Становление и развитие культурно-просветительной работы с осужденными в местах лишения свободы (1917—1928гг.)




Содержание

 

Введение 3

1 История развития воспитательной работы с осужденными в местах

лишения свободы России 5

1.1 Становление и развитие культурно-просветительной

работы с осужденными в местах лишения свободы (1917—1928гг.) 5

1.2 Особенности воспитательной работы с осужденными в годы

первых пятилеток и предвоенные годы (1929—1940 гг.) 8

1.3 Культурно-воспитательная работа с осужденными в период

Великой Отечественной войны и в послевоенные годы (1941—1953 гг.) 11

1.4 Политико-воспитательная работа с осужденными в

условиях реформирования системы мест лишения свободы 13

2 Образовательное воздействие на осужденных к лишению свободы 16

2.1 Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы 16

2.2 Общее образование осужденных к лишению свободы 20

2.3 Профессиональное образование и профессиональная подготовка

осужденных к лишению свободы 23

Заключение 26

Список использованных источников 28

Введение

 

Актуальность темы исследования. Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных.

Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности. В представленной работе предпринята попытка исследования проблем реализации этого весьма важного в условиях рыночных отношений социально-экономического права осужденных к лишению свободы. Образование является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности.

Одним из важнейших направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации.

Учитывая сказанное, актуальность рассматриваемой темы состоит в рассмотрении проблем правового регулирования и организации получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и применения новых образовательных технологий.

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности организации получения общего и профессионального образования осужденными к лишению свободы.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить исторический аспект развития норм, закрепляющих возможность получения образования осужденными к лишению свободы, на разных этапах формирования уголовно-исполнительной системы;

- изучить особенности организации процесса получения осужденными общего и профессионального образования.

Теоретико-методологической основой написания данной курсовой работы послужили работы А.И. Зубкова, А.С. Михлина, С.В. Познышева, В.И.Селиверстова, И.Л. Трунова и др.

Методологическую основу курсовой работы составили базовые положения диалектического метода познания. При решении поставленных задач использовались различные методы исследования: сравнительно-правовой, статистический и другие методы, успешно апробированные специалистами в области уголовно-исполнительного права.

В ходе исследования использовались положения международных правовых актов, Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также статистические данные о состоянии преступности в РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

История развития воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы России

Становление и развитие культурно-просветительной работы с осужденными в местах лишения свободы (1917—1928гг.)

 

Всякая деятельность, в том числе и воспитательная, начинается с выяснения целей и оценки условий, в которой она должна развертываться. С самого начала в советских исправительно-трудовых учреждениях создавались условия, способствующие наиболее успешной подготовке осужденных к жизни на свободе. Несмотря на сложную обстановку в стране в связи с военной интервенцией и гражданской войной находившиеся в ИТУ заключенные получили возможность пользоваться книгами и газетами, своими силами ставить спектакли и концерты. В приказе Центрального карательного отдела НКЮ РСФСР указывалось на необходимость организации в местах заключения «хорового пения, музыки, декламации, чтения вслух одним для всей группы». Разъяснялось также, что для оказания помощи в этом деле следует обращаться в культурно-просветительные секции профессиональных союзов. Администрация предпринимала меры по ликвидации среди заключенных неграмотности: для этого специально приглашались учителя.

В докладах и лекциях заключенным разъяснялись цели революции, политика государства во всех областях хозяйственной деятельности, декреты Советской власти, внутреннее положение и внешнеполитическая обстановка. Подобные формы воспитательной работы носили эпизодический характер, так как основная задача мест лишения свободы того периода сводилась в основном к изоляции преступников.

С переходом к мирному строительству и в связи с изменением характера преступности в стране перед ИТУ встала задача перевоспитания правонарушителей. В воспитательной работе с заключенными важное место отводилось культурно-просветительной работе. Однако отсутствие ясного представления о значении этой работы не могло не сказаться на ее качестве. В докладе по учебно-воспитательной части на I Всероссийском съезде заведующих губернскими карательными отделами этому участку деятельности администрации мест заключения была дана объективная оценка: культурно-просветительная работа организована слабо, сводится в основном к митингам и эпизодическим лекциям, которые при их несистематичности и нерегулярности, естественно, малоэффективны.

На основании накопленного опыта в области воспитания заключенных Народный комиссариат юстиции 29 июня 1922 г. издал специальный циркуляр. В нем администрации мест заключения разъяснялось значение воспитательной работы, указывалось, что воспитатели не имеют определенных обязанностей, не получают никаких инструкций и не обладают необходимой квалификацией.

Администрация мест заключения стала активно использовать различные формы воспитательного воздействия, применявшиеся в работе с массами по месту жительства, на производстве, в учебных заведениях, в Красной Армии. Этими формами она стремилась охватить как можно больше заключенных, но особое внимание уделялось выходцам из рабочих и крестьян.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1924 г.) конкретизировал задачи в области воспитательной работы с заключенными. С учетом этого в короткий срок была подготовлена и издана специальная инструкция по организации деятельности учебно-воспитательных частей, которая способствовала внедрению плановых начал в воспитательной работе. Началось изучение личности заключенного в целях оказания индивидуального воспитательного воздействия.

Впервые в практике московских исправительно-трудовых учреждений на 1925 г. разрабатывается и реализуется тематический план лекций и докладов как часть минимальной программы, связанной с освещением исторических событий и рабочего движения. План включал 16 мероприятий с указанием точных дат их проведения.

Центральное место в системе внешкольных занятий было отведено кружкам по изучению марксизма-ленинизма. Они работали два раза в неделю по два часа. В качестве новых, ранее неизвестных в местах заключения форм идеологического воздействия стали регулярно, 1—2 раза в месяц, выпускаться устные журналы и газеты. Их основная цель — отражать текущие политические, общественно-экономические явления в стране и жизнь самих мест лишения свободы.

В начале 1925 г. ГУМЗ НКВД разработал четыре важных документа по изучению личности заключенного: 1) опросный лист (заполнялся при поступлении заключенного и содержал 18 позиций); 2) личная карточка в карантине; 3) индивидуальный листок первичного обследования (53 позиции), предусматривавший формулирование вывода о желательных мерах исправительно-трудового воздействия — школьного обучения, общественно-политического воспитания, профессионального обучения; 4) индивидуальный листок повторного обследования через три месяца (26 позиций), позволявший сделать вывод об изменении в поведении личности или отсутствии такового[1].

В мае 1925 г. при ГУМЗ проходило широкое обсуждение программ по перестройке культурно-просветительной работы на летний период в московских местах заключения и утверждение планов каждого из них. Это обсуждение принесло большую пользу. Было принято решение сократить количество читаемых лекций (за счет внеплановых), обратив внимание на их качество. Перед всеми местами заключения ставилась задача по оборудованию спортивных площадок, организации физкультурных занятий и обучению военному строю.

Из представленных в ГУМЗ НКВД планов просматриваются уже определенная система в работе учебно-воспитательных частей и комплекс обязательных мероприятий: занятия с неграмотными и малограмотными три раза в неделю по два часа; организация лекций с «теневыми картинками»; проведение литературным кружком двух спектаклей в месяц; ежедневная работа в течение трех часов читальни при библиотеке и т.д. Предусматривались также «литературные суды» и спортивные праздники.

В марте 1926 г. ГУМЗ добивается направления Наркомпросом краевым, губернским и областным отделам народного образования циркуляра «О содействии культурно-просветительной части ГУМЗ НКВД РСФСР по расширению и углублению культурно-просветительной работы». Эта работа осуществлялась путем включения в план деятельности Чрезвычайной комиссии по борьбе с неграмотностью всех школ мест заключения, командировании работников комиссии в пункты ликвидации неграмотности, снабжения методической литературой. Большое значение имело и введение во всех вновь принятых на бюджет по смете НКВД РСФСР мест заключения должностей учителей. Благодаря этим мерам число школ и школьных работников в местах заключения в 1926 г. значительно увеличилось. Если в 1924—1925 гг. школ было 122, а число штатных школьных работников составляло 251, то в 1925—1926 гг. соответственно 204 и 348.

Камерные культурники избирались заключенными соответствующих камер из расчета один на 15 осужденных, причем камеры меньшей вместимости при выборах объединялись, а камеры свыше 15 человек имели право выбора двух и более культурников. Коридорные культурники избирались заключенными всех камер каждого этажа по одному на коридор (этаж). Срок полномочий устанавливался в три месяца. Они имели право совещательного голоса на заседании культурно-просветительной комиссии. Учебно-воспитательным частям вменялось в обязанность не менее двух раз в месяц проводить с ними совещания по обмену опытом работы.

Однако уже в первый год применения Инструкции с мест стали поступать сообщения о встречающихся трудностях и предложения о внесении уточнений. Таким образом, опыт повсеместного введения института камерных и коридорных культурников оказался не совсем удачным и в дальнейшем не получил развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: