Представляют собой хозяйственную организацию, созданную предприятием, объединениями и производственными кооперативами с партнерами зарубежных стран в целях эффективного развития научно-производственного потенциала. Такие предприятия способствуют привлечению в РБ передовой зарубежной технологии, управленческого опыта, дополнительных инвестиций, развитию экспорта. Совместное предприятие может быть образовано в форме АО, ООО и других незапрещенных законодательством.
Создается на основе договора между участниками, число которых не ограничивается, но не может быть менее двух. Участниками совместного предприятия могут быть как юридические лица, так и физические лица с обеих сторон. Однако, иностранному участнику необходимо внести в уставный фонд минимум 20000 долларов. Кроме того, каждый из участников совместного предприятия в течение одного года со дня регистрации должен внести 50% вкладов, указанных в учредительных документах (устав, учредительный договор). В случае нарушения данного договора его регистрация признается недействительной. Совместные предприятия имеют ряд льгот и гарантий. Иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевоз за границу, причитающихся им суммам в иностранной валюте. Для совместных предприятий, в которых доля иностранного инвестора в уставном фонде составляет более 30% и вся выручка образуется за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 3-х лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год. Если совместное предприятия производит особо важную для РБ продукции., то им уменьшается еще на срок до 3-х лет ставка налога на прибыль на 50%. Имущество, сырье и материалы, ввозимые иностранным участником для формирования уставного капитала,освобождаются от уплаты таможенной пошлины и не облагаются налогом на импорт.
|
Малые и совместные предприятия
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для малого и среднего бизнеса.
Развитие малого предпринимательства оказывает значительное влияние на:
- формирование конкурентной среды;
- внедрение новых технологий;
- освоение новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, расширяя, тем самым, ассортимент потребительских товаров;
- рост занятости населения;
- защиту окружающей среды;
- стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.
Малые предприятия могут принимать различные организационно-правовые формы: ООО, ОДО, ПТ, КТ и др.
Возникновение и существование малых предприятий возможно благодаря следующим условиям:
- региональная дифференциация рынка;
- необходимость специализированного ремесла;
- важность персонального обслуживания;
- удобство обслуживания;
- нерегулярность спроса;
- оперативность и гибкость структур и др.
Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он помогает строить связи крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.
|
Ученые разных стран предпринимали попытки установить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причиной тому были некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран. Они проявились по следующим направлениям:
- статистическая структуризация экономик разных стран;
- содержание экономического и социального законодательства;
- претензии на получение льгот со стороны государства;
- масштабы хозяйствования и емкость рынка и др.
Выявление качественных отличий малых предприятий от больших шло по пути создания каталогов отличительных функциональных признаков. Достижения западных ученых в этом направлении обобщил в своих исследованиях Г. Муглер. В своей работе он приводит наиболее полный каталог, составленный немецкими учеными Г. Пролем и П. Келлервесселем, который включает качественные признаки отличий малых предприятий от больших по отдельным сферам их деятельности.
Австрийский ученый Х. Плайтнер в качестве основных признаков малых предприятий предложил следующие:
1. Предприятие представлено личностью самого предпринимателя, который является руководителем, а часто и собственником.
2. Предприятие изготавливает продукцию по индивидуальным желаниям покупателей.
|
3. Контакты между руководством и сотрудниками тесны и неформальны.
4. Предприятие располагает сетью личных контактов с покупателями, поставщиками и имеет известность.
5. Организация производства незначительно формализована.
6. Предприятие может быстро реагировать на изменения окружающей среды.
В разных странах существуют различные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:
- средняя численность персонала (занятых работников);
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50.
Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, приводит следующую классификацию предприятий по численности:
- до 19 человек - «весьма малые»;
- до 99 человек – «малые»;
- от 100 до 499 человек – «средние»;
- свыше 500 человек – «крупные».
Одной из причин значительных колебаний конкретных границ структур, относимых к малым в разных странах, следует считать влияние удельного веса крупных формирований в экономике соответствующих государств. Там, где уровень монополизации высокий, верхняя граница малого бизнеса наблюдается выше и наоборот (таблица 1.2.4).
Таблица 1.2.4
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в развитых странах
Страны | Критерии |
Франция | Средняя численность занятых до 500 человек Оборот не ниже 200 млн. франков |
Швеция | Средняя численность до 200 человек |
Япония | Уставный капитал до 100 млн. иен Средняя численность до 300 человек |
США | Число занятых до 500 человек Активы не свыше 5 млн. долларов Прибыль не более 2 млн. долларов |
Как видно из таблицы наиболее общим показателем, на основе которого те или иные субъекты хозяйствования относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников). Не является исключением и Республика Беларусь.
Малое предпринимательство в Беларуси в соответствии с законодательством существует в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям в нашей стране относят предприятия со среднесписочной численность работников:
- в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;
- в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
- в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.
Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области статистики.
В случае превышения субъектом малого предпринимательства установленной среднесписочной численности работников он лишается льгот, предусмотренных законодательством, на весь квартал, в котором допущено указанное превышение.
Российским законодательством определены два критерия для отнесения к категории «малых предприятий»: численность занятых и удельный вес в учредительском капитале.
В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:
- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
- в остальных отраслях и других видах деятельности – 50 человек.
Этим же законом статус «малого» не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица или лиц превышает 25%. Другими словами «малыми предприятиями» считаются предприятия, не связанные в своем функционировании решениями других юридических лиц (или физических) в выборе стратегии и тактике действий.
Малые предприятия являются неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно малые предприятия создают основную массу национальных ресурсов, которые являются питательной средой для малого и среднего бизнеса.
Малые предприятия могут принимать различные организационно-правовые формы: ООО, ОДО, ПТ, КТ и др.
Существуют различные модели развития малых предприятий:
- консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
- медленное расширение деловой активности;
- быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
Развитие малых предприятий оказывает значительное влияние на:
- формирование конкурентной среды;
- внедрение новых технологий;
- освоение новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, расширяя, тем самым, ассортимент потребительских товаров;
- рост занятости населения;
- защиту окружающей среды;
- стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.
Основными целями создания малых предприятий являются:
- активизация структурной перестройки экономики;
- насыщение потребительского рынка товарами;
- преодоление отраслевого и регионального монополизма;
- расширение конкуренции;
- создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
- укрепление экономической базы местных органов власти;
- развитие сел, небольших городов;
- возрождение художественных промыслов и др.
Возникновение и существование малых предприятий возможно благодаря следующим условиям:
- региональная дифференциация рынка;
- необходимость специализированного ремесла;
- важность персонального обслуживания;
- удобство обслуживания;
- нерегулярность спроса;
- оперативность и гибкость структур и др.
Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:
- в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
- повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
- уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
- способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
- в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
- большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
- расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях и др.
Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он помогает строить связи крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.
Субъекты малого предпринимательства обладают рядом преимуществ перед крупными структурами, основными из них являются:
- независимость действий;
- гибкость и мобильность при принятии оперативных решений;
- быстрое адаптирование к особенностям местных условий;
- шансы на быстрый материальный успех;
- совмещение нескольких профессий и др.
В то же время можно выделить следующие существенные недостатки по сравнению с крупными предприятиями:
- более высокий уровень риска;
- отсутствие навыков управления и некомпетентность руководителей;
- высокая зависимость от макрофакторов;
- сложности при поиске партнеров, инвесторов и т.д.
Малые предприятия из-за недостатка собственных средств испытывают ряд характерных трудностей:
- сложность технического перевооружения и реконструкции;
- сложность в приобретении современного дорогостоящего оборудования;
- трудности с кадрами;
- слабая обеспечиваемость материально-сырьевыми ресурсами, кредитами и т. п.
Действие малых предприятий оказывает существенное влияние на экономику любой страны, Система государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь строится с учетом положений, разрабатываемых правительством в Программе государственной поддержки малого предпринимательства. Базовыми элементами данной системы выступает сформированная сеть инфраструктурной, информационной и финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Система государственной поддержки заключается в формировании и развитии инфраструктуры для предпринимательства, установлении щадящего налогового режима, оказании различных видов финансовых, управленческих, технических, информационных услуг и т.д.
Совместное предприятие является наиболее интенсивно развивающейся формой международного экономического сотрудничества, его отличает наличие как национального, так и иностранного капитала. Это самостоятельный в организационном, финансовом и правовом смыслах субъект хозяйствования, образованный в форме взносов капитала двумя или более независимых друг от друга партнеров, которые совместно владея им, пользуются результатами его деятельности. Учредителями совместных предприятий могут быть как юридические, так и физические лица.
Целями создания совместных предприятий можно назвать:
- привлечение инвестиций;
- использование высоких технологий, новейшей техники;
- совершенствование организационной структуры (менеджмент, маркетинг);
- интеграция в мировую экономику и т.д.
Совместные предприятия, принимая различные правовые формы, могут быть образованы или путем его учреждения, или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций, вклада) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций. При этом обязательным условием для образования и государственной регистрации является внесение иностранным участников в качестве вклада в уставный фонд средств в размере не менее 20000 долларов США в эквиваленте Государственную регистрацию совместных предприятий осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
В процессе своей деятельности данные субъекты хозяйствования пользуются всеми льготами, установленными законодательством для юридических лиц, кроме того, в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, производственные предприятия с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30%:
- освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 3 лет с момента объявления ими прибыли;
- вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работу, услуги) собственного производства.
Величина уставного фонда, права и управление совместным предприятием регулируются в соответствии с законодательством в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.
Создание предприятия основывается на определенных законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:
- возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
- изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
- изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
- подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);
- подбор соучредителей предприятия (организации);
- определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;
- разработка учредительных документов и бизнес-плана;
- проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
- осуществление государственной регистрации предприятия, открытие необходимых счетов в банках;
- изготовление печатей, штампов;
- постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в территориальном органе Пенсионного фонда и др.
Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами, к ним относятся: Гражданский Кодекс Республики Беларусь, Закон о предприятиях, Закон об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью и др. В соответствии с законодательством Республики Беларусь возможны три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный (табл. 1.2.5):
Таблица 1.2.5
Три порядка образования юридических лиц
Вид порядка | Содержание порядка |
Распорядительный | Юридическое лицо создается по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа. Например, приказом министерства создается предприятие, постановлением Правительства – концерн и т.д. |
Разрешительный | Юридическое лицо создается по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа. Например, дочерние предприятия и т.д. |
Явочно-нормативный | Специального разрешения на создание юридического лица не требуется, т.к. его создание разрешено законом. Граждане и (или) юридические лица образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка. Например, хозяйственные общества и товарищества, общественные объединения и т.д. |
Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. В соответствии с законодательством Республики Беларусь установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы собственности: устав и учредительный договор.
В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться:
- наименование юридического лица;
- местонахождение;
- цели и предмет деятельности;
- порядок управления деятельностью;
- условия о размере и составе уставного фонда;
- порядок образования имущества;
- условия и порядок распределения прибыли и убытков;
- порядок реорганизации и ликвидации и др.
Уставные документы оформляются в нескольких экземплярах, сшиваются, подписываются учредителями и нотариально заверяются.
Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах свое наименование, т.к. фирменное наименование является одним из способов индивидуализации предприятия.
Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации запрещается и признается незаконной. Доходы, полученные от деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, и штраф в размере полученного дохода взыскиваются в доход соответствующего бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых их учредителями.
К государственным органам, осуществляющим регистрацию, в зависимости от вида деятельности коммерческих и некоммерческих организаций относятся: Национальный банк, Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов, администрации свободных экономических зон, Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, областные исполкомы и Минский городской исполком, городские исполкомы областных центров Республики Беларусь.
Регистрирующие органы, в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации и перерегистрации, ее техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.
Сущность государственной регистрации состоит в том, что соответствующий государственный орган проверяет, соответствует ли порядок создания юридического лица, а также само созданное юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона. Механизм регистрации юридических лиц регулируется специальным законодательством.
Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган следующие основные документы:
- заявление, оформленное в установленном порядке;
- копия решения о создании юридического лица;
- учредительные документы;
- документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации;
- документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций – физических лицах;
- справку налогового органа по месту жительства физического лица – собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой (некоммерческой) организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;
- гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту нахождения;
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию и др.
За государственную регистрацию вводится дифференцированная система взимания платы, которая в случае отказа возвращается лицу, внесшему ее в размере 50% внесенной суммы. Срок государственной регистрации субъектов хозяйствования – один месяц со дня подачи всех необходимых документов.
До принятия решения о регистрации регистрирующий орган проверяет достоверность представленных данных и имеет право в необходимых случаях запрашивать в государственных органах дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых предприятий, для чего срок государственной регистрации может быть продлен до двух месяцев с уведомлением об этом собственника имущества предприятия.
Однако подача документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что субъект хозяйствования будет зарегистрирован. Существуют законодательно установленные основания для отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования, к ним могут относиться:
- при расположении юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица и др.);
- при нарушении установленного порядка создания;
- при несоответствии учредительных документов требованиям законодательства;
- при непредставлении полного перечня документов, предусмотренных законодательством, а также по другим основаниям в соответствии с законодательством.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
При соблюдении всех требований и принятии решения соответствующим органом о государственной регистрации субъекта хозяйствования сведения о данном юридическом лице вносятся в Единый государственный регистр, и выдается свидетельство о его регистрации.
После осуществления процедуры государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать свою деятельность путем проведения следующих действий:
- в 10-дневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения;
- зарегистрироваться в органах статистики с присвоением кодов видов деятельности;
- выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установленном порядке и размере уставный фонд;
- стать на учет в Фонд социальной защиты населения;
- осуществить найм квалифицированного персонала;
- заключить договоры аренды административных и производственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные договоры;
- осуществлять объявленную в учредительных документах деятельность в соответствии с установленными правилами (например, в течение 6 месяцев со дня регистрации должны быть получены необходимые лицензии и организовано производство);
- обеспечить движение денежных средств по счету в срок не позднее 3-х месяцев со дня открытия счета;
- разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу документов бухгалтерского учета и отчетности.
Кроме всего вышеперечисленного субъекты хозяйствования обязаны:
- своевременно уплачивать налоги и сборы;
- обеспечивать надлежащую организацию учета деятельности;
- обеспечить безубыточную деятельность;
- контролировать состояние чистых активов по отношению к уставному фонду и своевременно принимать решения об уменьшении либо увеличении уставного фонда;
- вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные документы при изменении состава участников, смене юридического адреса, изменении размера уставного фонда и др.
Процесс ликвидации предприятий может производиться по решению их учредителей (участников) либо органа, уполномоченного ими на это учредительными документами, хозяйственного суда и регистрирующего органа.
Ликвидация означает прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательством.
Процедура ликвидации начинается с принятия в установленном порядке учредителями (участниками) либо органом данной организации, уполномоченным на то учредительными документами, или регистрирующим органом, или хозяйственным судом решения о ликвидации данного предприятия.
Процесс реорганизации юридических лиц связан с объединением, разделением, выделением, присоединением и преобразованием. В результате одни субъекты хозяйствования прекращают свою деятельность, другие расширяют ее и создаются новые юридические лица.