Организация судебной медицинской экспертизы транспортной травмы: порядок проведение и её особенности.




При расследовании авиационных происшествий перед судебно-медицинским экспертом могут быть поставлены разнообразные вопросы, для разрешения которых требуется не только знание судебно-медицинской травматологии, но и некоторых сведений из авиационной техники. Поэтому большую помощь эксперту могут оказать авиационные врачи и представители различных инженерных служб, участвующие в расследовании.

Вопросы, которые наиболее часто возникают перед судебно-медицинским экспертом, можно объединить в несколько основных групп. К ним относятся:

1) установление характера, прижизненности, механизма и последовательности возникновения телесных повреждений;

2) оценка положения тела и позы, в которой находились лётчик и другие члены экипажа в момент травмы, определение основного направления травмирующего воздействия;

3) определение признаков прижизненного или посмертного воздействия на экипаж пламени и продуктов горения;

4) оценка состояния здоровья лётчика и других членов экипажа перед полётом и во время полёта, выявление заболеваний и возможности их внезапного проявления в полёте; установление наличия этилового алкоголя в крови, тканях, органах трупа или останках;

5) определение причины и времени наступления смерти;

6) идентификация трупов, установление принадлежности останков конкретному лицу.[7]

В зависимости от конкретных обстоятельств круг вопросов, поставленных на разрешение судебно-медицинскому эксперту, может быть сужен или наоборот, расширен. Например, иногда возникает необходимость в судебно-медицинском исследовании крови и частиц тканей на внешних конструкциях самолётов, если предполагается столкновение самолёта с птицей. Может оказаться необходимым выявление признаков повреждений, не связанных непосредственно с авиационной травмой (пулевые, осколочные, колото-резаные раны и др.).

Тщательно произведенное исследование объектов судебно-медицинской экспертизы способствует правильному разрешению поставленных перед экспертом вопросов, а также служит основой для ретроспективного анализа обстоятельств авиационного происшествия.

Судебно-медицинскую экспертизу авиационной травмы целесообразно проводить по определенному плану, основными этапами которого могут быть следующие:

1) ознакомление с обстоятельствами лётного происшествия, изучение документации на погибших членов экипажа;

2) участие в осмотре места происшествия (катастрофы);

3) судебно-медицинское исследование трупов и останков;

4) производство дополнительных исследований;

5) ознакомление с устройством кабины однотипного самолёта;

6) составление заключения.[8]

Ознакомление с обстоятельствами лётного происшествия и изучение документации на погибших членов экипажа.

Опыт экспертной работы показывает, что одним из условий более целенаправленного проведения исследований является достаточно подробное ознакомление судебно-медицинского эксперта с данными расследования.

Эксперту необходимо иметь сведения о лётном происшествии, в частности, о характере полётного задания, времени, месте и обстоятельствах катастрофы, характере действия лётчика и членов экипажа непосредственно перед возникновением и в период развития аварийной обстановки.

Большое значение имеют сведения о состоянии здоровья лётчика и членов экипажа, поведении их перед полётом и жалобах. Источниками таких сведений могут быть результаты предполётного осмотра, а также данные лётной документации, медицинской книжки, амбулаторного журнала решений врачебно-лётной комиссии. Иногда данные, содержащиеся в медицинских документах, могут не совпадать со сведениями, полученными путем опроса членов семьи, сослуживцев. Лётчик по различным причинам может утаить свои жалобы на недомогание от врачей и поделиться ими с женой, другими членами семьи, товарищами по работе.

Проведение беседы с ними позволяет иногда выяснить существенные моменты, оказывающие отрицательное влияние на работоспособность лётчика и членов экипажа во время полёта: нарушения предполётного режима сна, отдыха, питания, прием алкогольных напитков накануне полётов, конфликты в семье, на службе и т.п.

Следует учитывать, что не только сердечно-сосудистые заболевания, но даже легкие катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, желудочные расстройства, состояние похмелья, не проявляющие себя заметно в обычных условиях, в полёте могут привести к тяжелым последствиям из-за внезапно возникающих сильных болевых ощущений, недомогания, общей слабости.

В последнее время делаются попытки использовать психофизиологический метод исследования речевой и звуковой информации с борта самолёта, терпящего аварию. Этот метод направлен на получение косвенной информации об изменениях в состоянии лётчика в полёте, влияющих на его работоспособность[9].

Осмотр места происшествия (катастрофы). Участие судебно-медицинского эксперта в осмотре места авиационного происшествия является важным действием. Результаты такого осмотра иногда могут дать не менее важные для расследования данные, чем это может быть достигнуто при исследовании трупа или его останков в морге.

При осмотре места катастрофы выясняется прежде всего общий характер местности, место удара самолёта о землю, расположение его обломков, а также останков экипажа и пассажиров. Нередко по характеру падения самолёта и расположению останков на местности можно получить представление о действовавших повреждающих факторах и механизмах причинения телесных повреждений у пострадавших. Судебно-медицинского эксперта особенно должно интересовать местонахождение обломков со следами биологического характера - пятнами крови, обрывками тканей тела, ущемленными в деформированных конструкциях. Форма, размеры, взаимное расположение следов крови на обломках самолёта позволяют получить представление о положении тела в момент травмы и механизме возникновения первичных повреждений[10].

Непосредственным объектом осмотра на месте катастрофы являются трупы членов экипажа и пассажиров или их останки. Определяется положение трупов на местности и относительно частей самолета. Если трупы пострадавших расчленены и отдельные части их разбросаны на значительной площади, выясняется положение каждой части тела по отношению к окружающим предметам. При падении самолёта на лесистую местность трупы и их фрагменты следует искать не только на земле, но и на ветвях деревьев. Тщательно изучаются трупные явления, их состояние на момент осмотра позволит ориентировочно определить время наступления смерти, если это окажется необходимым для комиссии, проводящей расследование.


Заключение.

Подводя итог проведенному исследованию, можно констатировать, что в судебно-медицинской практике довольно часто приходится исследовать травматические последствия смертельного и не смертельного воздействия на человека различных видов транспортных средств.

Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов. Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы. Смертельные и не смертельные телесные повреждения, причиняемые частями любого движущегося транспорта, а также возникающие при авариях транспортных средств или в результате падения с движущего транспорта, относятся к транспортной травме.

Кроме описанных видов транспортного травматизма в практической работе могут быть встречены и другие. Увеличение разнообразия традиционных транспортных средств, появление совершенно новых видов транспорта, изменение условий его эксплуатации, влекут за собой увеличение разнообразия механизмов транспортного травматизма. Однако общие принципы работы судебных медиков при транспортной травме остаются актуальными для любых новых случаев.

Цель работы достигнута, рассмотрена тема «Особенности проведения судeбно-медицинской экспертизы транспортной травмы».Задачи работы выполнены:

1) дано понятие, раскрыты виды и особенности транспортных травм. Процессуальная основа транспортных травм.

2) раскрыты повреждения при автомобильной, авиционной и водной травмах.

3) рассмотрен порядок организации и особенности проведения судeбно-медицинской экспертизы транспортной травмы.

Список использованной литературы:

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // "Российская газета", N 237, 27.12.1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 24.05.1996. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.11.2001. // «Собрание законодательства РФ», 23.12.2001, N 52 (часть I), ст. 4291.

4. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001. № 73-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 05.04.2001. // «Собрание законодательства РФ», 04.06.2001, N 23, ст. 2291.

II. Книги, брошюры:

1. Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза трупа (руководство). М., 2011. – 465 с.

2. Бедрин Л.М., Загрядская А.П. Судебно-медицинские возможности исследования эксгумированного трупа, 2009. – 458 с.

3. Величко Н.Н. Основы судебной медицины и судебной психиатрии. Учебник. - М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. – 592с.

4. Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 252 с.

5. Датий А. В. Судебная медицина и психиатрия: учебник / А. В. Датий. – М.: РИОР, 2009. – 309 с.

6. Судебная медицина: учебник для юридических вузов / под ред. В. Н. Крюкова. – М.: НОРМА, 2006. – 448 с.

7. Судебная медицина: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Пашиняна, проф. Г.М. Харина. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 612с.

8. Самищенко С.С. Судебная медицина: Учебник для юридических вузов. М., 2009. – 332 с.

 

III. Периодические издания:

1. Фокина Е.В., Гусаров А.А. Судебно-биологическая экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях // Медицинская экспертиза и право. – 2011. – № 4. – С. 20-23.

 


[1] Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза трупа (руководство). М., 2011. С. 297.

 

[2] Бедрин Л.М., Загрядская А.П. Судебно-медицинские возможности исследования эксгумированного трупа, 2009. С. 209.

 

[3] Величко Н.Н. Основы судебной медицины и судебной психиатрии. Учебник. - М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. С. 289.

[4] Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 169.

[5] Датий А. В. Судебная медицина и психиатрия: учебник / А. В. Датий. – М.: РИОР, 2009. С. 158.

[6] Судебная медицина: учебник для юридических вузов / под ред. В. Н. Крюкова. – М.: НОРМА, 2006. С. 378.

[7] Судебная медицина: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Пашиняна, проф. Г.М. Харина. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001. С. 486.

 

[8] Самищенко С.С. Судебная медицина: Учебник для юридических вузов. М., 2009. С. 298.

[9] Фокина Е.В., Гусаров А.А. Судебно-биологическая экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях // Медицинская экспертиза и право. – 2011. – № 4. – С. 21.

[10] Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 195.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: