л (Мелешева В.Н.), 18 п/з, 36 срс. Экзамен




ПЕДАГОГИКА, 411-СОо, 2 семестр

Тема Вид дата Подготовка к уроку (+ в портфолио) д/з на самостоятельное изучение (в портфолио)
1-2 Тема 1 (лекция 1): История педагогики как науки. Предмет, задачи, методология истории педагогики как науки. Теории о происхождении воспитания как общественного явления.Зарождение и развитие воспитания в первобытном обществе (период дородового строя, матриархата, патриархата, военной общины). Лекц      
3-4 Тема 2. (лекция 2): Педагогические системы Древнего Мира Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире. Особенности обучения и воспитания в школах Ближнего Востока. Философско-педагогические идеи в Древнем Китае. Кастовое воспитание в Индии. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах. Педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля. Семейное воспитание и школьное обучение в Риме. Лекц     Тезаурус терминов эпохи Античности: Агеллы, Академия, Гимнасия, Дидаскал, Калькулятор, Школа кифариста, Криптия, Мусическая школа, Палестра, Педагог, Педоном, Эфебия
5-6 Практическое занятие 1 к теме 2 на тему «Педагогическая мысль периода Античности».Содержание темы: Педагогические идеи древнегреческих философов: Демокрит, Пифагор, Эпикур. Просветители Древнего Рима: М.Ф. Квинтилиан, М.Т. Цицерон. Философско-педагогическая система Конфуция Пр   Выступления студентов с презентациями Выделить основные идеи педагогической мысли Античности, которые необходимо применить в современном образовании
7-8 Тема 3. (Лекция 3) Педагогические системы Средневековья. Характеристика образовательной системы в раннем Средневековье (V-X вв. Схоластическая система обучения в период развитого Средневековья (XI-XIII вв.). Особенности воспитания и обучения в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) Лекц     Педагогические идеи Ф. Аквинского.
9-10 Педагогическое занятие 2 к теме 3. Педагогические идеи гуманистов эпохи Возрождения*.«Радостный дом» Витторино де Фельтре – школа нового типа. «Властитель дум» зрелого Возрождения Эразм Роттердамский. Франсуа Рабле «Гарнантюа и Пантагрюэль». Мишель Монтень «Опыты». «Утопия или наилучшем устройстве государства» Томаса Мора. Томазо Кампанелла «Город солнца».   Пр   Выступления студентов с презентациями Выделить основные идеи гуманистов эпохи Возрождения, которые необходимо применить в современном образовании
11-12 Тема 4. Лекция 4. Педагогическая система Я.А. Коменского.Биография и мировоззрение Я.А. Коменского. Основные положения педагогической системы: цели и задачи воспитания; возрастная периодизация и система школьного образования; труды «Великая дидактика» - основа научно-педагогической системы. Лекц      
13-14 Практическое занятие 3 к теме 4. «Педагогическое наследие Я.А. Коменского».Я. А. Коменский – автор педагогической системы, основу которой составляет принцип природосообразности, основоположник традиционного обучения. «Материнская школа» - первая программа воспитания и обучения ребенка от рождения до школы. «Мир чувственных вещей в картинках» - первая детская мировая энциклопедия в картинках. «Великая дидактика» - искусство обучения всех всему.   Пр   Дискуссия «Идеи Я.А. Коменского в современном образовании: необходимость или невозможность применения?»   (3 подгруппы – по изданиям +2 чел. ведущих) Становление и развитие гуманистических педагогических идей. Философия гуманизма в образовании. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Условия, средства осуществления педагогической деятельности педагогом
15-16 Практическое занятие 4 на тему «Авторские педагогические системы прошлого». Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Свободное воспитание – педоцентрическая ориентация в педагогических теориях и практике образования.. Система естественного свободного «естественного воспитания» Ж.Ж. Руссо. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. Концепция А. Дистервега, И. Гербарта. Система свободного воспитания Л. Н. Толстого. Система воспитания М. Монтессори. Пр   Диспут: «Битва мыслителей воспитания»   (6 команд, 1 ведущий. Каждая команда должна доказать свою точку зрения в воспитании как наиболее правильную) Идеи развивающего обучения в опыте европейских и отечественных педагогов XVIII – XX веков. Развитие идей И. Г. Песталоцци в трудах Ф. Фребеля. Развивающее обучение в опыте советской школы 20–30-х годов XX в. Концепции В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина
17-18 Тема 5 (Лекция 5) Педагогические теории и системы в 18-19 веках.Становление национальных образовательных систем в эпоху Просвещения. Характеристика образовательных учреждений разных ступеней в странах Европы. Новации и реформы в образовании 19 – начала 20 в. Лекц      
19-20 Практическое занятие 5 к теме 5. Семинарское занятие на тему «Реформаторская педагогика 19 – первой половины 20 века. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания джентельмена Д. Локка Педагогические идеи социалиста – утописта Р. Оуэна. Идея «трудовой школы» Г.М. Кершенштейнера. Экспериментальная педагогика В.А. Лая. Прагматическая педагогика Д. Дьюи. Альтернативное образование. Вальдорфская педагогика: идея свободного развития Р. Штайнера. Современные «свободные» школы. Пр   Выступления с презентациями Педагогика С. Френе. Йена-план школа П. Петерсена. Дальтон-план школа. Школа «Эрмитаж» О. Декроли.
21-22 23-24 Тема 6 (Лекция 6-7) Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.Воспитание славян в раннефеодальном государстве. Образование в Русском государстве в 14-17 веках. Просветительские реформы 18 века Лекц      
25-26 Практическое занятие 6 к теме 6. Педагогическая деятельность и идеи М.В. Ломоносова. Роль Петра I и Екатерины II. Роль в просвещении В.Н. Татищева.Дидактическая система М.В. Ломоносова «Регламенты» для учителей и учеников гимназий Пр   Выступления с презентациями  
27-28 Тема 7 (Лекция 8) Школа и педагогика России в 19 – начале 20 века.Реформы образования в 19 веке. Общественно-педагогическое движение 19 века. Педагогическая теория В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.И. Пирогова и др. Лекц     Идеи национальной школы в педагогическом наследии Общечеловеческое и национальное в образовании. Идеи русской национальной школы В. Я. Стоюнина. Система педагогических взглядов В. А. Рачинского.
29-30 Практическое занятие 7 к теме 7. К.Д. Ушинский – основоположник русской школы и научной педагогики.Биография К.Д. Ушинского. Ушинский о воспитании в русской семье. Книги К.Д. Ушинского для детей. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» - главный труд К.Д. Ушинского. Идея К. Д. Ушинского о развивающем обучении. Пр   Круглый стол «Влияние идей К. Д. Ушинского на развитие теории и практики образования»   (ведущий, родители, воспитатели, учителя) Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого
31-32 Тема 8 (Лекция 9) Становление и развитие системы народного образования в советской России и СССР Реформы образования после февральской революции и октябрьского переворота 1917 года. Основные положения и принципы Единой Трудовой школы. Деятельность А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, М.Н. Покровского в становлении советской школы Лекц      
33-34 Практическое занятие 8 к теме 8. Деятельность педагогов советского периода как этап развития педагогики. Педагогическое новаторство А.С. Макаренко. Опытно-показательные воспитательные учреждения С.Т. Шацкого («Сетлемент», «Детский труд и отдых», опытные станции Наркомпроса, колония «Бодрая жизнь»). Идеи нового воспитания и обучения в деятельности П.П. Блонского Педагогика «ненасилия». Педагогические идеи Януша Корчака. Гуманистическая педагогика В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили.   Пр   Выступления с презентациями Взгляды К. Н. Вентцеля – развитие «внутреннего человека», «Дом свободного ребенка» – создание условий для свободного развития личности.
35-36 Практическое занятие 9 «Российское образование во 2 – й половине 20 – на рубеже 21 веков». Проблема отечественного образования в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Партийно-идеологизаторское давление на педагогическую науку и образование во второй половине 20 века. Кризис советской школы. Экспериментальная и инновационная деятельность в системе образования на рубеже 21 века. Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, С.Н. Лысенкова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков. Пр   Выступления с презентациями  
  Экзамен       Контрольная заменена портфолио

Задание на лето:

1. А.С. Макаренко. «Книга для родителей», «Педагогическая поэма» (1925-1935), «Лекции о воспитании детей» (сайт с бесплатными источниками: https://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm).

2. В. А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям». «Сто советов учителю» (сайт с бесплатными источниками: https://www.koob.ru/suhomlinskij_vasilij_aleksandrovich/)

3. Ш.А. Амонашвили. «Здравствуйте, дети!» (бесплатно на сайте: https://bookscafe.net/read/amonashvili_shalva-zdravstvuyte_deti-226130.html#p2).

4. Януш Корчак. «Как любить ребенка» (бесплатно на сайте: https://www.litmir.me/br/?b=62027&p=1)

 


Задания:

*Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу «Характеристика школ для различных сословий в эпоху Средневековья» (занятие 2 к теме 3)

Духовенство Дворянство Крестьяне, торговцы, ремесленники
     
     

Литература:

1. Торосян, В.Г. История педагогики и образования: учебник / В.Г. Торосян. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 498 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2579-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363007

2. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский; под ред. и со ст. А.А. Красновского; пер. с лат. Ю.Н. Дрейзина. - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1941. - Т. 3. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни. - 352 с.: ил. - (Педагогическая библиотека).; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445232

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: