Тема: Основы музыкальной грамоты.




11.01

Тема: Основы музыкальной грамоты.

Цель: познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знание музыкальной азбуки; развить фантазию и творчество; воспитывать интерес к музыке.

Планируемые результаты:

Предметные: понятие о нотном стане и нотах.

Метапредметные: целеполагание, планирование работы, взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Личностные: интерес к изучению музыки.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Ход урока

1.Музыкальное приветствие:

- Прозвенел звонок, начался урок!

- Добрый день, ребята!

- Добрый день!

2. Повторение предыдущего материала.

У: Сколько нот всего на свете? -(Семь)

У: Назовите их по порядку - (До, ре, ми, фа, соль, ля, си)

У: А теперь в обратном порядке - (Си, ля, соль, фа, ми, ре, до)

У: А теперь назовите мне слова, в которых есть названия нот.

(до ска, ре ка, ми р, ми лиция, фа нтик, ФА соль, ля мка, си ница)

У: Молодцы.

Задание.

У: Ребята, попробуйте сочинить нотные считалки. Кто то из вас сделал это

задание? (дети рассказывают нотные считалки, которые сочинили)

 

Раз в субботу семь енотов

во дворе учили ноты.

Дотянув на силу «до »

вытер пот один енот

А второй дошёл до «ре »,

очень жарко во дворе.

Третий взять пытался «ми »,

да попробуй-ка, возьми.

А четвёртый: «Что мне «фа »!-

с двойкой может быть графа.

Пятый взять пытался «соль »

и вздохнул – не соль, а боль.

А шестой засел на «ля »,

и без «ля» стоит земля.

Лишь седьмой дошёл до «си »,

Да и тот совсем осип.

 

Объяснение нового материала.

У: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться писать ноты. Откройте свои рабочие тетради и запишите тему нашего урока- Основы музыкальной грамоты. (записывают тему)

Чтобы настроиться на усердный труд, нужно быть внимательными. Поэтому давайте, исполним песню «Чтоб выучиться пению».

(исполнение песни «Чтоб выучиться пению» муз. Островского)

 

«Чтоб выучиться пению» муз. Островского

У: Ребята, а что же такое ноты? (Это музыкальные звуки)

Правильно.Ноты это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Где же они записываются? Где живут эти музыкальные жители?

Ответ: Они живут в музыкальном домике.

У: Вот как выглядит этот домик (показывает нотный стан на доске).

 

5

 

 

 

У вас есть нотные тетради, в которых и будут жить музыкальные жители. Откройте их.

Сколько линеек-этажей содержит каждый домик?

Ответ: Пять.

У: Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу. Посчитайте

линейки. (считают).

У: Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Н отный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий

 

 

 

Повторите за мной - Нотный стан. (повторяют) Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?

Ответ: Потому что он носит на себе ноты.

У: Повторите за мной. Нотоносец. (повторяют) Каждый домик не легко открыть, если нет чего? (Ключа)

 

У: Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ.

(повторяют)

А теперь будем учиться его писать.(пишет на доске) Обведите в тетрадях мою запись ключа по частям (обводят).

Теперь напишите сами рядом. (пишут скрипичный ключ)

Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие между линейками. (пишет на доске)

 

 

Обведите каждую мою красную ноту.

(обводят) Теперь сами напишите ноты рядом с красными (пишут ноты).

Нота каждая нужна, нотам дали имена. Подпишите под нотами их названия (подписывают до, ре, ми, фа, соль, ля, си). У нас получился ряд звуков – звукоряд. Звукоряд - расположение нот друг за другом по порядку.

 

Повторите за мной. Звукоряд. (повторяют)

А теперь давайте выучим попевки про этот домик и его жителей.

(Учитель исполняет попевки, потом повторяет по одной строчке вместе с учащимися и закрепляют вместе).

 

1Он помощник наш отличный, Мы зовём его ключ «соль»

Всё нам скажет ключ скрипичный, нотной азбуки король.

2.

Пять линеек нотной строчки мы назвали нотный стан,

И на нём все ноты точки разместили по местам.

3.

Семь всего лишь нот на свете, До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти и в тетрадку занеси.

У: А теперь давайте запишем все новые слова в рабочие тетради. Нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд. (Записывают)

 

 

5. Закрепление нового материала.

Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про ноты, которые не дружили между

собой. А вот ноты, однажды поссорились и вот что из этого получилось.

 

«В нотном доме жили ноты»

Между речкой и болотом,В нотном доме жили ноты.

Ключ скрипичный помогал,Двери в доме отпирал.

Рано утром на работу Расходились эти ноты.

Кто в театр, а кто в кино,Где работали давно.

И по знаку дирижёраНоты дружно пели хором.

И танцуют, и поют –Это главный нотный труд.

А потом после работы,Отложив свои заботы,

Собирались посидеть,Вместе песенки попеть.

На линеечке, под первой«ДО» сидела непременно,

А за нею нота «РЕ» на крылечке во дворе.

Вслед за нею «МИ» сидела, Дальше «ФА» тихонько пела,

Дальше «Соль», за нею «ЛЯ» - Вместе пели тря-ля-ля.

А потом под самой крышей Всех грустнее и всех выше –

Почему-то нота «СИ»,-У неё самой спроси.

«Здесь сидеть мне неохота,-Отвечает эта нота,-

И грущу я оттого,Что хочу быть рядом с «ДО.

 

 

У: Вот беда. А ноты-то поссорились и растерялись. Что же делать? Придется отправиться в музыкальное путешествие. Нам нужно будет выполнять задания,отгадывать загадки, и тогда ноты вернутся. Ну что, согласны? Тогда в путь!

(муз.заставка)

Ребята, на нашем пути стоят домики, это случайно не наши музыкальные домики.

 

 

Внимание, задание №1

 

Впиши в предложения названия нот:

Нота ______ пишется на первой добавочной линейке.

Нота ______ пишется под первой линейкой.

Нота ______ пишется между первой и второй линейкой. Нота ______ пишется на второй линейке.

Нота ______ пишется между второй линейкой и третьей.

Нота ______ пишется на третьей линейке.

Нота ______ пишется на первой линейке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: