Особенности психического развития на каждом возрастном этапе




Особенности психического развития на каждом возрастном этапе

Дошкольный возраст

Категория психологического возраста Описание
Особенности социальной ситуации развития В дошкольном детстве постепенно изменяется место ребёнка в системе социальных отношений, развивается его способность к идентификации с людьми, с образами героев художественных произведений. Происходит усвоение ребёнком более сложных норм поведения, а также — различных новых форм общения. Ребёнок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
Ведущий вид деятельности Сюжетно-ролевая игра
Основные психологические новообразования новая внутренняя психосоциальная личностная позиция; иерархизация (соподчинение) и социально-психологическое усложнение системы мотивов; формирование социально ориентированной самооценки; формирование развитого самосознания
Эмоционально-волевая сфера ребенок осваивает культурные (социальные) формы выражения чувств; формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; насыщенность, интенсивность эмоциональной жизни ребенка.
Потребностно-мотивационная сфера формируются различные типы мотивов поведения, возникают новые, типичные для дошкольного возраста. Основой мотивов являются первичные (естественные) и вторичные (приобретенные) потребности, которые отображаются в форме переживаний, чувств, интересов, представлений, мыслей, идей, понятий, нравственных идеалов, убеждений и т. д.
Особенности развития познавательной (когнитивной) сферы Психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития взрослые должны направлять внимание, интерес и активность ребенка.
Особенности общения (коммуникативная сфера) В дошкольном возрасте впервые социальное внимание детей начинает планомерно переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению со сверстниками существеннейшим образом увеличивается. В группах дошкольников появляются дети-лидеры, которые умеют организовать игровую деятельность детей-сверстников и привлекают к себе их эмоциональные симпатии.
Особенности развития личностной сферы (я-концепция, самооценка, уровень притязаний) ребенок осваивает культурные (социальные) формы выражения чувств; формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; насыщенность, интенсивность эмоциональной жизни ребенка.
Кризис возрастного развития Кризис трёх лет — граница между ранним детством и дошкольным детством — один из наиболее трудных периодов в жизни ребёнка. Это некоторое разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений (так как подавляющее большинство детей в 3 года идут в детский сад), это кризис выделения своего «Я».

 

Младший школьный возраст

Категория психологического возраста Описание
Особенности социальной ситуации развития Социальная ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социальных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка.
Ведущий вид деятельности Учебная деятельность
Основные психологические новообразования К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении.
Эмоционально-волевая сфера Эмоционально – волевая готовность к началу младшего школьного возраста обеспечивает стартовую готовность к обучению в школе. Эмоционально – волевая сфера – свойства человека, характеризующие содержание, качества и динамику его эмоций и чувств. Эмоционально – волевая сфера является важным условием учебной деятельности.
Потребностно-мотивационная сфера В младшем школьном возрасте у детей формируется своеобразная система потребностей, которая включает в себя потребности, присущие всем людям (витальные, духовные, коммуникативные и пр.), потребности в защищенности, успешности, получении разнообразных впечатлений и др.
Особенности развития познавательной (когнитивной) сферы Переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.
Особенности общения (коммуникативная сфера) Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
Особенности развития личностной сферы (я-концепция, самооценка, уровень притязаний) В младшем школьном возрасте личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей — центральная в это время. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптации.
Кризис возрастного развития Возрастной кризис — это период, в который сложившееся ранее устойчивое функционирование личности нарушается и начинается новый этап. Кризис наступает, когда накапливаются изменения (так называемые возрастные новообразования), позволяющие перейти на следующую ступень.

Подростковый возраст

Категория психологического возраста Описание
Особенности социальной ситуации развития Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.
Ведущий вид деятельности Общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.
Основные психологические новообразования Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности.
Эмоционально-волевая сфера Для эмоциональной сферы подростков характерны: - очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением свои чувств, страстностью; - большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками.
Потребностно-мотивационная сфера Для мотивационной сферы подростков характерен переход от соблюдения внешних требований нравственного поведения в личностной активности, которая опирается на собственные нормы, идеалы, намерения, цели. В подростковом возрасте основой мотивации становятся ценности, однако система ценностных ориентаций ребенка находится еще на стадии формирования.
Особенности развития познавательной (когнитивной) сферы Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, т. е. у них происходит становление мировоззрения. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни.
Особенности общения (коммуникативная сфера) У подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки двух полов. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение.
Особенности развития личностной сферы (я-концепция, самооценка, уровень притязаний) На первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов.
Кризис возрастного развития Основные психосоциальные характеристики кризиса подросткового возраста: падение учебной успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свёртывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения и т. п.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: