Воспитательный час в группе 202
Классный руководитель: Изюменко Е.К
01.02.2021
Тема: НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ
Цель: обсудить с учащимися понятие «насилие»; ознакомить с теорией; развивать умение искать бесконфликтные пути решения проблем в семье; воспитывать сдержанность, терпимость, чувство уважения к близким людям.
Ход занятия
1.Актуализация:
-Беседа на тему: «Бьёт – значит любит?».
-Примеры из жизни.
Объявление темы и цели урока.
Беседа кл. руководителя:
Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-то, может быть, она неприятна, для кого-то новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. Мы живем с вами в очень сложное и жестокое время.
Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: «Что такое насилие?»
3.Работа над темой:
1) ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
В патриархальном обществе ещё с древних времён абсолютно доминирующим было положение мужчины, который должен был обеспечивать семью всем необходимым для жизни и защищать от опасности. При этом женщины и дети были абсолютно бесправными и подчинялись главе семьи.
Эта культурная традиция, поддерживаемая религией, не только оправдывала насилие в семье, но и делала его обязательным элементом жизни.
Приведу в пример цитату из «Домостроя», средневекового памятника русской литературы: «Любить их и беречь, и страхом спасать, уча и наказуя, и рассуждая раны возлагать. Казни сына своего от юности, и будет покой тебе в старости; не ослабевай бить младенца: если железом бьёшь его – не умрёт, но здоров будет, бия его по телу, душу его избавляешь от смерти…»
Следующая цитата – из российского историка: «Обращение мужьёв с жёнами было таково: по обыкновению у мужа висела плеть, назначенная для жены; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал, привязывал верёвками и сёк плетью до крови – это называлось учить жену…»
Такое в старые времена происходило среди людей разных сословий.
Плавно переходя к современности, можно сказать, что постепенно, с развитием образования, просвещения менялось в семьях и мировоззрение, взгляды на женщину как равного мужчине человека. Было «доказано», что у женщины есть чувства и душа. Чем больше людей получало образование, а в 19 веке это были дворяне, в СССР практически все люди, тем более уравнивались права мужчин и женщин. И всё-таки насилие в семье – вещь актуальная и в наши дни.
2) ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ
Польский специалист в области изучения насилия в семье Ежи Малибруда даёт такие признаки насилия:
1.Намеренность.
2.Причинение вреда.
3.Нарушение прав и свобод человека.
4.Значительный перевес сил (физических, психологических, выше по положению и т.д.).
Отсюда сформулируем понятие:
НАСИЛИЕ – это намеренные действия одного или нескольких лиц, которые причиняют вред другому лицу, нарушают его права и свободы и совершаются в условиях значительного перевеса сил тех, кто совершает эти действия, что делает невозможной самозащиту лица, которое страдает от этих действий.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ – любые намеренные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, если действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи как человека и гражданина и наносят ему моральный вред, вред его физическому и психологическому здоровью.
Давайте определим, кто может являться членами семьи? (муж и жена, родители и дети, усыновители и усыновлённые, дедушка (бабушка) и внуки, отчим (мачеха) и пасынок (падчерица), братья и сёстры. (Беседа о возможных вариантах насилия между этими родственниками, не забываем и об инвалидах).
Учащимся предлагаются карточки с заданием проиграть ситуации насилия между родственниками.
3) ВИДЫИ ФОРМЫНАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
1.Физическое насилие – в результате его могут быть повреждены внешние покровы тела (синяки, ссадины, царапины), которые могут сопровождаться внутренними повреждениями.
2.Сексуальное насилие – любой сексуальный контакт или поведение, которое навязывается совершеннолетнему члену семьи против воли.
Что касается несовершеннолетнего члена семьи, то сексуальным насилием считаются любые действия, независимо от того, произошли они с согласия или несогласия несовершеннолетнего лица.
3.Психологическое насилие – включает в себя использование нецензурных слов, крик, словесные унижения, обидные жесты или действия (например, плевки), жестокие действия в отношении родственников члена семьи, которого запугивают, причинение вреда домашним животным, к которым эмоционально привязан член семьи и т.д.
В отношении детей выделяют следующие
виды насилия:
1)пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка;
2) физическое насилие;
3) психологическое (эмоциональное) насилие;
4) экономическое