Место дисциплины в структуре основной образовательной программы




Министерство культуры Российской Федерации

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой

Кафедра музыкального искусства

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

 

«» 20___ г.

Регистрационный № _______

 


принято

на заседании кафедры

______________________

«» ________ 20___ г.

(протокол № _____)

 

одобрено

на заседании

учебно-методического совета

«» ________ 20___ г.

(протокол № _____)



 

Рабочая программа дисциплины

«Синтез искусств»

 

Направление подготовки:

Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

Профиль (направленность) основной образовательной программы:

Музыка в искусстве балета

Квалификация (степень) выпускника: магистр

 

Форма обучения: очная

 

Санкт-Петербург

2015 год


Рабочая программа дисциплины «Синтез искусств» составлена на основании требований ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 53.54.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство.

 

Составитель рабочей программы:

В.А.Шекалов

:

 

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и принята на заседании кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образовании (протокол заседания № 1) от «09» сентября 2015 г.

 

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методического совета (протокол заседания № ________) от «__»____20__ г.


1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Синтез искусств» является углубленное изучение теории и практики искусства с точки зрения взаимодействия и синтеза искусств.

Задачи освоения дисциплины «Синтез искусств»

‑ осознать специфику, общие и специфические средства выразительности каждого вида искусства,

‑ изучить различные варианты классификации видов искусств;

‑ изучить возможности, формы, эффективность и целесообразность их бинарного, тринарного, группового синтеза;

‑ рассмотреть тенденции, практику использования различных видов синтеза искусств в разные периоды истории художественной культуры.

 

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина входит в учебный план направления 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство под пунктом М1.В.1. Ведется в течение 1-2 семестров при 2 аудиторных часах в неделю.

Студенты, обучающиеся по данному курсу, должны окончить бакалавриат по одной из художественных специальностей, включающих предметы, связанные с освоением художественной культуры и искусства.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: выпускник должен проявлять способность и готовность

‑ совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

‑ аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, науки и педагогики, оформлять и представлять результаты выполненной работы (ОК-9);

‑ ориентироваться в проблемном поле искусствоведения (ПК-23).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: структуру искусства, различные принципы классификации видов искусства, метапонятия (категории, относящиеся к разным видам искусства), теоретические основы и виды синтеза искусств, формы проявления синтеза искусств в различные исторические периоды;

уметь: анализировать художественное произведение с точки зрения наличия синтеза искусств и взаимодействия различных его элементов;

владеть: профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом, методами анализа синтетических видов искусства.

4. Объем курса и виды учебной работы:

Виды учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия          
Семинары          
Индивидуальные занятия          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Исследовательские работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы (эссе, портфолио, презентация, кейс и др.)          
Вид промежуточной аттестации - экзамен          
Общая трудоемкость: часов зачетных единиц          
         

5. Тематический план

 

№ п/п Тема Виды учебной работы и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Всего Лекц. Интеракт. Самост.
  Синкретизм и синтез искусств          
  Морфология искусств          
  Метапонятия: категории, общие для разных видов искусства          
  Виды синтеза          
  Бинарные виды синтеза.          
  Сложные виды синтеза          
  Синтетические искусства          
  Синтез искусств в богослужении          
  Синкретизм и дифференциация искусств в первобытной культуре          
  С.И. в культурах Древнего мира          
  С.И. в Средневековье и Возрождении          
  С.И. в барокко и рококо          
  С.И. в классицизме          
  С.И. в романтизме          
  С.И. в художественной культуре рубежа XIX-XX вв.          
  С.И. в культуре XX века          
             

6. Содержание программы (содержание лекционных занятий)

 

I. Теоретический раздел

Тема 1. Синкретизм и синтез искусств. Цели и задачи дисциплины. Структура курса. Методы изучения, самостоятельной работы. Основная терминология: синкретизм, синтез, взаимовлияние. Первобытный синкретизм, разъединение и синтез искусств. Знание истории, истории и теории искусства (различных видов). Курс – надстройка над этими курсами, своего рода синтез.

Тема 2. Морфология искусств. Пространственные, временные и пространственно-временные искусства; «зрительные» и «слуховые», изобразительные и «выразительные», исполнительские и неисполнительские. «Чистые» и «синтетические» искусства.

Тема 3. Метапонятия: категории, общие для разных видов искусства. Эстетические категории (прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое комическое и т.д.). Художественный образ. Эмоция. Ритм. Композиция. Содержание и форма. Палитра. Золотое сечение. Мастерство, техника. Синэстезия – одна из психологических основ синтеза. «Удвоение» («утроение» эмоций). «Параллельные» понятия: мелодия – рисунок, тембр – цвет, тональность – колорит.

Тема 4. Виды синтеза.

Бинарные, тринарные, комплексные виды синтеза. «Внутренние» виды синтеза: включение поэзии в прозаическое произведение, живопись в графике, скульптуре. «Скрытые» виды синтеза: синтез искусства композитора и исполнителя, архитектора и каменщика, скульптора и литейщика, художника и гравёра и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: