Добрый день, уважаемые коллеги!
У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и говорить, уши – чтобы слышать, а нос – чтобы дышать. И лишь улыбку мы используем для того, чтобы сделать приятно окружающим. Надеюсь, мой мастер-класс подарит вам светлые улыбки и хорошее настроение.
Тема моего мастер-класса «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»
На нашем жизненном пути мы постоянно сталкиваемся с какими-то вопросами, стараемся найти наиболее правильное решение. Как научить ребенка правильно решать поставленные перед ним вопросы?
Мы с вами прекрасно знаем, что фантазия детей безгранична, направлять ее в нужное русло мне помогает ТРИЗ – технология. Ведь чтобы воспитать талантливого ребенка, необходимо с детства развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.
- Что такое технология ТРИЗ?
Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.
- Какая цель ТРИЗ?
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»» «Творчество во всём!»
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Самое главное — дать ребенку возможность самому найти ответы на поставленные вопросы. Рассмотреть хорошее в плохом и плохое в хорошем. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам познакомится с играми ТРИЗ-технологии.
|
Мне нужно 5 помощников
Для сплочения коллектива мы поиграем в групповую игру.
1. Игра «Глухой телефон»
Цель игры: развивать навык творческого конструирования, творческое воображение
Уважаемые педагоги, перед Вами лежат карточки. М.М. вытяните любую карточку, но никому не показываете и не говорите, что там. Задача М.М передать информацию следующему участнику любым с помощью
ü Конструирование объекта палочками (спичками);
ü Ассоциации (что напоминает данный объект, на что он похож);
ü Эмпатия (вжиться в образ и показать его телом / руками / жестами);
ü Рассказать где этот объект можно встретить и из чего он состоит;
ü Рассказать, что этот объект умеет делать
Когда все участники игры попробуют передать друг другу информацию, мы сравним, совпал ли изначальный образ с результатом.
2. Игра «Повторялка»
Цель игры: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мир.
Уважаемые педагоги, выберете себе любую картинку. На картинках изображены разные объекты, а каждый может выполнять какое-то действие. Я – лягушка, я умею прыгать. Предлагаю вам «примерить» это действие на себя. Найдите условия, в которых ваши объекты могут прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки.
Я – мяч, я тоже прыгаю, когда меня ударяют о пол.
Я – ребенок, я тоже прыгаю, когда передо мной лужа
|
Я – лиса, я тоже прыгаю, когда мышкую
4. Игра "Маша - Растеряша"
Цель игры: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам?
Я буду в роли Маши (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит):
Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду кушать суп? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы
решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все
остальное и т. д. 2 вариант. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот
становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников.
8. Игра «Волшебные картинки »
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Уважаемые коллеги! Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках.
Дорогие коллеги, спасибо за участие в мое мастер-классе, вижу, что вы все улыбаетесь, значит, поставленная мною цель достигнута.
|
Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ для детей, как гимнастика для интеллекта и воображения.
Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.
Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей.
Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Спасибо за внимание!