Особенности воспитательной работы с осужденными в годы первых пятилеток и предвоенные годы (1929—1940 гг.)




 

Проведенная в конце 20-х годов реорганизация системы мест лишения свободы юридически закрепила две их самостоятельные системы: исправительно-трудовые лагеря и места заключения НКЮ союзных республик. Их развитие до октября 1934 г. шло параллельно[2].

Основная цель воспитательной работы состояла в том, чтобы привить лишенным свободы новое, социалистическое отношение к труду и обществу. На это нацеливалось широкое развертывание массово-политической работы, социалистическое соревнование и ударничество, общеобразовательная подготовка, деятельность клубов, красных уголков, библиотек, стенная и многотиражная печать и т. д.

Вывод основной массы осужденных на бескамерное содержание, решение проблемы трудовой занятости осужденных в местах лишения свободы создавали необходимые предпосылки для применения новых и обновления сложившихся ранее мер воспитательного воздействия.

С начала 30-х годов в ИТУ системы НКЮ политико-воспитательные аппараты сосредоточили свое внимание на организации социалистического соревнования и ударничества, культурно-массовой работе, общем и профессионально-техническом образовании.

Социалистическое соревнование и ударничество. Руководство ГУИТУ НКЮ РСФСР высоко оценило огромные возможности социалистического соревнования и ударничества для перевоспитания осужденных. К началу 1933 г. по отдельным краям и областям ударничеством удалось охватить от 30 до 75% всех работающих осужденных, а к 1 июля 1934 г. в соревновании участвовало уже до 90%, причем 70% из них были ударниками.

Наряду с индивидуальным получает развитие соревнование между бригадами и звеньями. В каждой бригаде, звене создавались производственные тройки, которые оценивали результаты трудовой деятельности осужденных, имевшие решающее значение при выдаче специальных удостоверений ударников. Широкое развитие получили штабы ударных бригад. В них входили лучшие ударники. Работали штабы под руководством политико-воспитательного аппарата.

В целях активизации соревнования широко использовались материальные и моральные стимулы. Практиковалось премирование вещами, деньгами, отпусками в город и к месту постоянного жительства, досрочное освобождение, занесение на Красную доску и др. Например, за первое полугодие 1934 г. число премированных составило около 10% всех осужденных.

Культурно-воспитательная работа. В некоторых ИТК она достигла широкого размаха, однако оказывала недостаточное влияние на результаты производственно-хозяйственной, а в конечном счете и всей воспитательной деятельности. Использовались клубы, красные уголки, театр, кино, радио, и все же этого было недостаточно. Требовалось «дойти» до каждого осужденного, оказывать на него целенаправленное и систематическое воздействие. В связи с этим администрация отдельных ИТУ, например, Ленинградской области центр тяжести в воспитательной работе стала переносить в камеры, бараки, прогулочные дворы, в мастерские и цеха фабрично-заводских предприятий. В результате процесс воздействия на заключенных становился более целенаправленным. В то же время перестройка способствовала появлению института культорганизаторов, которые в последующем частично стали выполнять функции воспитателей. Они подбирались из числа грамотных и активных осужденных. Основными формами их работы были проведение бесед на различные темы, организация коллективного чтения и обсуждение прочитанных книг и газетных статей.

Институт культвоспиторганизаторов действовал непродолжительное время. Это не позволило обобщить накопленный опыт их работы. В апреле 1940 г. в связи с сокращением управленческого аппарата и мерами по замене заключенных в аппаратах лагерей и колоний вольнонаемными сотрудниками должности культвоспиторганизаторов были упразднены[3].

Взамен в ИТЛ и колониях вводились должности старшего инспектора и инспектора по культурно-воспитательной работе соответственно на 1000 и 500 заключенных. При такой нагрузке они не могли выполнять многие функции культвоспиторганизатора. Это привело к ослаблению культурно-воспитательной работы с заключенными.

Накануне войны усиливается партийное руководство культурно-воспитательными аппаратами. В соответствии с приказом НКВД СССР в 1940 г. культурно-воспитательные отделы лагерей преобразовывались в отделения и переходили в подчинение политотделам. Для непосредственного руководства ими в штаты политотделов вводилась должность заместителя начальника политотдела по культурно-воспитательной работе с заключенными. Что касается культурно-воспитательных аппаратов в лагерных подразделениях (участках, лагпунктах), то они остались без изменения. Эти аппараты подчинялись непосредственно отделениям культурно-воспитательной работы политотделов. Структура культурно-воспитательных отделов в лагерях, где политотделы не создавались, а также в ИТК остались без изменений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: