Когда мы пользуемся понятием «воля», мы с его помощью характеризуем не только поведение человека, но и его самого как личность. Мы, например, говорим: «Этот человек, безусловно, волевой, а тот человек, вероятно, безвольный». Пользуясь подобного рода высказываниями, мы имеем в виду, что люди могут обладать или не обладать некоторыми особенными качествами личности, которые называются волевыми.
Такие качества действительно существуют. Их можно определить как свойства характера человека, в которых проявляется его воля. К этим свойствам относятся, например, упрямство, целеустремленность, настойчивость, ответственность, обязательность, исполнительность и ряд других личностных свойств.
Инициативность характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и путей их достижения.
Решительность – психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный отбор цели и способов ее достижения.
Целеустремленность – характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях.
Настойчивость – длительное преодоление трудностей, контролирование действий, их направленности на достижение цели.
Сдержанность (самообладание) – торможение нежелательных действий, обеспечивающее контролируемость поведения.
Знакомство с перечнем волевых свойств показывает, что человек как личность может быть по-разному оценен с точки зрения развития этих свойств. Например, такие волевые свойства, как упрямство и упорство, характеризуют человека как не очень высоко развитую личность, а целеустремленность и ответственность, напротив, представляют человека как высокоразвитую личность.Отсюда вытекает, что по мере того, как личность развивается, совершенствуются и ее волевые качества. Это, в свою очередь, ставит перед нами следующий вопрос, как волевые качества формируются и развиваются.
Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки проявления волевого поведения у них можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни.
Это означает, что именно в это период у детей уже есть воля и они могут ее демонстрировать.
Но остается без ответа вопрос о том, когда соответствующие качества личности только начинают формироваться у ребенка: ведь до годовалого возраста их определенно нет, а между двумя и тремя годами они уже существую и проявляются. Можно предполагать, что начало формирования воли относится к времени, когда у ребенка проявляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий, подкрепляемые со стороны наблюдающих за детьми взрослых людей. Такое обычно происходит между первым и вторым годами жизни ребенка. Эти наиболее ранние по времени своего появления, действия ребенка ещё нельзя назвать полностью волевыми. Однако они входят и в состав самостоятельно осуществляемых человеком, собственно волевых действий, так как всякое такое действие при его невыполнении или неудачном выполнении человек обязательно повторяет. Признаки того, что у ребенка начинает развиваться собственная воля и появляется связанное с ней удовольствие в связи с успешным преодолением препятствия, можно наблюдать у некоторых детей, начиная примерно с 6—8 месяцев. Например, младенец пытается достать какой-либо предмет или игрушку. Это ему не сразу удается, но он настойчиво повторяет соответствующее действие до тех пор, пока оно не приведет к успеху, и после этого испытывает явное удовольствие.
Первые наблюдаемые у детей признаки волевого поведения, относящиеся ко второму-третьему году жизни, и свидетельствуют о том, что у детей сформировались так называемые первичные волевые качества. Речь в данном случае идет, например, о таких качествах, как упорство и упрямство, то есть о качествах, которые характеризуют сравнительно невысокий уровень волевого развития человека.
О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно, вероятно, говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит в период жизни от 5 до 6 лет или раньше в преддошкольном возрасте. У многих детей в это время в доступных для них видах деятельности – играх, а также, отчасти, в общении, в учении и труде, начинают проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность, то есть собственно вторичные волевые качества личности.
Воля человека активно продолжает развиваться дальше в течение детства. Особенно важным в этом отношении является подростковый период, так как для многих подростков сила воли становится одним из самых ценных качеств личности и почти все дети этого возраста начинают целенаправленно и активно развивать свою волю.
За пределами юношеского возраста, то есть после 25—30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Если к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется, если к этому возрасту он оказался безвольным, то, скорее всего, останется таким в дальнейшем.
Сказанное, однако, не означает, что воля человека после указанного возраста совершенно не изменяется, по мере психологического развития личности воля перестает быть слепой, неразумной силой и становится сознательным подспорьем к его разуму.
IV. Подведение итогов.
- Перечислите качества волевого человека.
- Как вы считаете, что в наибольшей степени влияет на формирование таких личностных качеств в человеке как ответственность и исполнительность?
- Назовите виды волевых действий и приведите примеры.
- Вы считаете себя волевыми людьми? Если «да», то почему; если «нет», то почему? Поясните, пожалуйста.
V. Домашнее задание.
Придумать пример сложного волевого действия, разложить и записать его по стадиям выполнения.