Классификация волевых действий.




Понятие и особенности воли.

Воля – одно из самых сложных явлений психологии человека. Воля– это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать свои силы для достижения поставленной цели (Р.С. Немов).

Особенности воли:

- сознательная целеустремленность, т.е. чтобы чего-то достичь, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;

- связь с мышлением, т.е. достичь чего-либо, человек может только в том случае, если он хорошо обдумал и спланировал свои действия;

- связь с движением, т.е. для реализации своей цели человеку всегда нужно двигаться, изменяя формы активности;

- воля связана и с другими сторонами личности: с потребностями, с убеждениями, с познавательными процессами и чувствами (чувства могут оказывать двоякое влияние: стимулировать или ослаблять, например влюбленность).

Компоненты волевой регуляции поведения.

Деятельность, к которой относится непосредственно и поведение каждого человека, происходит в виде системы действий. Действие – структурная единица деятельности. В каждом действии можно выделить 3 основных звена:

а) постановка цели;

б) планирование;

в) исполнение.

Постановка цели – первоначальный процесс волевого действия. Цель – психический образ будущего результата действия или деятельности в целом. Цели могут быть: высокими (имеют общественное значение) и низкими (связаны с удовлетворением человеком только своих потребностей).

Планирование – выбор средств для достижения цели.

Исполнение – непосредственное выполнение волевого действия. Исполнение волевого действия происходит с опорой на знания, умения и навыки человека.

Классификация волевых действий.

Все волевые действия подразделяются на простые и сложные.

Простые волевые действия. Они состоят из трех структурных элементов:

а) мотив, совмещенный с целью;

мотив – то, ради чего совершается определенная деятельность.

б) исполнение действия;

в) оценка результата.

В каждом простом действии различаются сенсорный компонент, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты (например, вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу).

Сложные волевые действия. Они состоят из следующих этапов:

- (стадия предрешения) осознание возможностей удовлетворения актуализированной потребности, борьба мотивов;

- (стадия принятия решения) из ряда возможных целей индивид выбирает ту, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности;

- (стадия формирования цели действия) т.е. психическая модель его будущего результата, в дальнейшем и выступает системообразующим фактором всех средств их достижения;

- (стадия осознания задач деятельности и выбор способов деятельности) соотнесение цели деятельности с условиями, в которых протекает деятельность – осознание задач деятельности, а выбор способов деятельности связан с борьбой мотивов;

- (стадия формирования программы действий) включает ориентировочную основу действий – знания, систему представлений и понятий человека, человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает;

- (стадия исполнения действий и его текущая корректировка) в зависимости от уровня психического развития, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами;

- (стадия достижения результата деятельности и его итоговая оценка) выполнив действие, человек оценивает его результат и соотносит с намеченной целью, если цель достигнута, то волевое действие на данном этапе прекращается, а если не достигнута, то волевое действие корректируется и выполняется вновь до тех пор, пока намеченная цель не будет достигнута.

Примеры сложных волевых действий:

Пример 1. Поступление в «Колледж культуры» на хоровое отделение.

1. Потребность заниматься пением. Достаточно ли способностей. Может быть, не стоит заниматься этим профессионально, выбрать какую-нибудь другую профессию, вокалом продолжить заниматься в качестве хобби.

2. Понимает, что больше хотел бы петь.

3. Формирует цель профессионально заниматься музыкой.

4. Осознает задачи повысить свое мастерство, развить свои умения, способности, задатки. Может быть, попробовать устроится на работу или получить профессиональное музыкальное образование.

5. Понимает, что для будущего занятия музыкой ему необходимо научиться делать это профессионально. Знания об образовательных учреждениях необходимого профиля, ищет дополнительные сведения, кто из знакомых выбрал подобную профессию.

6. Выбирает конкретные учебные заведения, в которых хотел бы учиться. Подает заявление. Готовится к вступительным экзамены, занимается с репетитором.

7. Узнает о результатах вступительных экзаменов, поступил – не поступил. Если не поступил. В следующем году пробует снова.

Пример 2. Создание сценария к празднованию масленицы.

1. Нужно ли мне действительно писать этот сценарий, может быть, кто-то его сделает лучше, может кто-то сделает за меня.

2. Принимает решение составлять сценарий.

3. Проявить себя, развить организаторские способности, проявить себя как режиссер (активно участвовать профессионально).

4. Каким должен быть сценарий? Что мне нужно чтобы его написать? Просмотр видео, интернет – ресурсов, книг (посещение библиотеки), просмотр прошлогодних сценариев, общение с творческими людьми, анализ литературы и на её основе составление сценария. Может быть, написать сценарий только пользуясь собственным вдохновением.

5. Составление программы действий: название, план, основные идеи, сценарный ход, действующие лица, реквизит, декорации, оформление и т.д.

6. Начинаю писать, если что-то не получается, то изменяю.

7. Готов сценарий. Оценивается положительно или отрицательно. Выслушиваю критику, похвалу, самооценка. Если доволен результатом прекращаю работу, если нет – продолжаю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: