Производство ювелирных товаров
Это сложный технологический процесс, включающий заготовку материалов, создание форм изделий, отделочные операции и декорирование, огранку ювелирных камней и вставку их в готовые изделия.
Ювелирные заводы получают химически чистые драгоценные металлы. Для выработки ювелирных изделий определенной пробы эти металлы сплавляют с лигатурными и в расплавленном состоянии разливают в изложницы. В зависимости от конструкции будущего ювелирного изделия полученные слитки вальцуют для получения листов необходимой толщины или подвергают волочению для получения проволоки определенной толщины (диаметра).
Форму ювелирных изделий создают преимущественно литьем по выплавляемым моделям или штамповкой. Отдельные детали изделия монтируют пайкой, сваркой, клепкой.
Литье по выплавляемым моделям применяют для тонкостенных и сложных по конфигурации ювелирных изделий. Это наиболее современный и прогрессивный метод изготовления ювелирных изделий из сплавов золота и серебра, позволяющий значительно увеличить производство, расширить ассортимент и повысить качество этих изделий. Литье производят на центробежных машинах.
Штамповкой методом вырубки или выдавливания изготовляют из листов драгоценных металлов целые изделия или отдельные детали. При штамповке на поверхность ювелирного изделия может быть нанесен рельефный рисунок (односторонний или двусторонний),
Филигранные изделия имеют сканный узор, который получается следующим образом. По контуру рисунка на бумаге наклеивают скань (скрученную из двух или трех проволочек «веревочку»), которую посыпают припоем, смешанным с бурой. Под действием огня припой расплавляется, детали спаиваются и получается ажурный узор.
|
Ювелирные изделия из металлов подвергают отделочным операциям: галтовке, крацовке, шлифовке и полировке.
Важное место в производстве ювелирных изделий занимают различные способы декорирования: золочение, серебрение, оксидирование, анодирование, гравировка, чернение, эмалирование.
Золочение часто применяют для изделий из серебра (серьги, броши, медальоны, цепочки). Толщина слоя золочения обычно 1 – 2 мкм. Серебрят изделия из мельхиора и нейзильбера (ложки, вилки, молочники), слой серебрения значительно толще и составляет 24 мкм.
Оксидирование серебряных изделий производят погружением их в горячий раствор серы и поташа, в результате чего на поверхности изделий образуется темный налет.
Анодирование (анодное оксидирование) применяют для окрашивания алюминиевых изделий обычно под цвет золота за счет получения на их поверхности защитно-декоративной пленки определенного цвета.
Гравировка ювелирных изделий с целью получения на их поверхности рисунка выполняется вручную, с помощью стальных резцов (штихелей), механизированным способом на гильоширной машине и химическим способом методом травления. К механизированному способу относится и алмазная гравировка с помощью алмазного резца, которая используется для декорирования колец, серег и других изделий.
Чернение применяют для декорирования гравированных серебряных изделий. В процессе чернения рисунок на поверхности изделия покрывается чернью (сплавом олова, меди, серебра и серы). При нагревании изделия чернь плавится и заполняет углубления рисунка, который становится густо-темного цвета с синеватым отливом.
|
Эмалирование ювелирных изделий значительно повышает их художественную ценность. В зависимости от техники наложения на металлическую поверхность изделий различают несколько видов эмали: выемчатую (эмаль заполняет углубления штампованного рисунка), перегородчатую (эмаль заполняет узор, ограниченный филигранными перегородками на изделии), живописную и др.
Важную роль в ювелирном производстве играет завершающий процесс – огранка и закрепка ювелирных камней в изделиях. От вида огранки и метода закрепки в значительной степени зависит художественная ценность изделия. Наиболее распространенной закрепкой камня является крапановая, при которой камень крепится в оправе (касте) изделия путем обжимающих лапок (крапанов). Крапановая закрепка считается наиболее открытой и применяется в изделиях с драгоценными и полудрагоценными камнями, наилучшим способом показывая достоинства камня. При гризантной закрепке верхняя часть каста плотно обжимает камень и для большей выразительности декорируется мелкой насечкой, называемой гризантом.