Цель: вызвать у детей интерес к проекту и желание участвовать в нём.
Задачи:
- с помощью эмоционально понятной детям ситуации сформировать интерес к поиску объектов прекрасного в окружающем мире,
- дать общее понятие о проекте как о совместной научно-исследовательской и (или) творческой деятельности,
- сообщить детям о сроках и этапах проекта, процессе подготовки и продукте.
Демонстрационный материал:
- репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь»
- пейзажная фотозарисовка.
Ход занятия:
(Эмоциональный рассказ или выразительное чтение учителя):
- Однажды художник Игорь Грабарь приехал к своим друзьям на зимнюю дачу в гости. Это был февраль, стояла отличная погода и одним ранним утром он прошел прогуляться. Через некоторое время он буквально вбежал в дом, шапка на нём была набекрень, шуба наполовину расстегнута, а сам Игорь Эммануилович стал спешно собирать свои краски, этюдник, да еще попросил большую лопату. Его друзья очень удивились такому поведения художника. Сам он позже в своем дневнике сделал вот такую запись:
"Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".
|
Художник быстро вернулся домой за холстом и красками, буквально прибежал обратно к березе и тут же с натуры набросал эскиз (черновой набросок) будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд (пробную картину) и потом хотел уже в мастерской написать большую картину об удивительной березе. Но все, кто видел этюд, убедили художника оставить все как есть. В итоге появилась удивительная его работа – «Февральская лазурь» (лазурь – яркий оттенок голубого цвета).
(учитель демонстрирует детям репродукцию картины)
Над этой картиной Игорь Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он сам специально вырыл в снегу.
(обсуждаем с детьми то, что они видят и чувствуют при рассматривании картины)
СПРАВОЧНО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, в помощь для обсуждения:
В "Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.
Экзальтированное восприятие красоты находило равновесие в рациональности живописного метода Грабаря, который он назвал вслед за французскими художниками дивизионизмом, от слова «разделение» («division»). На каждом сантиметре живописной поверхности на белом фоне он разделяет и сопоставляет мазки дополнительных цветов: красного и зеленого, оранжевого и голубого (верхушки деревьев и небо), желтого и фиолетового. Мелькание в глазу зрителя этого пестрого «конфетти» мазков и создает ощущение звонких созвучий, яркости и ослепительной белизны.
|
- Приходилось ли вам наблюдать в природе такие впечатляющие, красивые, яркие образы, что будь вы художником, вы бы захотели нарисовать их, как это сделал Игорь Грабарь?
- Предложите способ, с помощью которого человек, который не является художником, может запечатлеть красоту природы, сохранить ее и показать другим людям?
(можно показать фото, сделанное самостоятельно – для примера в презентацию ставлю своё фото, сделанное по пути на работу у метро 12 октября этого года, у вас наверняка есть собственные живописные кадры – покажите и расскажите, почему решили сфотографировать именно природу, без портретов людей).
- Сейчас стоит прекрасная пора золотой осени, наш город в это время особенно прекрасен. В нем много парков и садов, улиц и скверов. Вы бываете на дачах, в гостях, на прогулках и поездках. Попробуйте во время своих путешествий «включить» глаз художника и найти в окружающем мире красоту природы. С помощью родителей сделайте фотографию этой красоты. Если хотите, можете прямо на месте записать короткое видео и рассказать, где вы находитесь, чем вас привлекло это место и почему вы выбрали его для создания фотокартины. Можно подготовить небольшой рассказ и устно (без видеосъемки).
- Для подготовки работ у вас есть неделя. После этого всё прекрасное, что вы найдете в осеннем Петербурге и его пригородах, мы соберем в один альбом. Будем любоваться красотой, слушать ваши рассказы и истории и учиться видеть прекрасное в обычном.
- Такая работа, когда люди берутся за поиски и исследования, а результаты своей работы собирают вместе, рассказывают и показывают о своих трудах, называется проектом (проектной деятельностью). Тема нашего проекта – красота природы. Способ поисков – наблюдение, метод исследования – поиск красивого кадра с помощью фотокамеры телефона (и родителей). Результат проекта – альбом, выставка или видеофильм.