Совместные предприятия, цели и условия создания, управления




Представляют собой хозяйственную организацию, созданную предприятием, объединениями и производственными кооперативами с партнерами зарубежных стран в целях эффективного развития научно-производственного потенциала. Такие предприятия способствуют привлечению в РБ передовой зарубежной технологии, управленческого опыта, дополнительных инвестиций, развитию экспорта. Совместное предприятие может быть образовано в форме АО, ООО и других незапрещенных законодательством.

Создается на основе договора между участниками, число которых не ограничивается, но не может быть менее двух. Участниками совместного предприятия могут быть как юридические лица, так и физические лица с обеих сторон. Однако, иностранному участнику необходимо внести в уставный фонд минимум 20000 долларов. Кроме того, каждый из участников совместного предприятия в течение одного года со дня регистрации должен внести 50% вкладов, указанных в учредительных документах (устав, учредительный договор). В случае нарушения данного договора его регистрация признается недействительной. Совместные предприятия имеют ряд льгот и гарантий. Иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевоз за границу, причитающихся им суммам в иностранной валюте. Для совместных предприятий, в которых доля иностранного инвестора в уставном фонде составляет более 30% и вся выручка образуется за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 3-х лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год. Если совместное предприятия производит особо важную для РБ продукции., то им уменьшается еще на срок до 3-х лет ставка налога на прибыль на 50%. Имущество, сырье и материалы, ввозимые иностранным участником для формирования уставного капитала,освобождаются от уплаты таможенной пошлины и не облагаются налогом на импорт.

 

Малые и совместные предприятия

 

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для малого и среднего бизнеса.

Развитие малого предпринимательства оказывает значительное влияние на:

- формирование конкурентной среды;

- внедрение новых технологий;

- освоение новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, расширяя, тем самым, ассортимент потребительских товаров;

- рост занятости населения;

- защиту окружающей среды;

- стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.

Малые предприятия могут принимать различные организационно-правовые формы: ООО, ОДО, ПТ, КТ и др.

Возникновение и существование малых предприятий возможно благодаря следующим условиям:

- региональная дифференциация рынка;

- необходимость специализированного ремесла;

- важность персонального обслуживания;

- удобство обслуживания;

- нерегулярность спроса;

- оперативность и гибкость структур и др.

Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он помогает строить связи крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.

Ученые разных стран предпринимали попытки установить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причиной тому были некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран. Они проявились по следующим направлениям:

- статистическая структуризация экономик разных стран;

- содержание экономического и социального законодательства;

- претензии на получение льгот со стороны государства;

- масштабы хозяйствования и емкость рынка и др.

Выявление качественных отличий малых предприятий от больших шло по пути создания каталогов отличительных функциональных признаков. Достижения западных ученых в этом направлении обобщил в своих исследованиях Г. Муглер. В своей работе он приводит наиболее полный каталог, составленный немецкими учеными Г. Пролем и П. Келлервесселем, который включает качественные признаки отличий малых предприятий от больших по отдельным сферам их деятельности.

Австрийский ученый Х. Плайтнер в качестве основных признаков малых предприятий предложил следующие:

1. Предприятие представлено личностью самого предпринимателя, который является руководителем, а часто и собственником.

2. Предприятие изготавливает продукцию по индивидуальным желаниям покупателей.

3. Контакты между руководством и сотрудниками тесны и неформальны.

4. Предприятие располагает сетью личных контактов с покупателями, поставщиками и имеет известность.

5. Организация производства незначительно формализована.

6. Предприятие может быстро реагировать на изменения окружающей среды.

В разных странах существуют различные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:

- средняя численность персонала (занятых работников);

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50.

Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, приводит следующую классификацию предприятий по численности:

- до 19 человек - «весьма малые»;

- до 99 человек – «малые»;

- от 100 до 499 человек – «средние»;

- свыше 500 человек – «крупные».

Одной из причин значительных колебаний конкретных границ структур, относимых к малым в разных странах, следует считать влияние удельного веса крупных формирований в экономике соответствующих государств. Там, где уровень монополизации высокий, верхняя граница малого бизнеса наблюдается выше и наоборот (таблица 1.2.4).

 

Таблица 1.2.4

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в развитых странах

 

Страны Критерии
Франция Средняя численность занятых до 500 человек Оборот не ниже 200 млн. франков
Швеция Средняя численность до 200 человек
Япония Уставный капитал до 100 млн. иен Средняя численность до 300 человек
США Число занятых до 500 человек Активы не свыше 5 млн. долларов Прибыль не более 2 млн. долларов

 

Как видно из таблицы наиболее общим показателем, на основе которого те или иные субъекты хозяйствования относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников). Не является исключением и Республика Беларусь.

Малое предпринимательство в Беларуси в соответствии с законодательством существует в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям в нашей стране относят предприятия со среднесписочной численность работников:

- в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;

- в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

- в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.

Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области статистики.

В случае превышения субъектом малого предпринимательства установленной среднесписочной численности работников он лишается льгот, предусмотренных законодательством, на весь квартал, в котором допущено указанное превышение.

Российским законодательством определены два критерия для отнесения к категории «малых предприятий»: численность занятых и удельный вес в учредительском капитале.

В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

- в остальных отраслях и других видах деятельности – 50 человек.

Этим же законом статус «малого» не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица или лиц превышает 25%. Другими словами «малыми предприятиями» считаются предприятия, не связанные в своем функционировании решениями других юридических лиц (или физических) в выборе стратегии и тактике действий.

Малые предприятия являются неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно малые предприятия создают основную массу национальных ресурсов, которые являются питательной средой для малого и среднего бизнеса.

Малые предприятия могут принимать различные организационно-правовые формы: ООО, ОДО, ПТ, КТ и др.

Существуют различные модели развития малых предприятий:

- консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;

- медленное расширение деловой активности;

- быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

Развитие малых предприятий оказывает значительное влияние на:

- формирование конкурентной среды;

- внедрение новых технологий;

- освоение новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, расширяя, тем самым, ассортимент потребительских товаров;

- рост занятости населения;

- защиту окружающей среды;

- стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.

Основными целями создания малых предприятий являются:

- активизация структурной перестройки экономики;

- насыщение потребительского рынка товарами;

- преодоление отраслевого и регионального монополизма;

- расширение конкуренции;

- создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;

- укрепление экономической базы местных органов власти;

- развитие сел, небольших городов;

- возрождение художественных промыслов и др.

Возникновение и существование малых предприятий возможно благодаря следующим условиям:

- региональная дифференциация рынка;

- необходимость специализированного ремесла;

- важность персонального обслуживания;

- удобство обслуживания;

- нерегулярность спроса;

- оперативность и гибкость структур и др.

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

- в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;

- повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

- уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;

- способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

- в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;

- большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

- расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях и др.

Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он помогает строить связи крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.

Субъекты малого предпринимательства обладают рядом преимуществ перед крупными структурами, основными из них являются:

- независимость действий;

- гибкость и мобильность при принятии оперативных решений;

- быстрое адаптирование к особенностям местных условий;

- шансы на быстрый материальный успех;

- совмещение нескольких профессий и др.

В то же время можно выделить следующие существенные недостатки по сравнению с крупными предприятиями:

- более высокий уровень риска;

- отсутствие навыков управления и некомпетентность руководителей;

- высокая зависимость от макрофакторов;

- сложности при поиске партнеров, инвесторов и т.д.

Малые предприятия из-за недостатка собственных средств испытывают ряд характерных трудностей:

- сложность технического перевооружения и реконструкции;

- сложность в приобретении современного дорогостоящего оборудования;

- трудности с кадрами;

- слабая обеспечиваемость материально-сырьевыми ресурсами, кредитами и т. п.

Действие малых предприятий оказывает существенное влияние на экономику любой страны, Система государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь строится с учетом положений, разрабатываемых правительством в Программе государственной поддержки малого предпринимательства. Базовыми элементами данной системы выступает сформированная сеть инфраструктурной, информационной и финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Система государственной поддержки заключается в формировании и развитии инфраструктуры для предпринимательства, установлении щадящего налогового режима, оказании различных видов финансовых, управленческих, технических, информационных услуг и т.д.

Совместное предприятие является наиболее интенсивно развивающейся формой международного экономического сотрудничества, его отличает наличие как национального, так и иностранного капитала. Это самостоятельный в организационном, финансовом и правовом смыслах субъект хозяйствования, образованный в форме взносов капитала двумя или более независимых друг от друга партнеров, которые совместно владея им, пользуются результатами его деятельности. Учредителями совместных предприятий могут быть как юридические, так и физические лица.

Целями создания совместных предприятий можно назвать:

- привлечение инвестиций;

- использование высоких технологий, новейшей техники;

- совершенствование организационной структуры (менеджмент, маркетинг);

- интеграция в мировую экономику и т.д.

Совместные предприятия, принимая различные правовые формы, могут быть образованы или путем его учреждения, или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций, вклада) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций. При этом обязательным условием для образования и государственной регистрации является внесение иностранным участников в качестве вклада в уставный фонд средств в размере не менее 20000 долларов США в эквиваленте Государственную регистрацию совместных предприятий осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

В процессе своей деятельности данные субъекты хозяйствования пользуются всеми льготами, установленными законодательством для юридических лиц, кроме того, в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, производственные предприятия с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30%:

- освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 3 лет с момента объявления ими прибыли;

- вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работу, услуги) собственного производства.

Величина уставного фонда, права и управление совместным предприятием регулируются в соответствии с законодательством в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

 

 

Создание предприятия основывается на определенных законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

- возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

- изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

- изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

- подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

- подбор соучредителей предприятия (организации);

- определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;

- разработка учредительных документов и бизнес-плана;

- проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

- осуществление государственной регистрации предприятия, открытие необходимых счетов в банках;

- изготовление печатей, штампов;

- постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в территориальном органе Пенсионного фонда и др.

Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами, к ним относятся: Гражданский Кодекс Республики Беларусь, Закон о предприятиях, Закон об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью и др. В соответствии с законодательством Республики Беларусь возможны три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный (табл. 1.2.5):

Таблица 1.2.5

Три порядка образования юридических лиц

Вид порядка Содержание порядка
Распорядительный Юридическое лицо создается по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа. Например, приказом министерства создается предприятие, постановлением Правительства – концерн и т.д.
Разрешительный Юридическое лицо создается по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа. Например, дочерние предприятия и т.д.
Явочно-нормативный Специального разрешения на создание юридического лица не требуется, т.к. его создание разрешено законом. Граждане и (или) юридические лица образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка. Например, хозяйственные общества и товарищества, общественные объединения и т.д.

 

Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. В соответствии с законодательством Республики Беларусь установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы собственности: устав и учредительный договор.

В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться:

- наименование юридического лица;

- местонахождение;

- цели и предмет деятельности;

- порядок управления деятельностью;

- условия о размере и составе уставного фонда;

- порядок образования имущества;

- условия и порядок распределения прибыли и убытков;

- порядок реорганизации и ликвидации и др.

Уставные документы оформляются в нескольких экземплярах, сшиваются, подписываются учредителями и нотариально заверяются.

Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах свое наименование, т.к. фирменное наименование является одним из способов индивидуализации предприятия.

Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации запрещается и признается незаконной. Доходы, полученные от деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, и штраф в размере полученного дохода взыскиваются в доход соответствующего бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых их учредителями.

К государственным органам, осуществляющим регистрацию, в зависимости от вида деятельности коммерческих и некоммерческих организаций относятся: Национальный банк, Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов, администрации свободных экономических зон, Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, областные исполкомы и Минский городской исполком, городские исполкомы областных центров Республики Беларусь.

Регистрирующие органы, в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации и перерегистрации, ее техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.

Сущность государственной регистрации состоит в том, что соответствующий государственный орган проверяет, соответствует ли порядок создания юридического лица, а также само созданное юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона. Механизм регистрации юридических лиц регулируется специальным законодательством.

Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган следующие основные документы:

- заявление, оформленное в установленном порядке;

- копия решения о создании юридического лица;

- учредительные документы;

- документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации;

- документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций – физических лицах;

- справку налогового органа по месту жительства физического лица – собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой (некоммерческой) организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;

- гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту нахождения;

- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию и др.

За государственную регистрацию вводится дифференцированная система взимания платы, которая в случае отказа возвращается лицу, внесшему ее в размере 50% внесенной суммы. Срок государственной регистрации субъектов хозяйствования – один месяц со дня подачи всех необходимых документов.

До принятия решения о регистрации регистрирующий орган проверяет достоверность представленных данных и имеет право в необходимых случаях запрашивать в государственных органах дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых предприятий, для чего срок государственной регистрации может быть продлен до двух месяцев с уведомлением об этом собственника имущества предприятия.

Однако подача документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что субъект хозяйствования будет зарегистрирован. Существуют законодательно установленные основания для отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования, к ним могут относиться:

- при расположении юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица и др.);

- при нарушении установленного порядка создания;

- при несоответствии учредительных документов требованиям законодательства;

- при непредставлении полного перечня документов, предусмотренных законодательством, а также по другим основаниям в соответствии с законодательством.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

При соблюдении всех требований и принятии решения соответствующим органом о государственной регистрации субъекта хозяйствования сведения о данном юридическом лице вносятся в Единый государственный регистр, и выдается свидетельство о его регистрации.

После осуществления процедуры государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать свою деятельность путем проведения следующих действий:

- в 10-дневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения;

- зарегистрироваться в органах статистики с присвоением кодов видов деятельности;

- выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установленном порядке и размере уставный фонд;

- стать на учет в Фонд социальной защиты населения;

- осуществить найм квалифицированного персонала;

- заключить договоры аренды административных и производственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные договоры;

- осуществлять объявленную в учредительных документах деятельность в соответствии с установленными правилами (например, в течение 6 месяцев со дня регистрации должны быть получены необходимые лицензии и организовано производство);

- обеспечить движение денежных средств по счету в срок не позднее 3-х месяцев со дня открытия счета;

- разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу документов бухгалтерского учета и отчетности.

Кроме всего вышеперечисленного субъекты хозяйствования обязаны:

- своевременно уплачивать налоги и сборы;

- обеспечивать надлежащую организацию учета деятельности;

- обеспечить безубыточную деятельность;

- контролировать состояние чистых активов по отношению к уставному фонду и своевременно принимать решения об уменьшении либо увеличении уставного фонда;

- вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные документы при изменении состава участников, смене юридического адреса, изменении размера уставного фонда и др.

Процесс ликвидации предприятий может производиться по решению их учредителей (участников) либо органа, уполномоченного ими на это учредительными документами, хозяйственного суда и регистрирующего органа.

Ликвидация означает прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательством.

Процедура ликвидации начинается с принятия в установленном порядке учредителями (участниками) либо органом данной организации, уполномоченным на то учредительными документами, или регистрирующим органом, или хозяйственным судом решения о ликвидации данного предприятия.

Процесс реорганизации юридических лиц связан с объединением, разделением, выделением, присоединением и преобразованием. В результате одни субъекты хозяйствования прекращают свою деятельность, другие расширяют ее и создаются новые юридические лица.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: