Активные формы обучения педагогических кадров
Процедура «Коллективный анализ»
· Директор и его заместители посещают один и тот же урок у одного учителя.
· Затем каждый администратор на совещании излагает свою точку зрения и проводится углубленный анализ полученной информации, составляется итоговая аналитическая справка, которая выдается учителю.
· Учитель после изучения справки пишет собственное резюме.
· На заключительном этапе совместно членами администрации и учителем проводится согласование позиций и разработка индивидуальной траектории дальнейшей деятельности учителя.
· Каждое посещение урока или серии уроков осуществляется без определения заранее заданной цели посещения (один из способов, позволяющий совершенствовать рефлексивные умения членов администрации) или с заранее определенными целями исследования.
Процедура «Продленная конференция»
· Учитель по договоренности с заместителем директора разрабатывает развернутый план урока, затем на собрании заинтересованных учителей он рассказывает и объясняет поэлементно всю технологию проведения урока. В ходе последующего обсуждения все участники вносят свои предложения и идеи по каждому элементу урока. Учитель отбирает все, что работает на усиление и улучшение.
· Когда учитель дает урок, он приглашает на него всех участников обсуждения.
· В ходе коллективного обсуждения все участники продленной конференции обсуждают ход и полученные в процессе урока результаты.
· Подобный способ позволяет, поскольку в событии принимают участие учителя, преподающие разные предметы, использовать в работе метод коллективного анализа.
Процедура «Игровой стол»
· В процессе проведения серии контрольных уроков, каждый учитель записывает все недостатки, не достижения, ошибки, упущенные возможности.
· На собрании педагогического сообщества учителя рассказывают по записям о допущенных реально или модельно ошибках и в процессе обсуждения участники ищут возможные решения названных проблем.
Методика «Мозаика»
· Учитель вместе с учащимися показывает педагогам разные отрывки уроков. В каждом отрывке показываются разные методики, приемы и формы работы на уроке и с учащимися.
· Затем проводится семинар с осмыслением увиденного и услышанного и выработка рекомендаций по организации методической работы в школе.
· Возможно показать последовательно разные элементы урока. Каждый учитель показывает элементы одного из этапов урока
Методика «Защита программы»
· Учитель разрабатывает малую образовательную предметно-воспитательно-развивающую программу, включающую в себя проверку предметного содержания через призму нравственности.
· Предъявляет ее коллегам, исходя из интересности, важности, соответствия стандартам, детской психологии, продуктивного обучения, реализации воспитывающего и развивающего начала, методического обеспечения, ценностного и понятийного подхода.
Методика «Человек со стороны»
· Каждый учитель отсматривает с разрешения коллег 10-20 уроков.
· Задача заключается в том, чтобы по определенной схеме найти все то, что было бы полезно для «посетителя».
· После посещения урока на практико- теоретическом семинаре все проверяющие, не имея права критиковать и искать недостатки, выступают с аргументированным сообщением о тех находках, которые они сделали во время своего учебно- методического путешествия.
Методика «Профессиональная рефлексия»
· Учитель в свободной форме составляет трактат или очерк о системе своей деятельности на тему «Как я учу и воспитываю».
· Специальная комиссия определяет степень значимости и полезности написанных текстов и дает добро на копирование.
· Затем педагоги читают эти тексты, и если они оказались значимы, то проводится авторский вечер одного или нескольких педагогов, на котором они отвечают на вопросы, показывают в реальном времени свои методы работы.
· Все участники вечера сдают рефлексивные листочки с оценкой по 10-бальной шкале полезности того, что они увидели и услышали, после чего администрация в приказе сообщает о стимулах и принятии опыта к реальному распространению.
Методика «Обмен»
· Учителя, собравшись в малые группы, берут на себя труд изучить многое или все по той или иной образовательной технологии, авторской методике, провести апробацию, исследование, обнаружить все достоинства и недостатки той или иной системы и вынести это в виде обучения педагогов в реальном времени на педагогический коллектив.
· Это не лекционный способ, а фактическое обучение, когда технология или метод изучаются педагогами здесь и теперь в качестве учащихся.
· Всякий акт обучения заканчивается бурным обсуждением продуктивного приращения, находок, микрооткрытий, дальнейших возможностей.
Методика «Парный или интегрированный урок»
· Интегрированный урок ведут преподаватели разных предметов, используя предметные и методические приемы и возможности для получения эмоционального и познавательного эффекта.
· Хорошо, если этот урок проводится с элементами театрализации.
Возможные цели посещения уроков:
1. Управление успехом в процессе урока.
2. Определение уровня толерантности в отношениях ученик- учитель, ученик- класс.
3. Дифференцированный подход в процессе обучения.
4. Положительная эмоциональная составляющая урока.
5. Продуктивная значимость урока.
6. Методы, приемы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
7. Использование фронтальных, диалогических, микрогрупповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.
8. Индивидуальный подход на уроке.
9. Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.
10. Стимулы и психолого-педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.
11. Оценка знаний как психологический инструмент.
12. Творческая деятельность на уроке.
13. Выход на послеурочную предметную деятельность.
14. Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
15. Включенность учащихся и их интерес к происходящему на уроке.
16. Анализ успешности организационно-психологического момента на уроке.
17. Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.
18. Характер, система и формы домашнего задания.
19. Использование различных активизаторов в процессе урока.
20. Игровые моменты на уроке.
21. Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.
22. Практико-ориентированный характер получаемых знаний.
23. Количество заданий, выполняемых на уроке.
24. Усталость, тревожность и удовлетворенность на уроке.
25. Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.