Развитие таможенного дела в Московском государстве в 15 – 17 вв.




Лекция: Становление и развитие таможенной службы России в 13 – 17 вв.

Развитие таможенного дела в Московском государстве в 15 – 17 вв.

2.Основные положенияТоргового устава 1653г. и его влияние на развитие таможенного дела и таможенной политики России в 17 веке.

1. Изгнание с русских земель в конце XV в. монголо-татар положило начало формирования рос­сийской государственности, централизация власти и создание Московского государства, в результате чего сложи­лись предпосылки для создания специальных органов, призванных обеспечить сбор единых налогов и таможен­ных пошлин на всей территории государства. Объедине­ние русских земель вокруг Москвы, образование центра­лизованного государства стимулировали разработку еди­ной торговой и таможенной политики на всей его террито­рии. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. При этом таможенное обложение сохранялось на доволь­но высоком уровне. К примеру, согласно имеющимся дан­ным, по Новгородской таможенной грамоте 1571 г. с мест­ных горожан брали пошлину в размере 0,75% стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода — 2, с торговцев из других областей — 4, а с иностранцев — 7%.

Естественно, по мере укрепления и территориального расширения Московской Руси государство нуждалось в постоянно растущих финансовых поступлениях в казну и соответственно в кадрах налоговиков и таможенников. В условиях острой нехватки подготовленных специалистов в принудительном порядке привлекались на казенную службу люди из купеческой среды, черносошные крестья­не и другие слои населения для выполнения необходимых функций. Те из них, которые были приняты в управление таможнями, становились таможенными головами. При них состояли целовальники. В Московском государстве с его сложной и запутанной финансовой системой, множе­ством различных податей и сборов взимание пошлин отда­валось на откуп.

Принимались меры по созданию законодательной и нормативно-правовой базы таможенного дела. Немало­важную роль в этом отношении сыграли так называемые грамоты, издававшиеся сначала великими князьями, а затем царями в целях упорядо­чения таможенного обложения.

В конце XVI — начале XVII вв. в России сложились два способа организации деятельности таможен и взима­ния таможенных сборов:

1) откупной, введенный еще мон­голами;

2) так называемый «верный», когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые отбывали повинность.

Служба эта была без­возмездной, «на веру», в связи с чем должностные лица таможен принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного».

На деле в каждом конкретном случае предпочтение от­давалось тому из них, который обеспечивал больший до­ход. Если в некоторых местностях сборы постоянно отда­вались на откуп (только в случае отсутствия желающих воеводы приводили к присяге таможенных голов и цело­вальников), то в местах обширного ярмарочного торга, где таможенный сбор был значительным, предпочтение неиз­менно отдавалось казенному («верному») управлению.

В одних случаях вопрос о передаче какой-либо тамож­ни на откуп решался московским приказом, в других — об­ластным воеводой. Откупщику выдавалась откупная гра­мота, в которой точно и подробно определялись все откуп­ные условия (виды и размеры платежей, подлежащих взысканию в пользу откупщика, порядок и способы их взимания, место и сроки уплаты и т.д.).

Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству «известной суммы денег в известные сро­ки», что подтверждалось его поручителями, которые в случае неуплаты откупщиком указанной суммы обязаны были погасить его задолженность. Как правило, продол­жительность откупного срока не превышала одного года.

Возглавлялись таможни таможенными головами, при­чем их назначение оформлялось в виде царского указа, но в соответствии с выборами купеческих корпораций, которые устанавлива­ли и очередность.

Таким образом, организация таможенных сборов и ре­шение связанных с этим вопросов перекладывались на ку­печеские корпорации и посадские общества, что избавля­ло представителей власти от поиска откупщиков, зачастую не выполнявших свои финансовые обязательства перед казной и не соблюдавших правила ведения документа­ции. Избирались таможенные головы, как правило, сро­ком на один год.

Заметные изменения в таможенном деле России про­изошли при Иване IV. Он заменил систему кормлений земским самоуправлением и освободил от дорожных по­шлин земских представителей при их поездках в Москву с денежным оброком. В обязанности таможенных служащих было вменено участие в качестве свидетелей в сделках феодалов по закабалению крестьянства в деревне. В Су­дебнике 1550 г. предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей.

В царствование Михаила Романова произошла даль­нейшая дифференциация пошлин, прежде всего на вывоз товаров из России, а такие товары, как хлеб, дорогие меха, персидский шелк и др., были вовсе запрещены для вывоза частными лицами и сосредоточены в руках государства. Был запрещен ввоз в Россию табака, хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.

В середине XVII века основной формой развития экономики России было крепостное хозяйство. Вместе с тем, наметился рост товарного производства, на фоне появления мануфакту­р, возросла значимость денежного обращения.

В этот период заметно повысилась роль купечества. По поручению правитель­ства наиболее удачливые купцы торговали за границей пушниной и различным сырь­ем, закупали продовольствие для армии, собирали налоги, таможенные и кабацкие сборы и т.д.

По мере укрепления своего экономического веса и влияния купечество ставило перед государством вопрос о защите его интересов перед воеводами и наместника­ми, а также перед иностранными конкурентами. Естест­венно, правительство не могло не учитывать эти запросы. Ставилась задача улучшения торговых пу­тей. Так, в Судебнике 1589 года волостным общинам Севера предписывалось дорогу от Москвы до Холмогор держать в полном порядке, под угрозой, что, если проезжие люди потерпят материальный ущерб, то этот ущерб возмеща­ет та волость, которая ответственна за данный отрезок пути.

В XVII в. таможни имелись во всех городах и поселе­ниях, а в больших городах их было по нескольку. Так, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота. Органи­зационная структура таможен того времени отличалась простотой и единообразием.

На крупных таможнях назначались товарищи, т.е. за­местители головы. Таможенному голове подчинялись це­ловальники — самая многочисленная группа таможенных служителей. Вспомогательный персонал составляли по­дьячие, которые вели таможенные книги, оформляли другие документы, истопники, сторожа, рассыльные, хо­доки.

Следует отметить, что одной из заметных особенностей формирования российского таможенного дела стало нарастание с самого начала державного характера. Более того, сама таможня также играла немалую роль в утверждении русской госу­дарственности.

2. В царствование Алексея Михайловича Романова число приказов, занимав­шихся сбором налогов, значительно увеличилось. Была произведена серия экономических и правовых реформ, ко­торые позитивно сказались на развитии таможенного дела в России. Важным шагом в этом направлении стало при­нятие Торгового устава 1653г.

Вместо многочисленных и разнообразных таможенных сборов была введена единая рублевая пошлина, равная 5% с 1 руб. цены товара, за исключением соли, рыбы и пушнины. Внешние таможенные были ограничены от внутренних. Отменялись и привилегии для иностранных торговцев, которые уценивались в правах с русскими купцами.

Местное управление (военное и гражданское) повсеместно сосредоточилось в руках воевод, действовавших по инструкциям московских приказов, которым они подчинялись.

К середине XVII в. наметилось усиление государствен­ного вмешательства в сферу внешнеэкономических отно­шений путем усиления таможенного контроля на границе. Такая тенденция определялась, прежде всего нарастанием самодержавно-бюрократического начала в российской го­сударственности. Вывоз многих товаров, которые счита­лись необходимыми для государства, был запрещен и стал государственной монополией, хотя их экспорт нередко отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за оп­ределенную плату

Торговым уставом 1653 г. вместо различных таможен­ных сборов была введена единая рублевая пошлина, отме­нялись некоторые проезжие пошлины. Уставной грамо­той 1654 г., составленной на основе Торгового устава, за­прещалось взимание проезжих пошлин во владениях свет­ских и церковных феодалов, упразднялся откупной порядок взимания таможенных сборов.

Все более росло давление на предоставленные ранее привилегии иностранных купцов. Так, в соответствии с Соборным уложением 1649 г. иностранцам запрещалось торговать на всей территории Московского государства, кроме Архангельска.

Существенные изменения в развитии таможенного дела России произошли с принятием в 1667 г. Ново-торго­вого устава, разработанного на основе накопленно­го таможенного законодательства. Определяя задачи государства в области регулирова­ния торгово-экономической деятельности, авторы Устава констатировали, что люди получают недостаточную помощь от московской таможни и из городовых земских изб. Они требовали, чтобы русским людям, торгующим с иноземцами, не чинили препятствий.

Значение Ново-торго­вого устава1667 г. состояло в том, что он придал определен­ное единство и стройность сис­теме таможенных сборов. Устав отменил множество мел­ких пошлин, таких как: подушное, мыты, десятое, свальное, статейные, мостовое, гостиное и др. Предпочтение было отдано рублевой пошлине, под которую подпадали товары, предназначенные для продаж, как в городах так и в сельской местности, где функционировали таможни. При этом русские товары облагались пошлиной только один раз при первом их появлении на таможне, где им выдавалась «выпись», которая гарантировала свобод­ное и беспошлинное перемещение товаров по всей терри­тории России.

Не менее 40 из 94 статей Устава имели прямое или кос­венное отношение к регулированию вопросов внешней и внутренней торговли, междугородных перевозок, тамо­женного контроля и таможенного оформления, начисле­ния и уплаты пошлин и сборов, прав и обязанностей куп­цов и таможенных служителей.

В Уставе довольно подробно были обозначены проце­дуры таможенного оформления. Его осуществление вме­нялось вместе со своими помощниками (целовальниками) выборному представителю правительства из верхушки ку­печества — таможенному голове. Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность. Товары, предлагаемые на продажу, подвергались подробному и тщательному досмотру.

Значение Устава с точки зрения формирования тамо­женной службы в современном ее понимании состояло в том, что он окончательно провел линию разграничения между внешними и внутренними пошлинами. В отличие от прежнего новый Устав имел четко выраженную ориен­тацию на регулирование отношений, связанных с внешней торговлей. Впервые в истории российского таможенного законодательства Устав 1667 года установил таможенные режимы выпуска товаров в свободное обращение, экспорта и перемещения товаров внутри страны под таможенным контролем (тран­зита), определил статус товаров, а также условия их пере­мещения через внешние и внутренние таможенные грани­цы Русского государства.

В Ново-торго­вом уставе1667 г. доволь­но подробно регламентировались правила торговли в Рос­сии иностранных купцов. В этом направлении в Уставе четко прослеживается тенденция к закреплению принципа национального пред­почтения в торговле. К примеру, для иностранных купцов были открыты толь­ко пограничные города — Архангельск, Новгород, Псков и др. Проезжать с товарами в глубь страны они могли лишь после получения специального разрешения — грамоты о торгах. Причем пошлина на их товары повышалась в 4 раза.

Устав увеличил подать с иностранных вин на том осно­вании, что от их большого привоза государство терпит большие убытки и недоборы. Устанавливалось правило, согласно которому иноземцы должны торговать только с купцами того города, куда они приезжают для торговли, а московские купцы могут свободно торговать своими това­рами в зарубежных городах. В русских же городах иноземец с иноземцем не должен торговать под страхом конфискации товаров в пользу государства.

Следует отметить, что в этом плане Россия с определенным опозданием вступала на путь, по которому уже шли более развитые в экономи­ческом отношении страны Запада, где утвердились принципы меркантилизма и протекционизма. Такой путь и для России оказался неизбежным вследствие необходимости поддержания отечественной промышленности, расширения экспорта отечественной продукции, возведения препятствий для импорта иностранных товаров.

В то же время ужесто­чение режима ввоза иностранных товаров способствовало усилению контрабанды, носившей до этого случайный характер. Вместе с тем государство весьма жесткими методами вело борьбу с контрабандистами. За контрабандный ввоз табака и спиртных напитков предусмат­ривались наказания вплоть до отсечения руки и ноги.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что к концу XVII века в России была создана довольно разветв­ленная и централизованная государственная таможенная служба. Система таможенных учреждений была представ­лена центральными органами — Приказом большой казны, Большой таможней, Посольской новой таможней. Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, а на торговых путях — таможенные заставы.

Вместе с тем таможенное дело и таможенная политика России в середине XVII века находились еще на начальной ста­дии своего формирования и утверждения, что объясня­лось экономической отсталостью России от запад­ных государств, где развитие промышленного производства шло более быстрыми темпами. В указанный период в России преобладало мелкое и кус­тарное производство, а предпосылки формирования более или менее крупного промышленного производства находились в состоянии зарождения. Поэтому в Новотор­говом уставе не предусматривались меры протекционистского характера в современном его понимании. Можно с уверенностью утверждать, что в тот период иностранные товары еще не создавали конку­ренции отечественному производству; более того, в них ощущалась большая потребность у тех слоев населения, которые по мере укрепления русской государственности и расширения его связей с иностранными государствами стали нуждаться в более совершенных товарах.

Таким образом, к началу XVIII века в Московском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного оформления, что в условиях оживления торговли в начале XVIII века обеспечило совершенство­вание таможенного механизма. Вместе с тем, на фоне неразвитости отечественного производства,таможенная служба выполняла лишь фискальные задачи.

Объективно назревающие экономические рефор­мы в государстве, возникновение рынка и внешнеэкономи­ческих связей требовали пересмотра таможенного законодательства, как в плане правового обоснования таможенных процедур, так и совершенствования и подготовки таможенных кадров.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Проанализируйте процесс организации деятельности таможен и взима­ния таможенных сборов в Московском государстве в конце XVI — начале XVII вв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: