Общая характеристика работы. Одной из важнейших сторон математического развития дошкольников является развитие




Актуальность темы. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны данной ступени образования. В частности, это коснулось развития ребенка-дошкольника, в том числе и математического.

Одной из важнейших сторон математического развития дошкольников является развитие временных представлений. Обладая развитым чувством времени, дети способны управлять собой и любой ситуацией, в которой они оказываются, и их организованность и собранность значительно повышаются, предпринимаемые действия отличаются последовательностью и обдуманностью, а это необходимо любому современному человеку.

Проблемой формирования у дошкольников представлений о времени занимались психологи (Л. С. Выготский (1920), А. Н. Леонтьева (1950), П.Г. Гальперин (1980-1990), Л. А. Венгер (1990), С. Л. Рубинштейн и др.) и педагоги (Е. И. Тихеева (1920-1930), Ф. С. Блехер (1930-1940), А. Н. Леушина (1950-1956), З. А. Михайлова (1980-1990), Б. Никитин, А. А. Смоленцева (1980-1990), Т. В. Тарунтаева (1980-1990) и др.), которые утверждают, что ориентировка во времени жизненно необходима ребенку.

Интересны, разработанные М. И.Васильевой, теоретические положения, методические рекомендации по развитию временных ориентировок у детей (конец 50-х годов - начало 60-х). В работе М. И.Васильева исследовала роль времени в регуляции поведения и деятельности ребенка. Т. А. Мусейибова (1980г.) рассматривала проблему недостаточного осознания детьми различных единиц измерения времени. Из работ, опубликованных в 90-х годах, интерес представляют исследования Т. Д. Рихтерман, Е. В. Сербиной, Т. И. Ерофеевой, Л. И. Павловой, В. Н. Новиковой, в которых раскрываются основные особенности восприятия детьми времени, предлагаются интересные приемы работы.

Вместе с тем формирование представлений о времени у дошкольников и сегодня является сложной проблемой. Эта сложность обусловлена тем, что время как абстрактная категория, обладает рядом специфических особенностей: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм. У старших дошкольников ведущим видом мышления является наглядно-образное и только начинают складываться зачатки логического. Эта психологическая особенность дошкольников усложняет процесс развития представлений о времени.

Введение в 2009 году Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает новый подход к планированию и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игровой деятельности отводится особая роль, так как игра – это ведущий вид деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается. Однако, вопрос о том, как эффективно осуществлять математическое развитие дошкольников (в частности, как формировать временные представления) через игровую деятельность в свете новых требований является в настоящее время недостаточно изученным.

В таком случае целесообразно выделить противоречие: между несоответствием общепринятых подходов к дидактической игре в ознакомлении дошкольников со временем и современными требованиями к использованию дидактической игры в интегрированном воспитательно-образовательном процессе в детском саду.

Из выше изложенного противоречия вытекает проблема переосмысления традиционных подходов к использованию дидактических игр в развитии представлений о времени у дошкольников.

Все вышеизложенное определяет выбор темы исследования: «Дидактические игры в развитии представлений о времени у дошкольников».

Объект исследования: процесс формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности дидактических игр в формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста, разработать педагогический проект по использованию дидактических игр в формировании представлений о времени.

Ограничение: исследование проводилось с детьми подготовительной к школе группы.

Гипотеза исследования: предполагается, чтодидактическая игра будет выступать эффективным средством формирования временных представлений у детей подготовительной к школе группы во всех режимных моментах если:

— позволит регулировать динамику процессов возбуждения и торможения у дошкольников для более точной оценки ими временных интервалов;

— будет способствовать пониманию дошкольниками причинно-следственных связей между явлениями природы;

— поможет распознаванию и ощущению детьми временных отрезков и отношений, через воспроизведение в дидактических играх постоянства повторяющихся явлений жизни и деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определились следующие задачи:

1. Выявить и охарактеризовать особенности формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

2. Изучить потенциал дидактических игр в развитии дошкольников.

3. Выявить и обосновать возможности дидактических игр как средства формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

4. Изучить уровень сформированности временных представлений у детей подготовительной к школе группы.

5. Разработать педагогический проект по использованию дидактических игр в формировании представлений о времени у детей подготовительной к школе группы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач, проверки гипотетических положений использовались различные методы научного познания:

¾ теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, синтез научного опыта, абстрагирование, обобщение;

¾ эмпирические: опрос, тестирование.

Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект по использованию дидактических игр в формировании представлений о времени в процессе математического развития у детей подготовительной к школе группы может быть использован в практической педагогической деятельности воспитателей, методистов, заведующих детскими образовательными учреждениями.

База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного учреждения № 26 города Красноуральск в подготовительной к школе группе. Для определения уровня сформированности представлений о времени было обследовано15 дошкольников.

Практическая значимость: разработанный в ходе исследования педагогический проект повысит эффективность формирования представлений о времени в процессе использования дидактических игр и может быть использован в интегрированном воспитательно-образовательном процессе в детском саду воспитателями и методистами детского сада.

Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (50 источников) и приложения. Объем работы составляет 81 страницу.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы исследования; выделены проблема исследования; сформулированы цель, задачи и гипотеза; определены объект и предмет исследования; описаны теоретические и методологические основы и методы исследования; показана практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы развития представлений о времени через дидактические игры у детей дошкольного возраста » рассмотрены теоретические исследования по теме работы.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было выявлено, что формирование представлений о времени вызывает у дошкольников особые затруднения, так как восприятие времени детьми имеет ряд специфических особенностей.

На восприятие времени оказывает влияние то, что время является абстрактным понятием, а для детей данного возраста характерно наглядно-образное мышление. Именно поэтому при восприятии времени дети нуждаются в опоре на наглядность, в преподнесении материала в занимательной форме. Таким средством являются дидактические игры, в которых обязательно есть наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

В нашем исследовании дидактическая игра рассматривается как игровая деятельность, которая дает возможность формировать у детей подготовительной к школе группы временные представления. Поскольку в дидактических играх задачи умственного воспитания сочетаются с деятельностью, наиболее естественной и подходящей для детей, они являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Применение дидактических игр в педагогическом процессе детского сада позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену деятельностей, предупредить утомляемость. В связи с этим игра введена в ежедневно повторяющийся распорядок детской жизни. Для игры отводится время до завтрака и после него, на прогулках (дневной и вечерней), вечером до ухода детей домой. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила, результат игры.

Во второй главе «Проектирование деятельности воспитателя по развитию временных представлений у дошкольников в процессе математического развития» описана первичная диагностика уровня сформированности представлений о времени детей и представлен анализ результатов данного исследования. Диагностика проводилась в подготовительной группе детского сада №26 города Красноуральск. Результаты диагностики показали, что у детей складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Некоторые дети затрудняются в последовательности дней недели, месяцев года. Пользуются и ориентируются по часам с помощью воспитателя.

Они мало используют в своей речи слова: сегодня, завтра, вчера; не знают всех названий дней недель, месяцев и не умеют пользоваться моделями времени.

Работу по развитию представлений о времени в процессе использования дидактических игр следует продолжать. Для этого нами был разработан педагогический проект по использованию дидактических игр в формировании представлений о времени.

Кроме этого, была проведена контрольная диагностика, ее анализ и интерпретация результатов исследования. Результаты, полученные при вторичном обследовании, показали, что после проведенных дидактических игр высокий уровень значительно повысился.

В заключении выпускной квалификационной работы представлены основные выводы по проблеме исследования и подтверждение выдвинутой гипотезы.

Выявленные нами возможности дидактических игр: влияние на динамику процессов возбуждения и торможения у дошкольников для более точной оценки ими временных интервалов, осознание дошкольниками причинно-следственных связей между явлениями природы, распознавание и ощущение детьми временных отрезков и отношений, через воспроизведение в дидактических играх постоянства повторяющихся явлений жизни и деятельности, играют существенную роль в формировании представлений о времени

Следует заметить, что возможно существуют и другие возможности дидактических игр, при которых развитие временных представлений будет эффективнее. Работу над поиском возможностей дидактических игр в развитии представлений о времени следует продолжать.

 

Основные положения ВКР отражены в следующих публикациях автора:

1. Иванова А.В. Дидактические игры в развитии представлений о времени у дошкольников // Дошк. воспитание. ¾ 2018. ¾ № 5 ¾ C. 100–103.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: