Старость в научных трудах




Я уже сказала, что работы Пьеро делла Франческа в Урбино были последними большими работами, последними заказами. Потом нет датированных вещей. Писал он или не писал, мы не знаем. Вазари пишет, что он рано ослеп и чуть ли не двадцать лет вообще не работал. Он умер в 1492 году. Десятью годами ранее скончался его покровитель Федерико да Монтефельтро. И то, что он не работал, ничего не писал, Вазари объясняет тем, что он ослеп.

На самом деле завещание, продиктованное Пьеро делла Франческа в 1487 году, за пять лет до смерти, характеризует его как человека со здоровым телом и духом и заставляет думать, что если и была слепота, которую упоминает Вазари, то, скорее всего, она поразила мастера совсем на поздних годах, а в последние годы он просто отошел от живописи и посвятил себя научным трудам. Именно в это время он написал два своих самых известных научных трактата. Первый – «О перспективе, применяемой в живописи», своеобразный такой учебник о перспективе. Мы знаем, что многие писали о перспективе. Но, может быть, у Пьеро делла Франческа впервые это явление как-то очень четко научно, математически обосновано. И он написал также «Книгу о пяти правильных телах», содержащую практические решения вопросов стереометрии. Своими научными работами он снискал большой авторитет, как я уже говорила. Может быть, даже кто-то его ценил больше за это, чем за живопись.

И именно к этим трактатам он сделал ряд ведут, т.е. городских пейзажей, с идеальным городом. Мы говорили, что Федерико да Монтефельтро мечтал из Урбино сделать такой идеальный город. Скажем прямо, ему это не удалось. То ли это была его идея, то ли он заразился этой идеей от Пьеро делла Франческа – чья здесь идея, кто был основоположником, сказать трудно, но тем не менее идею идеального города, еще вот так красиво, с перспективой вычерченного, воплотил в своих трактатах и в иллюстрациях к ним Пьеро делла Франческа.

Интересно, что был и третий трактат. О нем мало пишут, потому что вот эти два – значительные трактаты, а третий был о вычислениях и содержал вещи, казалось бы, далекие от живописи и перспективы. Он был продиктован практическими интересами и нуждами. Казалось бы, такой интеллектуал, как Пьеро делла Франческа, снизошел до писания трактата «О некоторых началах арифметики, потребных торговцам, и о некоторых торговых операциях». Т.е. на самом деле его интересовала экономика, бухгалтерия, такие практические вещи. Об этом он тоже писал с долей, я бы сказала, такого научного интереса, и это лишний раз подчеркивает, что были теснейшие связи между искусством, наукой и жизнью. Они это не разделяли.

Как я уже сказала, Пьеро делла Франческа скончался в 1492 году. Это вообще очень интересный год, может быть, о нем особо стоит поговорить, много что случилось в этом году. Его смерть относят к 11 или 12 октября, т.е. это практически конец этого года. Он оставил большое наследие. Он был учителем многих живописцев, в частности Луки Синьорелли, оказал влияние на Мелоццо да Форли, на Джованни Санти, отца Рафаэля, и на других умбрийских мастеров. И даже в ранних работах самого Рафаэля исследователи находят какие-то следы влияния Пьеро делла Франческа.

Но подлинных наследников Пьеро делла Франческа нужно искать, конечно, в Венеции, куда в начале 70-х годов Джованни Беллини, с которым он тоже был знаком, принес новое понимание перспективы и колорита, почерпнутые как раз у мастера из Борго-Сан-Сеполькро, маленького городка в Италии, который сделал так много для итальянского искусства.

Материалы

· Астахов Ю. Пьеро делла Франческо. Белый город. М, 2013.

· Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев.

· Венедиктов А. Ренессанс в Римини. М., 1970.

· Муратов П. П. Образы Италии. Москва: Арт-Родник, 2008.

· Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003.

Галерея (43)

Предполагаемый автопортрет. Фрагмент фрески «Воскресение Христа». 1460
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Пинакотека Сан-Сеполькро

 

Вымышленный портрет Пьеро делла Франческа. 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари

 

Борго-Сансеполькро, Ареццо

 

Портрет девушки. Ок. 1460
Художник – Доменико Венециано (итал. Domenico Veneziano, 1410–1461). Музей Польди-Пеццоли, Милан

 

Алтарь Святой Лючии. 1445–1447
Художник – Доменико Венециано (итал. Domenico Veneziano, 1410–1461). Галерея Уффици, Флоренция

Полиптих Милосердия. 1445–1462
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Пинакотека Сан-Сеполькро

 

Полиптих Милосердия. Центральная часть. 1445–1462
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Пинакотека Сан-Сеполькро

 

Крещение Христа. 1448–1450
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея, Лондон

 

Бичевание Христа. Ок. 1455–1460
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея Марке, Урбино

 

Рождество. 1470–1475
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея, Лондон

Рождество. Фрагмент. 1470–1475
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея, Лондон

 

Вид на мост Тиберия, Римини

 

Сиджизмондо Малатеста перед святым Сигизмундом. 1451
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Темпио Малатестиано, Римини

 

Сиджизмондо Малатеста перед святым Сигизмундом. Фрагмент. 1451
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Темпио Малатестиано, Римини

 

Гробница Георгия Гемиста Плифона. 1465
Темпио Малатестиано, Римини

Темпио Малатестиано, Римини

 

Портрет Сиджизмондо Малатеста. Ок. 1451
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Лувр, Париж

 

Вид на Пьяцца Гранде
Ареццо

 

Руины римского амфитеатра. I–II вв. н. э.
Ареццо

 

Фрагмент римской керамики из Ареццо, найденный в Арикамеду (Индия). I в. н. э.
Музей Гиме, Париж

Цикл фресок «Истории Животворящего Креста». 1452–1466
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Базилика Сан-Франческо в Ареццо

 

Плафон базилики Сан-Франческо в Ареццо
Художники – Биччи де Лоренцо (итал. Bicci di Lorenzo, 1373–1452) и Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492)

 

Воздвижение Креста. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Базилика Сан-Франческо в Ареццо

 

Сон Константина. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Базилика Сан-Франческо в Ареццо

 

Поклонение Кресту и встреча Соломона с царицей Савской. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Базилика Сан-Франческо в Ареццо

Поклонение Кресту и встреча Соломона с царицей Савской. Фрагмент. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492)

 

Вид на собор и герцогский дворец
Урбино

 

Портреты герцога Федерико да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца. 1465–1472
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Галерея Уффици, Флоренция

 

Портрет герцога Федерико да Монтефельтро. 1465–1472
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Галерея Уффици, Флоренция

 

Триумф Федерико да Монтефельтро. 1465–1472
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Галерея Уффици, Флоренция

Триумф Баттисты Сфорца. 1465–1472
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Галерея Уффици, Флоренция

 

Триумф Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца. 1465–1472
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Галерея Уффици, Флоренция

 

Палаццо Дукале
Урбино

 

Кабинет Федерико да Монтефельтро
Палаццо Дукале, Урбино

 

Портрет герцогини Баттисты Сфорца. 1465–1472
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Галерея Уффици, Флоренция

Алтарь Монтефельтро. 1472–1474
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Пинакотека Брера, Милан

 

Мадонна дель Парто. Ок. 1460
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Музей Монтерки

 

Полиптих святого Антония. 1460–1470
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея Умбрии, Перуджа

 

Полиптих святого Антония. Фрагмент. 1460–1470
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея Умбрии, Перуджа

 

Мадонна ди Сенигаллия. Ок. 1474
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея Марке, Урбино

Проекции головы человека. 1474–1482
Рисунок из рукописи Пьеро делла Франческа «О перспективе в живописи». Библиотека Амброзиана, Милан

 

Идеальный город. Ок. 1470–1490
Художник – возможно, Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея Марке, Урбино

 

Предполагаемый автопортрет (второй справа). Фрагмент Полиптиха Милосердия. 1445–1462
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: