I. Психолого-педагогические умения
Читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.
Самостоятельно анализировать педагогические явления
Анализировать передовой педагогический опыт.
Проводить самоанализ
Проявлять эмпатию к учащимся
организовать себя, управлять своим состоянием
II. Профессионально-личностные качества
1. потребность в самопознании
2. самостоятельность
3. трудолюбие и прилежание
4. самокритичность
5. дисциплинированность
6. культура поведения и общения
III. Частно-методические умения
1. планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности
2. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы
3. анализировать уроки и внеклассные мероприятия
4. оценивать действия школьников и свою работу
5. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям
6. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность
IV. Коммуникативно-организаторские умения
1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;
2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;
3. регулировать внутриколлективные отношения школьников;
4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение;
5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.
V. Исследовательские умения
1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования;
2. подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива;
3. иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности;
|
4. организовать эксперимент;
5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.
3.Заключение
Часто профессиограмма используется как форма анкетирования при организации констатирующего эксперимента. Целью эксперимента является диагностика готовности к профессиональной деятельности.
Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост студента – будущего педагога и может стать одной из методик самовоспитания.
Не стали бы люди такими колоссами,
Нет, не обрели бы такого величия,
Когда бы над каждым из них – непоседою,
Румяным невеждой, беспамятным олухом
Не бдил с ежедневной неспешной беседою
Всемудрый учитель, всебудящий колокол.
Достойно восторга его всетерпение!
За все, что прекрасно, за все, что значительно,
Пора человечеству в Храм Поклонения
Внести на руках Рядового Учителя. (2)
4.Приложение
Схема1
Педагогические функции учителя иностранного языка
|
Схема 2
Схема 3
№ | качества личности | оценка | качества личности |
1. Целеустремленность 2. Ответственность 3. Собранность 4. Организованность 5. Требовательность | 1. Непосредственность 2. Безответственность 3. Разбросанность 4. Неорганизованность 5. Безвольность | ||
1. Инициативность 2. Решительность 3. Импульсивность | 1. Пассивность 2. Сомнительность 3. Заторможенность | ||
1. Общительность 2. Эмоциональность 3. Заразительность 4. Принципиальность 5. Выдержанность 6. Тактичность 7. Обаятельность | 1. Замкнутость 2. Рациональность 3. Скованность 4. Беспринципность 5. Несдержанность 6. Бестактность 7. Непривлекательность |
|
5.Список использованных источников:
1) Профессиограмма учителя иностранного языка (рекомендации) / отв.ред.С.Ф.Шатилов, К.И.Соломатов, Е.С.Рабуновский.-Л.: ЛГПИ,1985
2) Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара:СИУ,1996
3)Словарь лингвистических терминов./Сост. О.С.Ахманова.
-М.: Советская энциклопедия, 1969
4) Теоретические основы подготовки учителей иностранного языка средней школы/ отв.редактор Пицкова Л.П.,М.:МОПИ, 1989
5) Воробьёва И.Е. Содержание и структура понятия «лингвострановедческая компетенция учителя иностранного языка» www.pomorsu.ru
6) Непокрытых Н.И. Профессиографический метод как способ вхождения в педагогическую деятельность www.pomorsu.ru