершающее путешествие, связанное различными ситуациями в природных условиях, мы с вами расширим представление о месте выбора для привала, вспомним правила безопасного поведения на природе при разведении костра, с которым начали знакомиться в 5 классе, вспомним, что же необходимо взять с собой в поход и закончим свое путешествие на горе Петуховая, на игре «Зарница», которая будет проходит 27 сентября и один из конкурсов будет «Организация бивака»

3. Изучение нового материала.

2 слайд И так, тема урока «Определение места для бивака и организация бивачных работ». На сегодняшнем уроке мы будем с вами изучать, как правильно организовать бивак, закрепим правила безопасности при проведении бивачных работ. 3 – 4 слайд Как вы думаете, что такое «бивак»? (ответы уч-ся). Ребята, а я посмотрела в энциклопедии слово бивак- привал, расположение войск вне населенного пункта под открытым небом..(старинное, французское) Сейчас принято называть таким словом стоянку альпинистов, туристов. Бивак - это место, где остановились туристы и разбили свой лагерьА теперь попробуйте, пожалуйста, разработать правила, которым должно соответствовать место бивака. Работать вы будете по группам. Вы можете записать правила места стоянки вашей группы. (Дети обеих групп составляют свои варианты)

5 слайд-6 слайд А теперь подберем место для разведения костра. Какие вы знаете правила разведения костра? (ответы детей)

7 слайд9 слайд Для того чтобы развести костер, что вам понадобится? Существуют правила обращения с топором. Умеете ли вы обращаться с топором? Я предлагаю вам прокомментировать правила работы с топором. (У каждого уч-ся карточка с правилами.) У вас на столе карточка, с правилами, вы их вклейте в свою тетрадь безопасности.

10 слайд Перейдем к разговору о приготовлении пищи. Для того чтобы приготовить пищу, конечно, нужен костер.

11 слайд Как правильно разложить костер? А чтобы горел костер, что нужно? (работа по слайду)Перед тем как разжечь костер, надо заготовить растопку из мелких сухих еловых веточек, бересты, смолы хвойных деревьев, сухого мха, травы, лишайника, стружек, лучины. Подготовленную растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем мелкий сухой хворост и поджигают, а сверху по мере разгорания аккуратно кладут более толстые дрова. А в сырую погоду растопку делают из средней части расколотого топором сухостоя. В дождливую погоду костер разводят под прикрытием накидки или и плаща. Чем сильнее ветер и дождь, тем плотнее укладывают растопку и дрова на костре. Ребята, а вы знаете, какие дрова используют для приготовления пищи? При заготовке топлива следует знать, что сырые и гнилые дрова дают много дыма, но мало тепла; мелкий хворост прогорает в первые две - три минуты; осиновые и пихтовые дрова плохи тем, что слишком сильно стреляют искрами. Для приготовления пищи используют валежник березы и ольхи, который горит ровно и почти без дыма. Если надо развести большой костер, то лучше использовать дрова из соснового, кедрового и елового сухостоя.

Задание для 1 команды.

Найдите в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их и пронумеруйте. Замените их на правильные. Запишите в ответе правильные слова, соблюдая нумерацию. Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища (1), сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. В начале необходимо определить место для костра. Выберите полянку, защищенную от палящего солнца (2). Очистите предполагаемое место для костра от сухой травы, листьев, камней (3). Для надежности можно обложить костер рюкзаками (4). Не разводите костер возле стройных (5) деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костер под большими деревьями: пар (6), скопившийся на них, может капать (7) вниз и погасить его.

Задание 2 команде.

Найдите в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их и пронумеруйте. Замените их на правильные. Запишите в ответе правильные слова, соблюдая нумерацию. Разведение костра. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок (1). Но крупные поленья вы спичками не зажжете. Поэтому соберите растопку. Лучшая растопка – березовая кора, тоненькие сухие веточки, частокол (2). Они разгораются, испаряются (3) моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде. Приготовьте растопку, подберите, подсчитайте (4) веточки потолще. Как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще, а потом укладывать толстые поленья. Сложнее разжечь костер в непогоду,когда идет дождь или снег. В этих условиях постарайтесь чем-нибудь накрыть, покрасить (5) растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы: оргстекло, резина, кремень (6), бумага, если они у вас окажутся. Для заготовки дров не обязательно иметь пилу, топор и корзину (7). В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника. За каждое обнаруженное неправильное слово – 1 балл. В поход собираться нужно заранее, главное правильно запастись продуктами. Ведь там, в лесу или у реки не будет магазина или холодильника. Продукты должны быть калорийными и не скоропортящимися. Иначе можно сильно отравиться. Командам на листах предлагается набор продуктов. Нужно выбрать продукты, пригодные для длительных походов и отметить их галочкой.

ЗАДАНИЕ «ГЛАВНОЕ ЗАПАСТИСЬ ПРОДУКТАМИ…» НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКТОВ - хлеб; гречка; картофель; консервы; лук; макароны; сухари; масло подсолнечное; морковь; сахар; соль; - колбаса; масло сливочное; торт; молоко; кефир; лимонад; уксус; яйца; мясо; рыба; Осталось только приготовить пищу на костре.

ЗАДАНИЕ «СОБЕРИ РЮКЗАК». Ну, а теперь собираем рюкзак в поход. На столе лежит рюкзак. Рядом разложены различные вещи. Учащиеся по очереди (по одному от каждой команды) подходят, берут предмет и кладут его в рюкзак. Каждый правильный предмет – 1 балл. Предлагаемые предметы: компас, будильник, расческа, фен, теплые носки, карандаш, блокнот, подушка, фонарик, мыло, зубная паста, аптечка, сухари, средство от комаров, кукла, учебник, пакет молока, скакалки, бусы, и др. Теперь вы знаете, какие вещи вам понадобиться в походе.

4. Закрепление изученного материала на уроке 12 слайд Итак, с чем мы сегодня познакомились на уроке? Давайте перечислим все требования к биваку.(ответы детей) А) Ответьте на вопросы. 1. Каким требованием должно соответствовать место для бивака? 2. Назовите основные требования к месту для разведения костра. 3. Назовите, какие меры безопасности вы должны соблюдать при разведении костра?Б) Представьте себе, что вы отправились в поход. Но не всегда получается так, как мы хотим. Иногда обстоятельства меняют наши планы. Предлагаю по одной ситуационной задаче на группу.

Ситуационная задача №1 Представьте себе, вы спланировали провести выходной день в походе. С утра выдалась хорошая погода. Прибыли на место, выбрали место для бивака, поставили палатку. В это время набежали тучи, и начался дождь, который сопровождался сильным и порывистым ветром. Опишите ваши действия

Ситуационная задача №2 Представьте себе, вы спланировали провести выходной день в походе. Прибыли на место, выбрали место для бивака, поставили палатку и обнаружили, что забыли взять воду. Что будете делать в таком случае? Вопрос: «Что надо сделать и что должно быть у вас, чтобы продержаться до появления спасателей?» ОТВЕТ: вода, пища, огонь

5. Заключительная часть

А) Подведение итогов урока. Вручение памяток. Объявление отметок.. Благодарю за хорошую, плодотворную работу.

14 слайд Домашнее задание.

1. Составить кроссворд по пройденной теме 2.Вспомните и опишите свой летний поход, проанализируйте свои действия. Были ли допущены ошибки?Обращаю внимание на то, что 2 задание повышенной сложности.

15слайд Рефлексия Наш урок подходит к концу. Предлагаю вам выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению. Я очень рада, что у вас прекрасное настроение, и оно совпадает с моим! Спасибо за урок

Цель: Расширить представления о выборе места в походе.

 

Обучающие задачи:

ü Познакомить учащихся с понятием «бивак».

ü Научить детей правильно определять место для бивака во время похода на

природу.

ü Изучить меры безопасности при проведении бивачных работ, при разведении

костра и при обращении с топором.

ü Пробудить познавательный интерес учащихся к походам.

Развивающие задачи:

ü Развивать необходимость безопасного поведения человека в природе, как

ценностного отношения к человеческой жизни.

ü Развивать умение находить выход из сложной ситуации на природе.

ü Формировать основные понятия - бивак, бивачные работы.

 

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки и любовь к родной

природе.

Тип урока: комбинированный

Организационный этап

урока

 

Тест о кострах
Нужно выбрать правильный и полный ответ из четырех предложенных вариантов:
1. Что такое костер?
а) Это контролируемый источник огня для согревания туристов, приготовления еды и сушки промокшей одежды.
б) Это большая куча хвороста или дров.
в) Это всё, что хорошо горит.
г) Это сооружение из дерева, которое хорошо горит.
2. Что такое растопка?
а) Это специальное устройство, которое позволяет быстро разжечь огонь.
б) Это береста или бумага.
в) Это правильно подобранный для сгорания материал.
г) Это простейшее устройство из материалов, которые легко загораются и выделяют много тепла.
3. Какое дерево при подготовке костра вы выберете для организации теплой ночевки?
а) Давно поваленную березу.
б) Сухую пихту.
в) Сухую ель.
г) Сухую осину.
4. Какие действия вы выполните при сборе дров для варки пищи?
а) Срублю кедр или березу.
б) Завалю сухую сосну.
в) Обломаю сухие нижние ветки у сосны или ели.
г) Соберу с земли валежник.
5. Какие дрова лучше использовать для костра типа «Звездный»?
а) Сухие палки, ветки, пеньки от поваленных деревьев.
б) 5-6 жердей или тонких бревен.
в) Хворост, валежник, молодые деревья.
г) Любое дерево: нужно распилить его на части и разрубить.
6. При отсутствии хвойных пород, какие бы вы выбрали деревья для устройства костра типа «Нодья»?
а) Осину.
б) Ильм.
в) Липу.
г) Клен.
7. Какое дерево поможет вам лучше организовать ночевку при устройстве костра типа «Нодья»?
а) Сосна.
б) Пихта.
в) Ель.
г) Кедр.
8. У вас очень мало дров. Какой костер вы сложите для приготовления пищи?
а) «Шалаш».
б) «Таежный».
в) «Полинезийский».
г) «Звездный».
9. Костер, какого типа вы применили бы для сушки одежды?
а) «Нодью».
б) «Звездный».
в) «Таежный».
г) «Шалаш».
10. Что бы вы применили для разжигания костра зимой?
а) Растопку и спички.
б) Зажигалку.
в) Пленку и спички.
г) Спички.
Подведение итогов занятия в походе.
На этом наше занятие закончено. Молодцы, вы все хорошо работали. И мы с вами возвращаемся в школу.
Желаю всем удачи.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: