Лекция: Становление и развитие таможенной службы России в 13 – 17 вв.
Развитие таможенного дела в Московском государстве в 15 – 17 вв.
2.Основные положенияТоргового устава 1653г. и его влияние на развитие таможенного дела и таможенной политики России в 17 веке.
1. Изгнание с русских земель в конце XV в. монголо-татар положило начало формирования российской государственности, централизация власти и создание Московского государства, в результате чего сложились предпосылки для создания специальных органов, призванных обеспечить сбор единых налогов и таможенных пошлин на всей территории государства. Объединение русских земель вокруг Москвы, образование централизованного государства стимулировали разработку единой торговой и таможенной политики на всей его территории. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. При этом таможенное обложение сохранялось на довольно высоком уровне. К примеру, согласно имеющимся данным, по Новгородской таможенной грамоте 1571 г. с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода — 2, с торговцев из других областей — 4, а с иностранцев — 7%.
Естественно, по мере укрепления и территориального расширения Московской Руси государство нуждалось в постоянно растущих финансовых поступлениях в казну и соответственно в кадрах налоговиков и таможенников. В условиях острой нехватки подготовленных специалистов в принудительном порядке привлекались на казенную службу люди из купеческой среды, черносошные крестьяне и другие слои населения для выполнения необходимых функций. Те из них, которые были приняты в управление таможнями, становились таможенными головами. При них состояли целовальники. В Московском государстве с его сложной и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и сборов взимание пошлин отдавалось на откуп.
Принимались меры по созданию законодательной и нормативно-правовой базы таможенного дела. Немаловажную роль в этом отношении сыграли так называемые грамоты, издававшиеся сначала великими князьями, а затем царями в целях упорядочения таможенного обложения.
В конце XVI — начале XVII вв. в России сложились два способа организации деятельности таможен и взимания таможенных сборов:
1) откупной, введенный еще монголами;
2) так называемый «верный», когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые отбывали повинность.
Служба эта была безвозмездной, «на веру», в связи с чем должностные лица таможен принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного».
На деле в каждом конкретном случае предпочтение отдавалось тому из них, который обеспечивал больший доход. Если в некоторых местностях сборы постоянно отдавались на откуп (только в случае отсутствия желающих воеводы приводили к присяге таможенных голов и целовальников), то в местах обширного ярмарочного торга, где таможенный сбор был значительным, предпочтение неизменно отдавалось казенному («верному») управлению.
В одних случаях вопрос о передаче какой-либо таможни на откуп решался московским приказом, в других — областным воеводой. Откупщику выдавалась откупная грамота, в которой точно и подробно определялись все откупные условия (виды и размеры платежей, подлежащих взысканию в пользу откупщика, порядок и способы их взимания, место и сроки уплаты и т.д.).
Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству «известной суммы денег в известные сроки», что подтверждалось его поручителями, которые в случае неуплаты откупщиком указанной суммы обязаны были погасить его задолженность. Как правило, продолжительность откупного срока не превышала одного года.
Возглавлялись таможни таможенными головами, причем их назначение оформлялось в виде царского указа, но в соответствии с выборами купеческих корпораций, которые устанавливали и очередность.
Таким образом, организация таможенных сборов и решение связанных с этим вопросов перекладывались на купеческие корпорации и посадские общества, что избавляло представителей власти от поиска откупщиков, зачастую не выполнявших свои финансовые обязательства перед казной и не соблюдавших правила ведения документации. Избирались таможенные головы, как правило, сроком на один год.
Заметные изменения в таможенном деле России произошли при Иване IV. Он заменил систему кормлений земским самоуправлением и освободил от дорожных пошлин земских представителей при их поездках в Москву с денежным оброком. В обязанности таможенных служащих было вменено участие в качестве свидетелей в сделках феодалов по закабалению крестьянства в деревне. В Судебнике 1550 г. предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей.
В царствование Михаила Романова произошла дальнейшая дифференциация пошлин, прежде всего на вывоз товаров из России, а такие товары, как хлеб, дорогие меха, персидский шелк и др., были вовсе запрещены для вывоза частными лицами и сосредоточены в руках государства. Был запрещен ввоз в Россию табака, хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.
В середине XVII века основной формой развития экономики России было крепостное хозяйство. Вместе с тем, наметился рост товарного производства, на фоне появления мануфактур, возросла значимость денежного обращения.
В этот период заметно повысилась роль купечества. По поручению правительства наиболее удачливые купцы торговали за границей пушниной и различным сырьем, закупали продовольствие для армии, собирали налоги, таможенные и кабацкие сборы и т.д.
По мере укрепления своего экономического веса и влияния купечество ставило перед государством вопрос о защите его интересов перед воеводами и наместниками, а также перед иностранными конкурентами. Естественно, правительство не могло не учитывать эти запросы. Ставилась задача улучшения торговых путей. Так, в Судебнике 1589 года волостным общинам Севера предписывалось дорогу от Москвы до Холмогор держать в полном порядке, под угрозой, что, если проезжие люди потерпят материальный ущерб, то этот ущерб возмещает та волость, которая ответственна за данный отрезок пути.
В XVII в. таможни имелись во всех городах и поселениях, а в больших городах их было по нескольку. Так, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота. Организационная структура таможен того времени отличалась простотой и единообразием.
На крупных таможнях назначались товарищи, т.е. заместители головы. Таможенному голове подчинялись целовальники — самая многочисленная группа таможенных служителей. Вспомогательный персонал составляли подьячие, которые вели таможенные книги, оформляли другие документы, истопники, сторожа, рассыльные, ходоки.
Следует отметить, что одной из заметных особенностей формирования российского таможенного дела стало нарастание с самого начала державного характера. Более того, сама таможня также играла немалую роль в утверждении русской государственности.
2. В царствование Алексея Михайловича Романова число приказов, занимавшихся сбором налогов, значительно увеличилось. Была произведена серия экономических и правовых реформ, которые позитивно сказались на развитии таможенного дела в России. Важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653г.
Вместо многочисленных и разнообразных таможенных сборов была введена единая рублевая пошлина, равная 5% с 1 руб. цены товара, за исключением соли, рыбы и пушнины. Внешние таможенные были ограничены от внутренних. Отменялись и привилегии для иностранных торговцев, которые уценивались в правах с русскими купцами.
Местное управление (военное и гражданское) повсеместно сосредоточилось в руках воевод, действовавших по инструкциям московских приказов, которым они подчинялись.
К середине XVII в. наметилось усиление государственного вмешательства в сферу внешнеэкономических отношений путем усиления таможенного контроля на границе. Такая тенденция определялась, прежде всего нарастанием самодержавно-бюрократического начала в российской государственности. Вывоз многих товаров, которые считались необходимыми для государства, был запрещен и стал государственной монополией, хотя их экспорт нередко отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную плату
Торговым уставом 1653 г. вместо различных таможенных сборов была введена единая рублевая пошлина, отменялись некоторые проезжие пошлины. Уставной грамотой 1654 г., составленной на основе Торгового устава, запрещалось взимание проезжих пошлин во владениях светских и церковных феодалов, упразднялся откупной порядок взимания таможенных сборов.
Все более росло давление на предоставленные ранее привилегии иностранных купцов. Так, в соответствии с Соборным уложением 1649 г. иностранцам запрещалось торговать на всей территории Московского государства, кроме Архангельска.
Существенные изменения в развитии таможенного дела России произошли с принятием в 1667 г. Ново-торгового устава, разработанного на основе накопленного таможенного законодательства. Определяя задачи государства в области регулирования торгово-экономической деятельности, авторы Устава констатировали, что люди получают недостаточную помощь от московской таможни и из городовых земских изб. Они требовали, чтобы русским людям, торгующим с иноземцами, не чинили препятствий.
Значение Ново-торгового устава1667 г. состояло в том, что он придал определенное единство и стройность системе таможенных сборов. Устав отменил множество мелких пошлин, таких как: подушное, мыты, десятое, свальное, статейные, мостовое, гостиное и др. Предпочтение было отдано рублевой пошлине, под которую подпадали товары, предназначенные для продаж, как в городах так и в сельской местности, где функционировали таможни. При этом русские товары облагались пошлиной только один раз при первом их появлении на таможне, где им выдавалась «выпись», которая гарантировала свободное и беспошлинное перемещение товаров по всей территории России.
Не менее 40 из 94 статей Устава имели прямое или косвенное отношение к регулированию вопросов внешней и внутренней торговли, междугородных перевозок, таможенного контроля и таможенного оформления, начисления и уплаты пошлин и сборов, прав и обязанностей купцов и таможенных служителей.
В Уставе довольно подробно были обозначены процедуры таможенного оформления. Его осуществление вменялось вместе со своими помощниками (целовальниками) выборному представителю правительства из верхушки купечества — таможенному голове. Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность. Товары, предлагаемые на продажу, подвергались подробному и тщательному досмотру.
Значение Устава с точки зрения формирования таможенной службы в современном ее понимании состояло в том, что он окончательно провел линию разграничения между внешними и внутренними пошлинами. В отличие от прежнего новый Устав имел четко выраженную ориентацию на регулирование отношений, связанных с внешней торговлей. Впервые в истории российского таможенного законодательства Устав 1667 года установил таможенные режимы выпуска товаров в свободное обращение, экспорта и перемещения товаров внутри страны под таможенным контролем (транзита), определил статус товаров, а также условия их перемещения через внешние и внутренние таможенные границы Русского государства.
В Ново-торговом уставе1667 г. довольно подробно регламентировались правила торговли в России иностранных купцов. В этом направлении в Уставе четко прослеживается тенденция к закреплению принципа национального предпочтения в торговле. К примеру, для иностранных купцов были открыты только пограничные города — Архангельск, Новгород, Псков и др. Проезжать с товарами в глубь страны они могли лишь после получения специального разрешения — грамоты о торгах. Причем пошлина на их товары повышалась в 4 раза.
Устав увеличил подать с иностранных вин на том основании, что от их большого привоза государство терпит большие убытки и недоборы. Устанавливалось правило, согласно которому иноземцы должны торговать только с купцами того города, куда они приезжают для торговли, а московские купцы могут свободно торговать своими товарами в зарубежных городах. В русских же городах иноземец с иноземцем не должен торговать под страхом конфискации товаров в пользу государства.
Следует отметить, что в этом плане Россия с определенным опозданием вступала на путь, по которому уже шли более развитые в экономическом отношении страны Запада, где утвердились принципы меркантилизма и протекционизма. Такой путь и для России оказался неизбежным вследствие необходимости поддержания отечественной промышленности, расширения экспорта отечественной продукции, возведения препятствий для импорта иностранных товаров.
В то же время ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало усилению контрабанды, носившей до этого случайный характер. Вместе с тем государство весьма жесткими методами вело борьбу с контрабандистами. За контрабандный ввоз табака и спиртных напитков предусматривались наказания вплоть до отсечения руки и ноги.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что к концу XVII века в России была создана довольно разветвленная и централизованная государственная таможенная служба. Система таможенных учреждений была представлена центральными органами — Приказом большой казны, Большой таможней, Посольской новой таможней. Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, а на торговых путях — таможенные заставы.
Вместе с тем таможенное дело и таможенная политика России в середине XVII века находились еще на начальной стадии своего формирования и утверждения, что объяснялось экономической отсталостью России от западных государств, где развитие промышленного производства шло более быстрыми темпами. В указанный период в России преобладало мелкое и кустарное производство, а предпосылки формирования более или менее крупного промышленного производства находились в состоянии зарождения. Поэтому в Новоторговом уставе не предусматривались меры протекционистского характера в современном его понимании. Можно с уверенностью утверждать, что в тот период иностранные товары еще не создавали конкуренции отечественному производству; более того, в них ощущалась большая потребность у тех слоев населения, которые по мере укрепления русской государственности и расширения его связей с иностранными государствами стали нуждаться в более совершенных товарах.
Таким образом, к началу XVIII века в Московском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного оформления, что в условиях оживления торговли в начале XVIII века обеспечило совершенствование таможенного механизма. Вместе с тем, на фоне неразвитости отечественного производства,таможенная служба выполняла лишь фискальные задачи.
Объективно назревающие экономические реформы в государстве, возникновение рынка и внешнеэкономических связей требовали пересмотра таможенного законодательства, как в плане правового обоснования таможенных процедур, так и совершенствования и подготовки таможенных кадров.
Вопросы для самоконтроля:
1. Проанализируйте процесс организации деятельности таможен и взимания таможенных сборов в Московском государстве в конце XVI — начале XVII вв.