Профессиональные требования к библиотекарю




 

Кардинальные технологические изменения в библиотеках выдвигают важнейшее профессиональное требование к программистам по непрерывному библиотечному образованию обеспечение постоянного обновления и расширения знаний в области использования новых технологических средств и информационных технологий. Переходя на 12-летнее образование Казахстан ставит целью педагогического образования - содействие развитию компетентного педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления 12-летнего образования.

Новая модель образования, ориентированного на результат, потребует и новых способностей, более широкого круга профессиональных компетенций. В связи с этим информационно-методические потребности работников образования существенно изменились, их образовательные запросы стали более индивидуальными, более многообразными. Нам, библиотекарям, нужно будет работать в соответствии с базовыми программами, новыми требованиями, в связи с этим нужно будет уметь прогнозировать запросы всех членов педагогического коллектива, разрабатывать особую стратегию своей деятельности, начиная с планирования и заканчивая анализом. Здесь обязательно возникнет необходимость непрерывного библиотечного образования всех библиотекарей. Выход из сложившейся ситуации многие исследователи (Э.Б. Сукиасян, А.Н. Ванеев, И.М. Суслова, Е.Б. Артемьева, Е.Б. Соболева и др.) видят в рациональной организации системы непрерывного библиотечного образования, частью которого является система повышения квалификации и переподготовки кадров. В исследовании системы непрерывного библиотечного образования и повышения квалификации библиотекарей, учитывая условия перехода на 12-летнее образование, основное внимание уделяется современным требованиям к учебным программам, соотношению традиционного и инновационного содержания, методике обучения, инфраструктуре непрерывного образования. Теоретики считают необходимым провести разграничение понятий «повышение квалификации» и «переподготовка», закрепить эти термины в справочной профессиональной литературе и регламентирующей документации.

Казахстанские специалисты рассматривают непрерывное профессиональное образование библиотекарей как:

метод ликвидации разрыва между текущими навыками сотрудников и современными квалификационными требованиями к должности;

средство построения корпоративной культуры;

метод мотивации персонала;

способ реализации миссии библиотеки.

Республиканская научно-педагогическая библиотека разработала для учебных библиотек Казахстана систему повышения квалификации библиотекарей, направленную на обновление общего 12-летнего образования, в которой определила основные пути повышения квалификации кадров, структуру и организацию работы системы, функции и задачи методических центров различного уровня, ответственность за организацию работы. Основными формами переподготовки библиотекарей были названы научно-практические конференции, семинары, курсы, стажировки, профессиональное чтение.

Разработчики системы в качестве концептуальных положений определили основные принципы системы:

всеобщность (т.е. необходимость повышения квалификации всех сотрудников библиотек);

непрерывность (т.е. обеспечение постоянного процесса совершенствования профессионального уровня библиотекарей);

разносторонность (т.е. повышение квалификации в трех направлениях - профессиональном, теоретическом и общекультурном)

многообразие (использование форм и методов обучения, взаимодополняющих друг друга).

Для реализации выдвинутых положений методистами должны быть разработаны учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации библиотекарей организаций образования. Для библиотекарей, при переходе на 12-летнее образование, основной формой профессиональной переподготовки определены курсы повышения квалификации при областных институтах повышения квалификации педагогических кадров. Ежегодно две-три группы библиотекарей должны проходить на таких курсах переподготовку. В республиканских курсах принимать участие должны 1-2 школьных библиотекаря из каждой области. По возвращению они делятся полученными знаниями со своими коллегами. В основном новые профессиональные знания, новые методики библиотечные специалисты должны получать на семинарах и совещаниях, которые проходят внутри методических объединений библиотек. Как показывает опыт, богатый информационный, технологический и методический потенциал библиотек Казахстана в решении проблем развития профессиональной компетенции библиотекарей пока не используется. Такой опыт есть в Научной библиотеке Павлодарского государственного педагогического института, он показывает, что организационные вопросы проведения курсов библиотекарей решаются через факультет повышения педагогических кадров, который имеется в структуре ПГПИ. Для проведения занятий на библиотечных курсах привлекаются авторитетные преподаватели кафедр, наиболее опытные специалисты научной библиотеки, имеющие навыки работы с аудиторией. В институте имеется центр методической помощи библиотекарям, вузовская библиотека стремиться к созданию условий для перехода от периодического к непрерывному профессиональному обучению библиотечных кадров. Организация курсов повышения квалификации на базе областных методических центров предусмотрена Положением о Республиканской системе повышения квалификации библиотечных кадров системы образования Казахстана:Утв. Респ. библиотечно-информационной комиссией 26 мая 1997г. В связи с этим положением должны быть разработаны программы курсов для различных категорий библиотекарей Программы курсов должны быть ориентированы на:

профессиональную адаптацию начинающих работников библиотек;

совершенствование мастерства сотрудников, имеющих профессиональное образование;

специализацию отдельных групп библиотекарей в связи с внедрением новых технологий и методик, инновацию опытных специалистов в области организации библиотечной деятельности.

В условиях перехода на 12-летнее образование, программы должны предусматривать изучение основ организации работы учебной библиотеки и библиотечного менеджмента, современные методики создания традиционного аппарата библиотеки и электронного каталога, организации работы по формированию информационной культуры пользователей и другие темы. По окончании курсов слушатели должны написать контрольные работы и рефераты по темам, имеющим практическое значение для их конкретной работы. Цель письменных заданий - закрепить у слушателей навыков организаторской, аналитической, самостоятельной деятельности.

Дальнейшей ступенью, профессиональной учебы, способствующей приобретению более высокой квалификации библиотекаря при переходе на 12-летнее образование, является организация творческих лабораторий на базе лучших библиотек региона. Лаборатории профессионального мастерства и творческие лаборатории являются современной формой Школ передового библиотечного опыта, активно использовавшихся в методической работе в 70-80 годы прошлого столетия. Для них были характерны конкретность тематики, избирательность в подборе участников, тщательность подготовки обучающих занятий. Современные лаборатории профессионального мастерства способны внести дух творчества, метод живого показа эффективных методов и приемов библиотечного труда в определенном направлении деятельности библиотеки. При определении базы тематических творческих лабораторий специалисты методического центра должны опираться на имеющийся в библиотеках опыт работы и способность сотрудников библиотек участвовать в процессе методической помощи коллегам из учебных библиотек. Занятия на базе таких лабораторий дадут возможность проследить процесс воплощения библиотечных инноваций, достижений библиотечной теории и практики. Опыт работы советских школ передового опыта доказывает, что организация подобных лабораторий способствует распространению передового опыта, содействует развитию творческой инициативы сотрудников базовых библиотек, укрепляет общественный имидж библиотеки и ее сотрудников в педагогическом коллективе организации образования. Здесь можно использовать опыт работы библиотеки ФМЛ, где мы видели применение электронных технологий. Наступление эры электронной коммуникации неизбежно и неотвратимо. Но эту эру не нужно идеализировать и надеяться, что умные машины выполнят все библиотечные работы. К ней нужно серьезно готовиться, искать возможности преемственности и сотрудничества электронной и документальной коммуникации, не поддаваясь соблазнительным иллюзиям. Мы видим усложнение информационных потребностей современного человека и современного общества; библиотечное дело вооружается новыми технологиями, в том числе компьютерными, возможности которых позволяют достигать невиданных ранее результатов. Обязанностью библиотекарей становится как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, количества специалистов, владеющими навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей. Опыт работы многих библиотекарей свидетельствует о том, что компьютер и книга не антагонисты. Компьютерные технологии, активное использование Интернет-ресурсов, разработка медиоуроков только способствуют активизации чтения.

Поэтому особое внимание уделяется овладению знаниями, умениями и навыками библиотечных работников при пользовании компьютерными технологиями, использованию Интернет-ресурсов, организацией медиоуроков, мультимедийных презентаций. Библиотекарь должен быть настоящим профессионалом, квалифицированным помощником и посредником между информацией и пользователем. Для этого библиотекарю необходимо в совершенстве владеть компьютером. В планах работы центра методической помощи на первом месте также должна стоять разработка программ, методических материалов и организационных документов для дистанционных семинаров и курсов профессиональной переподготовки школьных библиотекарей. Учитывая то, что компьютеризация завершена, многие имеют стабильный доступ к Интернету, возможность дистанционного повышения квалификации становится реальной. На сегодняшний день у нас есть сайт Гор УО библиотека, где мы можем взять нужный для себя материал. А так же работают курсы дистанционного обучения. Все перечисленные формы не заменяют наиболее доступной формы повышения квалификации - профессионального самообразования. Теоретики и практики высказывают необходимость целенаправленного управления самообразовательного чтения библиотекарей. В ряде библиотек самообразование библиотекарей организуется в форме личных творческих планов, которые предусматривают как самостоятельную работу по определенной теме, так и завершающие формы этой работы (подготовка и защита перед педагогическим коллективом школы реферата по актуальной теме, выступление на семинаре, обзор публикаций на дне профессиональной информации и т.д. Система повышения квалификации должна коренным образом измениться, чтобы быть в состоянии ответить на поставленные вопросы, решить задачу подготовки библиотекаря новой формации. Содержание повышения квалификации должно отвечать потребностям библиотекарей, развивать их профессиональные компетентности, формировать чувствительность к происходящим переменам и способствовать мобильному реагированию на них.

Новая модель повышения квалификации должна ориентироваться на результат, содержание всех программ должно отвечать потребностям работников образования, развивать их ключевые компетенции, формировать чувствительность к происходящим изменениям и способность конструктивно реагировать на них.

В общем виде технология повышения квалификации, ориентированного на результат, должна включать в себя:

изучение потребностей библиотекарей в обучении;

формирования заказа на повышение квалификации;

разработка обучающих программ, адекватных потребностям;

курсовая подготовка, исследовательская и проектировочная деятельность;

оценка результатов обучения.

Важнейшими задачами в деле повышения квалификации библиотекарей являются:

внедрение активных, творческих форм курсовых занятий;

развитие интерактивных, дистанционных методов обучения слушателей;

управление меж курсовым процессом самообразования библиотекаря;

отслеживания эффективности, отдачи обучения.

Содержание курсовых мероприятий по повышению квалификации должно быть направлено на вооружение библиотекарей действенным инструментарием для успешного решения государственных задач в сфере образования, развития умения мыслить и действовать по-новому, творчески преодолевая сложившиеся стереотипы. Прохождение курсовой подготовки должно помочь вхождению библиотекарей в демократическое общество, признавая их гражданские права на повышение профессионального уровня, учитывая личностную мотивацию. Важно не просто продемонстрировать личностно-ориентированный подход в системе повышения квалификации, а организовывать педагогический процесс так, чтобы каждый слушатель получал и добывал знания не вообще а лично для себя, т.е. персонифициально. С целью повышения профессионального мастерства библиотекарей необходимо на основе диагностики дифференцировать работу со слушателями курсов по уровню их подготовки. В организации повышения профессионального мастерства библиотекарей важен системный подход, который реализуется как в процессе самообразования, так и в ходе непрерывного библиотечного образования. Такая системность связана с раскрытием творческого потенциала библиотекаря, овладением им теми педагогическими навыками и умениями, которые позволяют ему работать в режиме диалога, вести дискуссии, предоставлять объективную информацию. В целях углубления профессиональных знаний организуются и проводятся информационно-тематические семинары. Эта форма повышения квалификации весьма эффективна, так как помимо информационных, обучающих задач, позволяет познакомиться с инновационным опытом других библиотек на практике. К инновационным формам углубления профессиональных знаний можно отнести такие виды активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, прайс-листы, мастер-классы. При их организации большое внимание уделяется личностным качествам библиотечных работников. Эти виды обучения активно применяются при проведении курсов повышения квалификации.

Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что выполняя государственную программу развития системы образования Республики Казахстан, при совершенствовании профессиональной подготовки библиотечных кадров на основе компетентного подхода необходимо:

использовать интерактивные формы и методы занятий со слушателями;

систематически проводить послекурсовой мониторинг;

предоставить возможность выбора слушателям индивидуальной траектории повышения квалификации;

внедрять возможности сети Интернет в методическую службу.

Как показывают практика и дискуссии на страницах профессиональной печати, особенно острыми сегодня являются вопросы именно переквалификации персонала. Возникает необходимость разработки принципиально новых образовательных программ, нацеленных на создание и поддержку трудовых ресурсов более высокого уровня, чем прежде. Сегодня, кроме овладения библиотечными процессами, важна общая информированность библиотекарей об издательском деле, этике, государственной информационной политике, значении информационных технологий и о других проблемах информационного дела. Одно из самых позитивных качеств современного библиотекаря состоит в возможности широко взглянуть на проблему, увидеть те факторы, которые являются общими для многих отраслей, раздвинуть горизонты читателя и помочь взаимообогащению идей. Это является серьезным противовесом сегодняшней чрезмерной специализации.

В настоящее время основные звенья системы непрерывного библиотечного образования сложились, но процесс их становления проходил во многом стихийно, в связи с чем не отлажены координационные связи, слабо работают механизмы установленной последовательности и преемственности содержания и методикой обучения и воспитания библиотекарей специалистов. Образовательные структуры по-прежнему основное внимание уделяют процессу обучения, не справляясь в полном объеме с решением задач воспитания и развития творчески мыслящих специалистов, деятельностью которых профессиональные знания становятся личностью значимыми и практически реализуемыми и практически реализуемыми, нацеленным на систематическое обучение и качественное преобразование. Сегодня необходимо изучение механизмов формирования и путей реализации интеллектуальных способностей библиотечных работников. Оно поможет обеспечить эффективность управления развитием интеллектуальной культуры специалистов.

Формирование системы повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров в СССР относят к началу 20-х гг. Именно в этот период были выработаны основные принципы ее построения. Первая дискуссия проводилась на страницах журнала «Красный библиотекарь» (1924 г.).

В 30-х гг. работа по повышению квалификации и переподготовке библиотечных кадров значительно усилилась. Складывались определенные системы по типам и видам библиотек: областные, городские, районные, научные и т.п. Совершенствовались старые апробированные формы учебы кадров, появились новые - «Школы передового опыта», «Дни открытых дверей», «Школы молодого библиотекаря», срочно входили в практику работы библиотек кустовые семинары.

Примером исторического развития системы повышения квалификации может служить деятельность крупнейшей библиотеки стран СНГ- РГБ (бывшей ГБЛ). Значительной вехой в деле подготовки кадров ГБЛ явилось библиотечное ученичество, право организации которого она получила в 1948 г. Учащиеся распределялись по отделам и под руководством наставников из наиболее квалифицированных библиотечных работников осваивали производственные процессы. Будущие специалисты первого набора сдавали одновременно экзамены на курсах и государственные экзамены в библиотечном техникуме, в результате получали диплом о среднем библиотечном образовании и удостоверение об окончании курсов библиотечного ученичества.

ГБЛ постоянно искала пути закрепления молодых кадров. Создавая им условия для получения высшего и среднего специального образований, совмещения учебы с работой в отделах. Один из таких путей на первых порах виделся в создании для молодежи со средним образованием филиала библиотечного техникума на базе учебного отдела библиотеки.

В 1969 г. в ГБЛ был открыт филиал библиотечного техникума по специальности «Библиотечное дело». Хотя филиал техникума и выполнил свою задачу - дать библиотечную специальность сотрудникам, которые по разным причинам не имели возможности продолжать обучение в институте, тем не менее он не смог решить вопроса закрепления кадров. Реальная возможность стабилизации кадрового состава виделась в подготовке специалистов с высшим образованием без отрыва от работы, в стенах библиотеки. Этому способствовала деятельность на базе библиотеки вечернего отделения Московского государственного института культуры.

Кроме того, в ГБЛ были организованы краткосрочные курсы, различные по тематике и продолжительности. Они обеспечивали дифференцированный подход к обучению.

Важнейшей формой повышения квалификации стали годичные Высшие библиотечные курсы (ВБК) при ГБЛ, основная задача которых - обеспечить приобретение библиотечно-библиографических знаний сотрудниками с высшим небиблиотечным образованием.

Опыт ГБЛ показал, что построение системы повышения квалификации в одной отдельно взятой библиотеке не может решить общих проблем, характерных для страны в целом. Но он позволил увидеть направления, которые могли бы быть развернуты применительно к общим принципам ее построения.

Активизация процесса обучения путем перехода от пассивных, главным образом лекционных, форм к активным (проблемное обучение, ролевые игры, поиск выхода из конфликтных ситуаций), первоначально возникшая в учебных заведениях, распространяется и на систему повышения квалификации.

Чтобы эта система по-настоящему заработала, ее основные элементы - методические центры, библиотечные кадры, формы и приемы оказания методической помощи - должны быть взаимосвязаны и составлять единое целое. Необходим ступенчатый характер структуры, при котором каждая последующая ступень будет содержать формы и методы, направленные на совершенствование и углубление полученных ранее знаний.

В этой статье профессиональная квалификация рассматривается в качестве комплексной характеристики, включающей в себя особенности технологической подготовки и личные свойства сотрудника. Их применение в процессе обретения знаний, навыков и умений позволяет библиотекарю выполнять профессиональные обязанности на уровне требований, зафиксированных в документах, которые регламентируют его деятельность. Категория «знания», «навыки», «умения» входят в подструктуру личности. Среди личностных характеристик рассматриваются те, что необходимы для реализации конкретной деятельности. Поэтому под термином «повышение квалификации и переподготовка кадров» мы понимаем комплексную систему, обеспечивающую актуализацию, расширение и углубление имеющихся знаний, получение новых современных теоретических и практических навыков для оперативной адаптации кадров к постоянно изменяющимся социальным и производственным условиям.

Проблема повышения квалификации в последние годы стали уделять больше внимания, чем раньше.

После длительного перерыва возобновились попытки разработать модели квалификации библиотекаря. В числе интересных работ, появившихся в конце 70-х гг., следует упомянуть статью Л. Ефимовой «Модель квалификации библиотекаря» (Сов. библиотековедение, 1975. № 4), в которой широко использованы математические методы моделирования. Для построения модели был получен необходимый статистический материал в результате анкетирования библиотечных работников в сети академических библиотек. Квалифицированная карта, разработанная в НМО БАН СССР, состояла из 20 вопросов, ответы на которые в совокупности давали полную характеристику сотрудника в отношении его образовательной подготовки, содержания трудовой деятельности, используемых им форм повышения квалификации, профессионального и должностного роста. Уточняются понятия «квалификация» и «уровень квалификации».

В качестве комплексного показателя уровня квалификации исследователи выбрали занимаемую должность. Включающую ряд признаков: образование, стаж работы, научную и методическую деятельность, а также социально-психологические признаки - удовлетворенность работой, социально-общественную активность и др.

Помимо анкетирования исследователи прибегли к широко применяемому в социологических исследованиях методу экспертных оценок. Полученные результаты позволили сделать вывод, что модель можно считать достаточно надежным инструментом оценки, хотя и рассматривается она авторами как предварительная, экспериментальная.

Несмотря на сложившуюся систему традиционных форм повышения квалификации библиотечных работников, во многих библиотеках продолжается поиск нетрадиционных форм обучения. Возникают областные университеты сельского библиотекаря. Появляются формы, заимствованные из системы образования, ТВ, радио. Так, например, появлялись и исчезали «политбои», «брейн-ринг», аукционы идеи», мозговые атаки, «аквариумы», «поля чудес» и т.д. Поэтому не случаен и интерес библиотекарей-практиков к различного рода деловым играм, проблемным ситуациям, викторинам и олимпиадам. На страницах специальных периодических изданий начинают появляться сценарии деловых игр, статьи, описывающие опыт их использования в повышении квалификации. Однако авторы не уверены в правильности их организации. Не случайно одна из статей так и называется6 «Играем, а правильно ли...?»

Но не только разнообразие форм и методов обеспечивают достижение намеченных целей в процессе повышения квалификации и переподготовки кадров. Немаловажное значение здесь имеют гибкость и динамичность содержания и средств передачи знаний.

Поэтому важнейшим направлением деятельности факультетов повышения квалификации становится вооружение слушателей знаниями о новейших информационных технологиях. Отсутствие приемлемых учебно-методических материалов, посвященных этой проблеме, недостаточная обеспеченность учебного процесса современным оборудованием заставили факультет повышения квалификации преподавателей МГУК на занятиях в межвузовской школе руководителя обсуждаются вопросы управления, внедрения НОТ и передового опыта. Межвузовское методическое объединение осуществляет проверки деятельности библиотек. Отделы, признанные лучшими, например по обслуживанию читателей, комплектованию и использованию фондов, воспитательной, справочно-библиографической, информационной работе, становятся базой для проведения школ передового опыта. Характерным упущением является слабое понимание к повышению в должности библиотекарей, заведующих секторами, многие годы работающих на одном месте, компетентных и имеющих высокую профессиональную квалификацию. Кстати, этот недостаток касается не только вузовских библиотек. Подготовка кадрового резерва в библиотеках, на наш взгляд, - самое слабое звено в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Предпринимаются усилия по совершенствованию системы повышения квалификации кадров в соответствии с современными требованиями к квалификации работающих, к уровню их интеллектуального и культурного развития. Направления этих усилий сосредоточены на создании системы обучения, способной оперативно учитывать изменения среды функционирования библиотек, выявлять и оценивать новшества с точки зрения целесообразности их включения в программы, устанавливать зависимость содержания обучения от потребностей слушателей.

Так, основной задачей совета по повышению квалификации кадров является обеспечение органического единства экономического и социального развития коллектива в части повышения квалификации и переподготовки персонала. Осуществляется организационно-методическое руководство и информационное обеспечение, координацию деятельности всех звеньев системы повышения квалификации кадров одной из крупнейших библиотек страны, создает условия для перехода от периодического и непрерывному производственно-профессиональному обучению. Его решения являются обязательными для исполнения во всех в структурах подразделениях библиотеки.

Сводный план готовится с учетом проблемной ориентации обучения, общетеоретической подготовки и непрерывного обновления практических знаний специалистов и осуществляется на трех уровнях. Первый - производственно-профессиональное обучение непосредственно в подразделениях по направлениям библиотечных и научных работ. Второй - обучение руководителей и главных специалистов на общебиблиотечных курсах целевого назначения. Третий - обучение специалистов в Институте повышения квалификации, информационных работников, народном университете по научно-технической информации ВИНИТИ, Международном центре НТИ на факультете повышения квалификации и др.

Систему обучения кадров в целях повышения их квалификации предполагает строить, основываясь на следующих принципах: основой планирования должна строить перспективная потребность подразделений библиотеки в специалистах в условиях дальнейшего совершенствования библиотечной технологии; определение потребности и возвышение квалификации специалистов должно базироваться на знании общей и дополнительной потребности в кадрах разных уровней.

Таким образом, организация работы по повышению квалификации библиотечных кадров на современном этапе является одной из ведущих функций управления библиотечными коллективами. Функционирующая в нашей стране двухуровневая система повышения квалификации (региональный и местный уровни) ориентирована на решение трех взаимосвязанных задач: углубление и обновление теоретических знаний, расширение общекультурного кругозора, постоянное совершенствование профессиональной подготовки библиотечных специалистов, доведение ее до степени профессионального мастерства. Дифференциация как ведущий принцип соблюдается при формировании групп обучающихся и при организации занятий. Для методического обеспечения учебного процесса издаются учебные пособия и рекомендации. Внедряются различные формы активизации познавательной деятельности слушателей.

В целом в современной системе библиотек сложились следующие направления повышения квалификации кадров: повышение общетеоретического уровня, расширение и углубление теоретико-прикладных знаний в области библиотековедения. Ощущается необходимость организации комплексной системы подготовки и переподготовки кадров.

Таким образом, можно констатировать, что в существующей структуре представлены различные по сложности формы повышения квалификации и переподготовки кадров, которые между собой не взаимосвязаны и не дают возможности поэтапного повышения квалификации.

В регионах функционируют соответствующие структуры и отсутствует межведомственный центр, координирующий их работу; взаимосвязь учреждений повышения квалификации с библиотеками - носителями передового опыта, с вузами культуры в регионах отсутствует. Не предпринимаются попытки создания альтернативных форм повышения квалификации предоставляющий обучаемый выбор программ и форм обучения.

Не практикуется составление и обновление программ и учебно-тематических планов обучения на основе прогностических данных. Анализ обратной связи если и проводится, то эпизодически.

При комплектовании групп не учитывают психолого-педагогических особенностей обучения взрослых, хотя принимают во внимание особенности их деятельности (штат учреждения, распределение функциональных обязанностей, квалификационные требования и т.д.).

Результаты анализа показывают, что проблема повышения квалификацию и переподготовки кадров активно обсуждается, и возникает необходимость от постановки проблемы переходить к конкретным предложениям, рекомендациям и апробированным проектам формирования системы.

Среди проблем, которые предстоит решать в ближайшее время, следует назвать такие: планирование повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом изменений в профессиональных потребностях специалистов, разработка школы оценок и определение степени освоения знаний, умений и навыков, научно-методическое обеспечение процесса обучения слушателей, создание методических пособий с учетом основных целей самообразования, формирования проблемно-ориентированной базы данных, содержащей библиографические, фактографические сведения о результатах слежения за состоянием и тенденциями развития библиотечно-библиографической деятельности, развитие в системе последипломного образования функции добывания новых знаний, знаний научного сектора путем широкого применения семинаров-дискуссий и «мозговых штурмов», деловых, инновационных игр и т.д., проработка и апробация методов обучения, которые активно используются в других отраслях (разрешение инцидентов, анализ кейсов, исследование обстоятельств.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

библиотекарь видит основной смысл своей деятельности в предоставлении информации. Отношения «Библиотекарь-Пользователь» строятся на принципе доступности информации. Библиотекарь не несет ответственности за полученную читателем информацию. Такое положение есть только в российском кодексе. Важнейшая этическая задача библиотечного работника в его взаимоотношениях с коллегами - повышение роли и статуса профессии в окружающем обществе. Основным принципом отношения к себе как библиотекарю провозглашается стремление к самосовершенствованию.

Одна из проблем, регулируемых принципами информационной этики - проблема цензуры. Современные технические средства позволяют фильтровать информацию, предоставляемую из электронных сетей по бесконечному количеству признаков. Осуществлять это можно на любом уровне (как в библиотеке, так и в организации-провайдере, и на любых промежуточных этапах) анонимно от конечного потребителя. В России, в большинстве случаев, библиотекари становятся на позицию ограничения получаемой информации, прежде всего, порнографического характера. Мотивация может быть разной - ограниченная пропускная способность трафика, выделение приоритетов при ограниченности ресурсов и т. д. Но сам факт фильтрации информации в электронных сетях требует этического самоопределения. Ибо при отсутствии такового, а также каких-либо формальных инструкций, вопрос об ограничении доступа решается на субъективной основе. Другая проблема - конфиденциальности потребителя информации. В Федеральном законе «О библиотечном деле» сказано: «Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания». Однако современные коммуникационные средства делают потребителя информации практически «прозрачным», каждый его шаг по киберпространству фиксируемым и записываемым. Более незащищенным в этом смысле стал и читатель традиционной библиотеки. Современные формы записи, регистрации читателей, фиксации его требований на компьютере также предоставляют в распоряжение библиотекаря все больше информации, которая по своей сути является конфиденциальной [3, с. 10].


 

Заключение

 

Вопросы профессиональной этики играют заметную роль в деятельности библиотекаря. С момента возникновения профессии моральные установки специалиста оказывали значительное влияние на отношения коллег в библиотеке, на общение их с читателями. Основным качеством профессиональной морали библиотекаря всегда была гуманистическая направленность. Обладание высшими нравственными качествами составляет авторитет библиотечной профессии, определяет ее предназначение для общества, влияет на основу профессиональной морали, формирует только ей присущие характеристики. Профессиональный долг становится нравственной потребностью библиотекаря, и он осознает его в работе с читателями.

Этика библиотекаря и обслуживание читателей - взаимосвязанные понятия. Обслуживание означает оказание необходимых услуг, доброжелательную помощь в приобщении читателей к источникам информации, создание здоровой атмосферы в профессиональной среде. Этика же включает в себя понятие о человеческом характере, природе поступков, потребностях людей и особенностях их общения. Изучив законы этики, осознав свой профессиональный долг, библиотекарь чувствует ответственность за качество обслуживания читателей, творчески относится к каждому запросу абонента [1, с. 87].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: