Анализ нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность психолого-педагогического направления.
Конституция Российской Федерации.
Предмет - Отношения между гражданином, обществом и государством.
Объект – Государство.
Тема документа -Основной закон государства, регулирующий деятельность российского общества. Она содержит общие принципы, на которых строятся отношения между гражданином, обществом и государством. Здесь же закреплены принципы построения государственного аппарата, его судебной системы и органов местного самоуправления.
Характеристика содержания анализируемого документа: По своей форме Конституция РФ представляет собой кодифицированный документ, состоящий из 2 разделов и 9 глав. Каждая глава состоит из статей.
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)
Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)
Самой объемной является 2 глава 1 раздела. В ней закреплены нормы, устанавливающие права и свободы человека и гражданина. 2 раздел рассматривает заключительные и переходные положения.
Причины переиздания и отличительные особенности данного издания: Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году 12 декабря. Она пришла на смену Основным законам Российской империи 1906 года и конституциям РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 годов.
Всеобщая декларация прав человека.
Предмет - Права и свободы человека.
Объект - Отношения государства и человека.
Тема документа - в документе изложены права человека и основные свободы.
Характеристика содержания анализируемого документа: Документ состоит из преамбулы и 30 статей. Каждая статья отражает те или иные права человека.
Причины переиздания и отличительные особенности данного издания:Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.). Принятие Всеобщей декларации в значительной мере было обусловлено сильным стремлением к миру в период после второй мировой войны. Она укрепляет мысль о том, что права человека — гражданские, культурные, экономические, политические и социальные — должны рассматриваться в своей целостности и не отделяться друг от друга.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Предмет - Обеспечение государством должных условий для реализации прав человека.
Объект - Отношения между государством и человеком.
Тема документа - Права человека и основные свободы. Социальные, экономические и культурные права. Основывается на предпосылке о том, что невозможно добиться права на достойную жизнь без условий, обеспечивающих удовлетворения базовых жизненных потребностей каждого человека
Характеристика содержания анализируемого документа: Документ состоит из5 частей, каждая часть разделена на статьи.
Причины переиздания и отличительные особенности данного издания: пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На октябрь 2016 года в пакте участвуют 164 государства.
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
1. «Конвенция о правах ребёнка».
2. Основной интернациональный документ, декларирующий права несовершеннолетних - это конвенция о правах. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, определяет носителя этих прав как человека, не достигшего 18-летнего возраста. Обеспечение прав ребенка – многофункциональная и сложная проблема, скорее даже комплекс взаимосвязанных проблем, от решения которых в значительной мере зависят перспективы физического выживания и нравственного развития любого общества.
3. В конвенции о правах ребенка рассматриваются нормативно-правовые основы защиты прав ребенка в современном образовательном учреждении; проблема защиты прав детей и пути ее решения; реализация прав ребенка в РФ; содержание, формы и методы работы с педагогическим коллективом образовательных учреждений по защите прав ребенка. Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка» и, в отличие от ранее принимаемых документов, она обладает силой международного права.
Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
4. Сравнивая Конвенцию о правах ребенка с Декларацией о правах ребенка 1959 года можно отметить следующее: Декларация содержала 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция имеет 54 статьи, которые учитывают все, связанное с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция в отличие от Декларации обязывает государства, которые присоединяются к Конвенции, нести юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения, несут ответственность перед международным сообществом.
Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована СССР 15 сентября 1990 года. Ее выполнение стало обязанностью России как правопреемника и продолжателя СССР.