ПЕДАГОГИКА, 411-СОо, 2 семестр
№ | Тема | Вид | дата | Подготовка к уроку (+ в портфолио) | д/з на самостоятельное изучение (в портфолио) |
1-2 | Тема 1 (лекция 1): История педагогики как науки. Предмет, задачи, методология истории педагогики как науки. Теории о происхождении воспитания как общественного явления.Зарождение и развитие воспитания в первобытном обществе (период дородового строя, матриархата, патриархата, военной общины). | Лекц | |||
3-4 | Тема 2. (лекция 2): Педагогические системы Древнего Мира Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире. Особенности обучения и воспитания в школах Ближнего Востока. Философско-педагогические идеи в Древнем Китае. Кастовое воспитание в Индии. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах. Педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля. Семейное воспитание и школьное обучение в Риме. | Лекц | Тезаурус терминов эпохи Античности: Агеллы, Академия, Гимнасия, Дидаскал, Калькулятор, Школа кифариста, Криптия, Мусическая школа, Палестра, Педагог, Педоном, Эфебия | ||
5-6 | Практическое занятие 1 к теме 2 на тему «Педагогическая мысль периода Античности».Содержание темы: Педагогические идеи древнегреческих философов: Демокрит, Пифагор, Эпикур. Просветители Древнего Рима: М.Ф. Квинтилиан, М.Т. Цицерон. Философско-педагогическая система Конфуция | Пр | Выступления студентов с презентациями | Выделить основные идеи педагогической мысли Античности, которые необходимо применить в современном образовании | |
7-8 | Тема 3. (Лекция 3) Педагогические системы Средневековья. Характеристика образовательной системы в раннем Средневековье (V-X вв. Схоластическая система обучения в период развитого Средневековья (XI-XIII вв.). Особенности воспитания и обучения в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) | Лекц | Педагогические идеи Ф. Аквинского. | ||
9-10 | Педагогическое занятие 2 к теме 3. Педагогические идеи гуманистов эпохи Возрождения*.«Радостный дом» Витторино де Фельтре – школа нового типа. «Властитель дум» зрелого Возрождения Эразм Роттердамский. Франсуа Рабле «Гарнантюа и Пантагрюэль». Мишель Монтень «Опыты». «Утопия или наилучшем устройстве государства» Томаса Мора. Томазо Кампанелла «Город солнца». | Пр | Выступления студентов с презентациями | Выделить основные идеи гуманистов эпохи Возрождения, которые необходимо применить в современном образовании | |
11-12 | Тема 4. Лекция 4. Педагогическая система Я.А. Коменского.Биография и мировоззрение Я.А. Коменского. Основные положения педагогической системы: цели и задачи воспитания; возрастная периодизация и система школьного образования; труды «Великая дидактика» - основа научно-педагогической системы. | Лекц | |||
13-14 | Практическое занятие 3 к теме 4. «Педагогическое наследие Я.А. Коменского».Я. А. Коменский – автор педагогической системы, основу которой составляет принцип природосообразности, основоположник традиционного обучения. «Материнская школа» - первая программа воспитания и обучения ребенка от рождения до школы. «Мир чувственных вещей в картинках» - первая детская мировая энциклопедия в картинках. «Великая дидактика» - искусство обучения всех всему. | Пр | Дискуссия «Идеи Я.А. Коменского в современном образовании: необходимость или невозможность применения?» (3 подгруппы – по изданиям +2 чел. ведущих) | Становление и развитие гуманистических педагогических идей. Философия гуманизма в образовании. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Условия, средства осуществления педагогической деятельности педагогом | |
15-16 | Практическое занятие 4 на тему «Авторские педагогические системы прошлого». Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Свободное воспитание – педоцентрическая ориентация в педагогических теориях и практике образования.. Система естественного свободного «естественного воспитания» Ж.Ж. Руссо. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. Концепция А. Дистервега, И. Гербарта. Система свободного воспитания Л. Н. Толстого. Система воспитания М. Монтессори. | Пр | Диспут: «Битва мыслителей воспитания» (6 команд, 1 ведущий. Каждая команда должна доказать свою точку зрения в воспитании как наиболее правильную) | Идеи развивающего обучения в опыте европейских и отечественных педагогов XVIII – XX веков. Развитие идей И. Г. Песталоцци в трудах Ф. Фребеля. Развивающее обучение в опыте советской школы 20–30-х годов XX в. Концепции В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина | |
17-18 | Тема 5 (Лекция 5) Педагогические теории и системы в 18-19 веках.Становление национальных образовательных систем в эпоху Просвещения. Характеристика образовательных учреждений разных ступеней в странах Европы. Новации и реформы в образовании 19 – начала 20 в. | Лекц | |||
19-20 | Практическое занятие 5 к теме 5. Семинарское занятие на тему «Реформаторская педагогика 19 – первой половины 20 века. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания джентельмена Д. Локка Педагогические идеи социалиста – утописта Р. Оуэна. Идея «трудовой школы» Г.М. Кершенштейнера. Экспериментальная педагогика В.А. Лая. Прагматическая педагогика Д. Дьюи. Альтернативное образование. Вальдорфская педагогика: идея свободного развития Р. Штайнера. Современные «свободные» школы. | Пр | Выступления с презентациями | Педагогика С. Френе. Йена-план школа П. Петерсена. Дальтон-план школа. Школа «Эрмитаж» О. Декроли. | |
21-22 23-24 | Тема 6 (Лекция 6-7) Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.Воспитание славян в раннефеодальном государстве. Образование в Русском государстве в 14-17 веках. Просветительские реформы 18 века | Лекц | |||
25-26 | Практическое занятие 6 к теме 6. Педагогическая деятельность и идеи М.В. Ломоносова. Роль Петра I и Екатерины II. Роль в просвещении В.Н. Татищева.Дидактическая система М.В. Ломоносова «Регламенты» для учителей и учеников гимназий | Пр | Выступления с презентациями | ||
27-28 | Тема 7 (Лекция 8) Школа и педагогика России в 19 – начале 20 века.Реформы образования в 19 веке. Общественно-педагогическое движение 19 века. Педагогическая теория В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.И. Пирогова и др. | Лекц | Идеи национальной школы в педагогическом наследии Общечеловеческое и национальное в образовании. Идеи русской национальной школы В. Я. Стоюнина. Система педагогических взглядов В. А. Рачинского. | ||
29-30 | Практическое занятие 7 к теме 7. К.Д. Ушинский – основоположник русской школы и научной педагогики.Биография К.Д. Ушинского. Ушинский о воспитании в русской семье. Книги К.Д. Ушинского для детей. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» - главный труд К.Д. Ушинского. Идея К. Д. Ушинского о развивающем обучении. | Пр | Круглый стол «Влияние идей К. Д. Ушинского на развитие теории и практики образования» (ведущий, родители, воспитатели, учителя) | Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого | |
31-32 | Тема 8 (Лекция 9) Становление и развитие системы народного образования в советской России и СССР Реформы образования после февральской революции и октябрьского переворота 1917 года. Основные положения и принципы Единой Трудовой школы. Деятельность А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, М.Н. Покровского в становлении советской школы | Лекц | |||
33-34 | Практическое занятие 8 к теме 8. Деятельность педагогов советского периода как этап развития педагогики. Педагогическое новаторство А.С. Макаренко. Опытно-показательные воспитательные учреждения С.Т. Шацкого («Сетлемент», «Детский труд и отдых», опытные станции Наркомпроса, колония «Бодрая жизнь»). Идеи нового воспитания и обучения в деятельности П.П. Блонского Педагогика «ненасилия». Педагогические идеи Януша Корчака. Гуманистическая педагогика В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили. | Пр | Выступления с презентациями | Взгляды К. Н. Вентцеля – развитие «внутреннего человека», «Дом свободного ребенка» – создание условий для свободного развития личности. | |
35-36 | Практическое занятие 9 «Российское образование во 2 – й половине 20 – на рубеже 21 веков». Проблема отечественного образования в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Партийно-идеологизаторское давление на педагогическую науку и образование во второй половине 20 века. Кризис советской школы. Экспериментальная и инновационная деятельность в системе образования на рубеже 21 века. Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, С.Н. Лысенкова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков. | Пр | Выступления с презентациями | ||
Экзамен | Контрольная заменена портфолио |
Задание на лето:
1. А.С. Макаренко. «Книга для родителей», «Педагогическая поэма» (1925-1935), «Лекции о воспитании детей» (сайт с бесплатными источниками: https://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm).
2. В. А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям». «Сто советов учителю» (сайт с бесплатными источниками: https://www.koob.ru/suhomlinskij_vasilij_aleksandrovich/)
3. Ш.А. Амонашвили. «Здравствуйте, дети!» (бесплатно на сайте: https://bookscafe.net/read/amonashvili_shalva-zdravstvuyte_deti-226130.html#p2).
4. Януш Корчак. «Как любить ребенка» (бесплатно на сайте: https://www.litmir.me/br/?b=62027&p=1)
Задания:
*Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу «Характеристика школ для различных сословий в эпоху Средневековья» (занятие 2 к теме 3)
Духовенство | Дворянство | Крестьяне, торговцы, ремесленники |
Литература:
1. Торосян, В.Г. История педагогики и образования: учебник / В.Г. Торосян. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 498 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2579-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363007
2. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский; под ред. и со ст. А.А. Красновского; пер. с лат. Ю.Н. Дрейзина. - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1941. - Т. 3. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни. - 352 с.: ил. - (Педагогическая библиотека).; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445232