САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ

Интеграция российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего образования и реализация положений Бо-лонской декларации предъявляют все более высокие требования к качеству образования. Согласно декларации и Пражскому коммю-нике, качество результата характеризуется тремя гранями: акаде-мическим качеством (профессиональный, общекультурный и лич-ностно-развивающий компоненты), конкурентноспособностью вы-пускника на рынках труда, мобильностью (вертикальной, горизон-тальной, пространственной, временной и программной).

Качество образования есть сбалансированная совокупность характеристик и параметров, находящихся в движении, изменении, стратегически и принципиально направленных в будущее, и таким образом, что на смену одной концепции качества приходит другая (обновленная) с адекватной сменой его показателей. То есть сама культура качества, являющаяся сегодня одним из краеугольных камней деятельности любого уважающего себя и общество вуза (или любого провайдера образовательных услуг), не остается ста-тичной, но в ней пребывают некоторые ннварианты, сообщающие высшему образованию как многовековому социальному институту все то, что делает его высшим образованием с вытекающей отсюда миссией.

В Концепции модернизации российского образования ска-зано «основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и про-филя, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, от-ветственного, свободно владеющего своей профессией и ориенти-рованного в смежных областях деятельности, способного к эффек-тивной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение личности в полу-чении соответствующего образования».

Модель ключевых компетенций современного специалиста, соответствующего обозначенной цели профессионального образо-вания, имеет следующую структуру: системное мышление, видение развития процессов; аналитические способности; инновационность; гибкость, ориентация на системное развитие, организаторские спо-собности, умение управлять временем, работа в команде, коммуни-кативные деловые умения, умение вести переговоры, ориентация на клиента.

Достижение заданной цели возможно при условии, что студенты становятся полноправными партнерами в управлении процессом получения качественного высшего образования, через технологическое обеспечение качества самостоятельной работы студентов (СРС), как на вертикальном, так и на горизонтальном уровне.

При анализе процессов реформирования высшей школы отчетливо проявляются следующие тенденции: современные со-циокультурные условия диктуют самоценность идеи обучения в течение всей жизни, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний; в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса, в связи с сокращением аудиторной нагрузки и возрастанием доли самостоятельной рабо-ты; центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образова-нии.

Увеличение доли самостоятельной работы студентов тре-бует соответствующей модернизации учебно-воспитательного процесса, совершенствования учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого само-стоятельного освоения учебного материала. В связи с этим встают вопросы организации самостоятельной работы студентов, контроля не только их знаний, но и собственно контроля качества самостоя-тельной работы.

Самостоятельная работа студентов выступает как важней-шее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней про-является мотивация студента, его целеустремленность, индивиду-альные стили учебной деятельности, а так же самоорганизован-ность, самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание и другиеличностные качества. Самостоятельная работа обучающегося мо-жет служить основой перестройки его позиций в учебно-воспитательном процессе, основой формирования профессиональ-но- значимых качеств. При этом понятие самостоятельной работы в современной методике преподавания в вузе обязательно соотно-сится с организующей ролью преподавателя. Поэтому задача пре-подавателя заключается не только в том, чтобы дать студентам не-обходимый объем знаний, но и в том, чтобы привить умения и на-выки в выборе из огромной массы научной информации того цен-ного, что требуется им для будущей специальности, формировать у них постоянную потребность к самообразованию, т.е. стремле-ние приобретать знания самостоятельно.

Анализ современных научно-теоретических подходов к ор-ганизации самостоятельной работы и ее качеству показывает, что она рассматривается как высшая форма учебной деятельности, на-правленная на эффективное усвоение объективизированного опыта человечества, на развитие и самосовершенствование познаватель-ной сферы будущего специалиста. Современные исследования по-казывают, что учебная деятельность студентов имеет полифактор-ную обусловленность. Конечные результаты учебной деятельности определяются динамикой взаимоотношений в структуре объектив-ных факторов в процессе обучения. Высшие учебные достижения оказываются возможными только при высоких уровнях сформиро-ванности структуры собственной деятельности студентов и их мо-тивации.

Если говорить о технологической стороне, то организа-ция СРС включает в себя следующие составляющие: технологию отбора целей самостоятельной работы, технологию отбора содер-жания СРС, технологию конструирования заданий, технологию контроля качества самостоятельной работы.

Повышение качества самостоятельной работы студентов требует создания необходимых организационных и дидактических условий. Существенное значение при этом имеет проведение рабо-ты на основе комплексной целевой программы, объединяющей все звенья образовательного процесса.

Важнейшим фактором повышения уровня и качества само-стоятельной работы является использование современных дидак-тических средств, включающих образовательное Интернет-пространство и другие информационные компьютерные техноло-гии, применение контрольно-обучающих программ и тестового контроля.

Эффективность и качество самостоятельной работы в ре-шающей мере зависит от индивидуальных особенностей студентов и прежде всего индивидуальных познавательных стилей и индиви-дуальных стратегий познания, а также от организационных форм и средств, адекватных поставленным целям и личностным запросам обучающихся.

Преследуя цель повышения качества подготовки специа-листов, следует наряду с сообщением определенных программных сведений, более активно осуществлять управление процессом по-лучения и усвоения знаний студентами, особенно при их самостоя-тельной работе.

Под управлением самостоятельной работой понимается ис-пользование системы внешних и внутренних воздействий органи-зующего, регулирующего, стимулирующего и самоорганизующего характера, формирующих и поддерживающих на необходимом уровне физическую и психическую (особенно интеллектуальную и эмоциональную) готовность обучающегося к достижению заданно-го результата возможно кратчайшим путем и способствующих его продвижению к самосовершенствованию.

В целях эффективного управления самостоятельной рабо-той студентов и повышения ее качества необходимо:

- определение уровня готовности студента к эффективной самостоятельной работе, оптимизация процесса социальной, пси-хологической и профессиональной адаптации студентов к услови-ям образовательного учреждения;

- разработка нормативной документации, определяющей организацию самостоятельной работы в конкретном вузе;

- подготовка и тщательный отбор специальной учебно-методической литературы, методических материалов, предназна-ченных именно для организации самостоятельной работы студен-тов по отдельным учебным дисциплинам, создание обучающих программ, электронных презентаций, обзорных видеолекций для внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

- вовлечение студентов в проводимую кафедрами научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую работу;

- проведение постоянного мониторинга качества само-стоятельной работы студентов. «В последние годы стал разрабатываться новый подход к пониманию и реализации результата образования – человеческий капитал. Это характеризует дальнейшее развитие компетентност-ного подхода. В формировании человеческого капитала решающее значение имеет образование. Поэтому человеческий капитал и сле-дует рассматривать как результат образования. Действительно, именно в процессе образования человек обогащается знаниями, овладевает знаниями и умениями, осваивает приемы самообразова-ния, психологически настраивается на определенные виды профес-сиональной деятельности и роли профессионального поведения, развивает творческие способности».

Но мало сказать, что результатом образования должен стать сегодня человеческий капитал. Главное ответить на вопрос, что для этого нужно сделать, как следует реформировать образова-ние, чтобы оно было ориентировано на формирование человеческо-го капитала в рамках обозначенной проблемы. Следующие харак-теристики образования влияют на его формирование:

- ориентирование образования на человеческий капитал не-возможно без развития современных технологий образования;

- профессиональная деятельность, к которой готовится сту-дент в процессе образования, это не только виды деятельности, по которым он получает знания и приобретает умения и навыки, но это и роли в которых он будет выступать (ролевая структура про-фессиональной деятельности);

-образование должно предполагать возможность и условия развития индивидуальных способностей. Это можно сделать только посредством индивидуализации образования, которая предполагает достаточно широкий выбор дисциплин, повышение роли самостоя-тельной работы, совершенствование методики консультационной нагрузки преподавателей.

- от формулы «давать знания» мы постепенно должны пе-реходить к формуле «учить находить знания и учиться».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: