-Предмет, объект и тема документа
С 1 сентября 2012 года начал действовать Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию» (далее - Закон).
Он направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной развить в ребенке порочные наклонности информации.
Актуальность этой проблемы очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».
Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.
Делится она на два основных вида:
1. Запрещенная к размещению. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.
2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет.
Например, для детей, достигших 6 летнего возраста: допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.
К обороту продукции, допускаемой для детей, достигших 16 лет, может быть отнесена информация о наркотиках, с указанием последствий их употребления, но без демонстрации применения, и при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению.
Федеральный закон 436 об информационной защите подразумевает ряд мер, направленных на сохранение здоровья и развития детей. Положения ФЗ 436 не распространяются при этом на следующие виды информационной продукции:
• научные, научно-технические и статистические данные;
• недопустимые к ограничению в распространении категории информации согласно ФЗ 149 от 27 июля 2006;
• сведения, имеющие историческую, художественную или культурную ценность для общества.
• Действие ФЗ 436 также не распространяется на рекламу.
Характеристика содержания анализируемого документа
Необходимость принятия Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» была обусловлена целями обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.
Федеральный закон 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» принят 21 декабря 2010 года. Структурно он подразделяется на главы, учитывающие следующие вопросы:
• общие положения Закона об информационной защите детей;
• классификация информационной продукции;
• требования к ее обороту;
• проведение экспертизы;
• государственный надзор и общественный контроль;
• ответственность за нарушения.
Общие положения Федерального закона об информационной безопасности детей включают в себя основные понятия и принципы, используемые в документе. Учитываются нормы законодательства, а также полномочия федеральных и региональных органов власти. Отдельно приводится перечень видов информации, которая, по мнению законодателей, наносит вред здоровью и развитию детей.
Классификация информационной продукции подразделяется по следующим положениям:
• информация для детей до 6 лет;
• продукция для возраста от 6 до 12 лет;
• информация для возрастной категории до 16 лет;
• информационная продукция для подростков от 16 лет.
Требования к обороту информационной продукции предписывают обязательное наличие знака. К информации, предназначенной для теле- и радиовещания, предписываются дополнительные требования. В отдельном порядке регламентируется распространение сведений через информационно-телекоммуникационные сети. Дополнительные требования определяются также для оборота отдельных категорий продукции и для той информации, которая запрещена для детей.
В проведении экспертизы информационной продукции Федеральный закон 436 определяет общие требования к ее осуществлению. Предписывается понятие экспертного заключения, а также правовые последствия информационной экспертизы.
Статьи 20-21 ФЗ 436 определяют принципы государственного надзора, общественного контроля и ответственности за правонарушения в области защиты детей от вредной информации. Заключительные положения документа регулируют порядок его вступления в силу – закон начал действовать 1 сентября 2012 года.
С момента публикации в него были внесены некоторые поправки, нацеленные на устранение неточных формулировок и двоякого толкования законоположений. Последние изменения в Закон о защите детей от негативной информации были внесены в мае 2017.
Причины переиздания и отличительные особенности данного издания
Последние изменения в Закон об информационной безопасности детей были введены 1 мая 2017. Поправки были введены в следующие статьи:
• в пункте 6 части 4 статьи 11 ФЗ 436 в формулировку добавлены слова «и аудиовизуальных сервисов»;
• в статью 14 была введена часть 3 о необходимости наличия знака информационной продукции у аудиовизуального сервиса.
Отдельно следует рассмотреть положения Закона о защите детей от негативной информации, касающиеся полного и ограниченного ее распространения среди несовершеннолетних. Виды вредной для детского восприятия информации определяются статьей 5 ФЗ 436. Согласно ее положениям полностью запрещается распространять среди несовершеннолетних информационную продукцию:
• побуждающую детей к совершению действий в ущерб своему здоровью или жизни;
• способную вызвать желание употребить алкогольные, табачные продукты, наркотики или психотропные вещества, или заняться проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством;
• оправдывающую насилие или жестокость, иное противоправное поведение;
• отрицающую семейные ценности, неуважение к родным, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения;
• содержащую нецензурную ругань или сцены порнографического характера.
Не допускается также распространять информацию о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий.
К информации, ограниченной для распространения среди несовершеннолетних, относится следующая продукция:
• показывающая физическое или психическое насилие, преступление или иное антиобщественное деяние;
• вызывающая ужас, страх или панику;
• изображающая половые отношения между мужчиной и женщиной;
• содержащая ругательные выражения, не относящиеся к нецензурным.
Последние изменения в статью 5 Федерального закона 436 о защите детей от негативной информации вносились 29 июня 2015 года. Они скорректировали редакцию пункта 2 части 2 – была исключена формулировка о пиве и напитках, изготавливаемых на его основе.
9. Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"
Цель документа: развитие и совершенствование психологической помощи участникам образовательного процесса.
Объект: процесс организации деятельности службы практической психологии
Предмет: организационно-методическая основа деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
Характеристика содержания разделов:
1. Общие положения.
Описываются что такое служба практической психологии, что входят в нее педагоги – психологи образовательных учреждений всех типов, для чего создается данная служба, какими международными актами и законами РФ руководствуется.
2. Цели и задачи:
Цели направлены на содействие всем участниками образовательного процесса в создании психологических условий для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников.
В задачи входит как психолого – педагогическое сопровождение воспитанников, так и взаимодействие с педагогическим коллективом, родителями, обеспечение преемственности всех ступеней обучения, а также участие в психологической экспертизе.
3. Организация деятельности службы:
Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях
Специализированная помощь
Научно-методическое обеспечение деятельности Службы
4. Основные направления деятельности Службы:
Психологическое просвещение
Психологическая профилактика
Психологическая диагностика
Психологическая коррекция
Консультативная деятельность
5. Обеспечение деятельности службы:
Описывается кем обеспечивается деятельность службы, как происходит координация деятельности, с какими организациями Служба работает в тесном контакте.
Причины переиздания и отличительные особенности данного издания:
Психологическая служба образования создается как единая система. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
Предмет: режим рабочего времени и времени отдыха.
Объект: работники здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания "Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ" и Российский профессиональный союз учителей
Тема документа: особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений.
Характеристика документа: содержит общие положения, рассматривается режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей образовательных учреждений в период учебного года, разделение рабочего дня на части, режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период, во время карантинов, при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций, путешествий.
Причины переиздания и отличительные особенности данного издания:
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха определяют правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха для педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, т.е. образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение.
При регулировании режима рабочего времени педагогических работников и руководителей образовательных организаций применяется соответствующая номенклатура должностей.При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
11. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 29.11.2018) "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности")
Предмет: порядок лицензирования образовательной деятельности.
Объект: образовательная деятельность.
Тема: процесс лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно
Характеристика содержания:
Постановление.
Положение. Включает список лицензирующих органов, лицензионных требований и условий лицензионного контроля.
Изменения, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957.
Приложение, включает перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации.
Причины переиздания и отличительные особенности: Образовательная деятельность на территории инновационного центра "Сколково" осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".
12. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2014 N 1398 (ред. от 17.04.2017) "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности".
Предмет: сроки и последовательность административных процедур и действий при предоставлении указанной государственной услуги органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
Объект: государственная аккредитация образовательной деятельности.
Тема: процесс лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно
Характеристика содержания:
Общие положения. Описывает предмет регулирования, круг заявителей и требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги.
Стандарт предоставления государственной услуги.
Содержит информацию о предоставлении и осуществлении аккредитации образовательной деятельности, её результатах, сроках, документации, экспертизе.
Формы контроля за предоставлением государственной услуги.
Включает порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений.
Перечень органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере образования. Включает 85 пунктов.
Причины переиздания и отличительные особенности: Предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности осуществляется уполномоченными органами.