Задания на СРС по теме № 6 «Теория контрактов и постконтрактный оппортунизм»




Задания на СРС по теме № 3 «Институты и институциональные изменения»

 

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

- понятие институтов и их функции; формальные и неформальные правила и нормы, система стимулов (механизмы принуждения), их определение и характеристика;

- влияние институтов на эффективность экономической системы;

- институциональные изменения, инерционный характер институциональной динамики и его причин; источники, субъекты и механизм институциональных изменений.

 

2.Выполнение письменной работы «Институциональные изменения в современной России».

Вопросы и задания к практическому занятию

1. Дайте общее определение института.

2. Опишите нормативный подход к определению института, приведите примеры формальных и неформальных институтов.

3. Опишите этический подход к определению института. Как вы понимаете термин «институционализация»?

4. Опишите информационный подход к определению института. Какова экономическая

функция культуры?

5. Опишите трансакционный подход к определению института. Как его сторонники объясняют процесс изменения институтов?

6. Опишите происхождение и функционирование следующих институтов: рукопожатие, частная собственность, брак, образование, рынок.

7. Опишите происхождение и функционирование института «государство».

 

7.Ответьте на вопросы:

1).Дайте свою интерпретацию следующему отрывку: «Русский дворянин, как бы долго ни жил в чужих краях и усвоил очень приличное и вежливое обращение, по возвращении в отечество и в руках своей семьи все же опять втягивается в свою прежнюю животную жизнь, так что видевшие его год назад в другом месте
больше уж и не узнают его».

2).Какие из известных вам неформальных институтов заслужи­вают легализации? В частности, какие существуют институци­ональные аргументы «за» и «против» легализации употребления наркотиков, проституции?

3).С каким из экономических институтов, возникших в резуль­тате импорта, вы сталкиваетесь в своей повседневной жизни? По какому из сценариев идет его развитие и чем это обусловлено?

4).В дискуссиях часто упоминается о существовании в истории России институтов, достойных воспроизведения в сегодняшних условиях. Что вы можете сказать о перспективах возвращения на законодательном уровне следующих норм, закрепленных еще в Русской Правде: «Купец пользуется особыми правами на полу­чение и выдачу в долг денег на торговые операции: при отказе в их возврате представлять свидетелей займа ему не надо, но достаточно самому дать показание, подкрепленное клятвой» (ст. 48). «Товар может быть оставлен на хранение и без свидетелей. При обвинении в утайке части оставленного товара хранителю для оправдания достаточно принести присягу, поскольку договор поклажи, хранения товара безвозмезден, рассматривается как благодеяние» (ст. 49).

5).Можно ли интерпретировать в качестве иллюстрации «эф­фекта исторической обусловленности развития» установку боль­шинства россиян на государственные гарантии социальной и медицинской защиты? Эта установка отражается, например, в преобладании среди россиян согласных с утверждением «В справедливом обществе у каждого гражданина есть право на бесплат­ное образование и медицинское обслуживание» и несогласных с утверждением: «Государство не может нести ответственность за каждого гражданина, каждый должен заботиться сам о себе».

6).В марксистской теории революции ключевым понятием является диалектика производительных сил и производственных отношений. Вот как, к примеру, объяснял Э. Че Гевара природу кубинской революции: «Если мы исходим из конкретного факта,
что революция может произойти только при наличии основных противоречий между развитием производительных сил и произ­водственных отношений, мы должны признать, что на Кубе такой факт имел место; мы должны признать также, что этот факт при­дает Кубинской революции социалистический характер даже при том, что объективный анализ показывает, что целый ряд сил нахо­дится еще в зачаточном состоянии». Как подобная логика соот­носится с аргументами современной институциональной теории?

7). Какие неформальные институты (этического характера) можно выделить в современной хозяйственной практике в России. Приведите пример и обоснуйте свой ответ

 

8.Согласно Д. Норту причиной институциональных изменений является:

взаимодействие между институтами и организациями;

изменение механизмов управления контрактными отношениями;

противоречие отношений власти и контроля;

изменения в структуре прав собственности.

 

9.Какое из приведенных определений не является определением института:

совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности;

объединение граждан для защиты общих интересов;

принятая в настоящее время система общественной жизни;

коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

 

 

Задания на СРС по теме № 4 «Основные понятия теории игр и моделирование взаимодействия».

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-построение формальных моделей в институциональной экономике и теория игр;.

-основные понятия теории игр, виды равновесий при взаимодействии: равновесие доминирующих стратегий как максимизация полезности вне зависимости от действий других партнеров; равновесие по Нэшу как ситуация, при которой стратегия каждого из партнеров является лучшим ответом на действия другого партнера; равновесие по Штакельбергу как максимизация полезности в ситуации неодновременности принятия решений; равновесие по Парето как максимальная полезность обоих партнеров;

-характеристика и технология поиска равновесий доминирующих стратегий, по Нэшу, Штакельбергу и Парето;

 

2.Анализ базовых моделей теории игр. Определение смешанных стратегий, эволюционно-стабильных стратегий. Проблемы, возникающие в ходе взаимодействия индивидов (координация, совместимость, кооперация, справедливость) и варианты их решения.

 

Задания на СРС по теме № 5 «Теория трансакционных издержек»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-понятие и характеристика трансакции, соотношение трансакции и обмена;

-трансакции сделки, управления и рационирования, рыночные и внутрифирменные трансакции;

-атрибуты (признаки) трансакции: специфичность активов, частота и долговременность трансакций, неопределенность и сложность, трудность измерения результатов, взаимосвязь с другими трансакциями;

-природа и понятие трансакционных издержек, работа Р. Коуза «Природа фирмы» и объяснение трансакционных издержек, трансакционные издержки как издержки функционирования рыночной системы;

-соотношение трансакционных и производственных издержек;

-трансакционный подход Коуза-Уильямсона, классификация трансакционных издержек ex ante и expost: издержки поиска информации (выявления альтернатив),. издержки ведения переговоров и заключения контракта, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения;

-классификация трансакционных издержек Э. Фуруботна и Р. Рихтера: рыночные трансакционные издержки, их классификация и характеристика, управленческие трансакционные издержки, политические трансакционные издержки, их характеристика и значение для эффективности институциональной системы;

-координационные и мотивационные трансакционные издержки по классификации П. Милгрома и Дж. Робертса;

-количественная оценка трансакционных издержек на отдельном рынке и применительно к экономике в целом.

 

2.Выполнение письменной работы «Трансакционный сектор экономики и причины его роста».

 

Задания на СРС по теме № 6 «Теория контрактов и постконтрактный оппортунизм»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

 

-контрактный подход к исследованию институциональных соглашений, координация интересов участников экономического взаимодействия, контрактные отношения и трансакционные издержки;

-понятие контракта, контракт как механизм регулирования взаимодействия, контракт о найме и контракт о продаже и их характеристика;

-виды контрактов и их характеристика, полные (совершенные) и несовершенные контракты, классические, неоклассические и отношенческие контракты;

-факторы, определяющие выбор оптимального контракта;

-структуры управления контрактными отношениями: рыночное, двухстороннее, трехстороннее и объединенное управление;

-причины и понятие постконтрактного оппортунизма, моральный риск в рыночных трансакциях и его основные причины, проблемы, связанные с поведением исполнителя и менеджера.

 

2.Выполнение письменной работы «Контрактные отношения в современной отечественной экономике»

 

 

Задания на СРС по теме № 7 «Институциональная теория прав собственности»

Цель задания – изучение студентами основных вопросов темы, работа с различными источниками, конспектирование литературы, решение практических задач.

Содержание:

1. Конспектирование источников и доработка конспектов лекций по вопросам:

-основные положения и представители теории прав собственности, понятие системы прав собственности и механизм ее возникновения, принципы и проблемы эффективного распределения прав собственности;

-типы регулирования прав собственности, контрактное регулирование внешних эффектов, законодательное регулирование внешних эффектов;

-классификация правомочий, уровни собственности и специфика пользования правами собственности, спецификация и размывание прав собственности;

-концепция остаточных прав и остаточных эффектов А. Алчиана и Г. Демсеца, экономическая эффективность прав собственности (оптимальное распределение ресурсов). Модель классической фирмы;

-теорема Р. Коуза и коробка Эджуорта, российская приватизация в свете теоремы Р. Коуза;

-альтернативные системы прав собственности: преимущества и недостатки.

 

2.Выполнение письменной работы «Современные институциональные теории формирования эффективных прав собственности».

 

3..Решение тестовых и практических заданий:

-К квазиобщественным благам не относят

библиотеки

пожарную охрану

национальную оборону

систему образования

 

-По рекомендации А. Пигуэкономическим методом решения проблемы положительных внешних эффектов (например, производство экологически чистой продукции) будет введение…

рынкаправназагрязнение

корректирующихсубсидий

лицензированиехозяйственнойдеятельности

стандартов качества продукции

 

-По рекомендации Р. Коуза методом решения проблемы отрицательных внешних эффектов будет введение…

рынкаправназагрязнение

корректирующихсубсидий

лицензированиехозяйственнойдеятельности

стандартов качества продукции

 

-Производство товара А сопряжено с возникновением положительного внешнего эффекта. С точки зрения общественных интересов в отрасли, производящей товар А, наблюдается…

либо избыточное использование ресурсов, либо недостаточное использование ресурсов

избыточное использование ресурсов

оптимальное использование ресурсов

недостаточное использование ресурсов

 

4.Практикум: 24-29

 

5. Источники: обязательные: 1-5

дополнительные: 8,11,13-18,21,25

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: