Примерные темы сочинений




1. Как Вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: «Ум – способность только материальная, душа же живёт тем, что нашёптывает ей сердце…» (Ф.М. Достоевский).

2. Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки – дело времени и смелости ума»?

3. Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?

4. Какие вопросы волнуют человека в эпоху научно-технического прогресса?

5. С любовью и болью о родной природе.

6. Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?

7. Как Вы понимаете утверждение С. Лема: «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас самих».

8. Согласны ли Вы с утверждением С. Ежи Леца: «Современная цивилизация – обмен ценностей на удобства».

9. Предполагает ли, по вашему мнению, научный прогресс покорение природы?

10. Связаны ли, с вашей точки зрения, понятия «прогресс» и «регресс»?

11. Как связаны, по вашему мнению, понятия «знания» и «ответственность»?

12. В чём для Вас заключается ценность научных открытий?

13. Какой вы видите идеальную цивилизацию?

14. Что означает выражение «гуманизм в науке»?

15. Какие технологии в современной науке вы считаете наиболее важными?

16. Опасен ли, по вашему мнению, технократизм?

17. Как вы понимаете выражение «научное развитие»?

18. Согласны ли с позицией Н.М. Карамзина, утверждавшего: «В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»

19. Каково влияние научно-технического прогресса на человека?

20. Какое влияние научно-технический прогресс оказывает на окружающий человека мир?

21. Можно ли достичь равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества?

Цитаты

1. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н. Толстой).

2. «…Свобода есть единственная характерная черта цивилизации…» (Л.И. Мечников).

3. «Власть техники привела к страшному ускорению времени, за которым человек не может угнаться. Ни одно мгновение не самоценно, оно есть лишь средство для последующего мгновения»(Н.А. Бердяев).

4. «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной» (Р.У. Эмерсон).

5. «Цивилизация – это то, что даёт людям прилично друг с другом жить как согражданам, в состоянии коллегиальной, разделённой друг с другом свободы, – это не так плохо» (С.С. Аверинцев)

6. «Ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации» (Ф. Стендаль).

Направление № 3

«Преступление и наказание ‒ вечная тема»

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.1

Произведения

1. Айтматов Ч.Т. «Плаха».

2. Алексин А.Г. «Сердечная недостаточность».

3. Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой». «Печальный детектив». «Царь-рыба».

4. Блок А.А. «Двенадцать».

5. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита».

6. Быков В.В. «Сотников».

7. Вампилов А.В. «Утиная охота».

8. Васильев Б.Л. «Не стреляйте в белых лебедей». «Розыск продолжать».

9. Гоголь Н.В. «Мёртвые души». «Ревизор». «Тарас Бульба».

10. Горький М. «На дне». «Старуха Изергиль».

11. Достоевский Ф.М. «Бесы». «Братья Карамазовы». «Кроткая». «Преступление и наказание». «Униженные и оскорблённые».

12. Каверин В.А. «Два капитана».

13. Клячин В.А. «Страшная тайна братьев Кораблевых».

14. Корниенко Т.Г. «Херсонеситы».

15. Лебедева В.Ю. «Слушай птиц».

16. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». «Маскарад». «Песня… про купца Калашникова».

17. Лесков Н.С. «Леди Макбет Мценского уезда». «Очарованный странник».

18. Манахова И.В. «Двенадцать зрителей». «Монолог».

19. Набоков В.В. «Приглашение на казнь».

20. Пришвин М.М. «Кладовая солнца».

21. Пушкин А.С. «Борис Годунов». «Дубровский». «Капитанская дочка». «Моцарт и Сальери». «Полтава».

22. Распутин В.Г. «Живи и помни». «Пожар».

23. Салтыков-Щедрин М.Е. «Господа Головлёвы».

24. Солженицын А.И. «Матрёнин двор». «Один день Ивана Денисовича».

25. Толстой Л.Н. «Воскресение». «Крейцерова соната».

26. Тургенев И.С. «Отцы и дети».

27. Чехов А.П. «В аптеке». «Злоумышленник». «На охоте».

28. Бальзак О. «Шагреневая кожа».

29. Вулф Т. «Костры амбиций».

30. Гессе Г. «Степной волк».

31. Голдинг У. «Повелитель мух».

32. Гюго В. «Отверженные».

33. Драйзер Т. «Американская трагедия».

34. Ибсен Г. «Кукольный дом».

35. Камю А. «Посторонний».

36. Капоте Т. «Хладнокровное убийство».

37. Кафка Ф. «Процесс».

38. Мериме П. «Маттео Фальконе». «Таманго».

39. По Э. «Сердце-обличитель».

40. Стендаль Ф. «Красное и чёрное».

41. Стивенсон Р.Л. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

42. Уайльд О. «Портрет Дориана Грея».

43. Шекспир У. «Гамлет». «Макбет». «Отелло».

Темы сочинений

1. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М. Достоевский).

2. Легко ли быть ответственным?

3. «Корень злых дел в дурных мыслях». (Л.Н. Толстой).

4. Тема совести в русской литературе.

5. Тема греха и покаяния в русской литературе.

6. Согласны ли вы с А.С. Пушкиным: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…»

7. Как Вы понимаете, что такое нравственный закон?

8. Как Вы понимаете слово «совесть»?

9. Что значит быть ответственным?

10. Может ли человек с высокими моральными принципами совершить преступление?

11. Какого человека можно назвать ответственным?

12. «Достоевский раскрывает глубину преступления и глубину совести» (Н.А. Бердяев).

13. Как Вы понимаете выражение «жить по совести»?

14. Согласны ли Вы с утверждением Оноре де Бальзака: «Невежество – мать всех преступлений».

15. Что, с вашей точки зрения, может являться причиной преступления?

16. Что, с вашей точки зрения, может уберечь человека от совершения преступления?

17. Как Вы понимаете слова Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое – бессердечие»?

18. Чему учит молодое поколение роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

19. В чём, с вашей точки зрения, смысл утверждения Аристотеля: «Преступление нуждается только в предлоге»?

20. В чём, на ваш взгляд, заключается гуманизм романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

21. Нужно ли анализировать поступки, которые нельзя исправить?


Цитаты

1. «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе – мы убьём свободу своими же руками…» (М. Горький).

2. «Самое большое преступление – это безнаказанность» (Дж. Бернард Шоу).

3. «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё» (Ф.М. Достоевский).

Направление № 4

«Книга (музыка, спектакль, фильм) ‒ про меня»

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображённых событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и учёных1.

Произведения

1. Андреянова С. «Жёлтые конверты».

2. Андрианова И.А. «Сто фактов обо мне».

3. Вампилов А.В. «Старший сын».

4. Грибоедов А.С. «Горе от ума».

5. Дашевская Н.С. «Около музыки».

6. Дегтярёва И.В. «Цветущий репейник».

7. Дунев А.И. «Бегство с урока».

8. Железников В.К. «Чучело».

9. Каверин В.А. «Два капитана».

10. Корниенко Т. «Espressivo».

11. Короленко В.Г. «Слепой музыкант».

12. Крюкова Т.Ш. «Легко ли быть Нострадамусом в шестнадцать лет…». «На златом крыльце сидели...»

13. Куприн А.И. «Гранатовый браслет».

14. Лазаренская М. «Контур в ритме солнца».

15. Манахова И.В. «Монолог».

16. Петросян М. «Дом, в котором…».

17. Пономарёва С.В., Пономарёв Н.А. «Фото на развалинах».

18. Пушкин А.С. «Капитанская дочка».

19. Толстой «Война и мир». «Детство». «Отрочество».

20. Турханов А.Г. «Грустный гном, весёлый гном».

21. Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

22. Бенджамин А. «Доклад о медузах».

23. Бёрдселл Дж. «Пендервики».

24. Брэдбери Р. «451 градус по Фаренгейту».

25. Голдинг У. «Повелитель мух».

26. Дефо Д. «Робинзон Крузо».

27. Ремарк Э. М. «Три товарища». «Триумфальная арка».

28. Робинсон Дж. «Когда здесь была Марни».

29. Сэлинджер Дж. «Над пропастью во ржи».

30. Теккерей У. «Ярмарка тщеславия».

31. Хагерюп К. «Повести о Маркусе».

Темы сочинений

1. «Искусство – одно из средств различения доброго от злого…» (Л.Н. Толстой).

2. Способна ли книга сделать человека лучше?

3. Советую прочитать…

4. Помогает ли книга познать себя?

5. Как вы понимаете высказывание М. Пришвина: «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине»?

6. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…» (А.С. Пушкин).

7. «Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А.П. Чехов).

8. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

9. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?

10. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

11. Какой литературный герой Вам особенно близок?

12. Кто из современных писателей Вам особенно близок?

13. Кто из современных композиторов Вам особенно близок?

14. Кто из современных музыкантов Вам особенно близок?

15. Кто из современных режиссёров Вам особенно близок?

16. Книга, которую я прочту своим детям?

17. Какие темы произведений искусства не теряют своей актуальности с течением времени?

18. Какое произведение русской или зарубежной литературы Вам бы хотелось обсудить с автором?

19. Согласны ли Вы с утверждением Ф.А. Абрамова: «Хорошая книга – это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро».

20. Книга о дружбе, которая меня взволновала.

21. «Есть книги для всех, и есть книги для каждого» (М. Пришвин).

22. Книга, без которой я не могу обойтись.

23. Искусство в моей жизни.

24. Книга в моей жизни.

25. Какие мысли и чувства пробуждает творчество современных писателей?

26. Мой любимый писатель.

27. Мой герой в произведениях русской литературы.

28. Поэзия в моей жизни.

29. Книга, которую я никогда не забуду.

30. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький).

31. Как вы понимаете слова поэта А.А. Блока: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться»?

32. Какие грани души вам помогла открыть художественная литература? / произведения искусства?

33. Какие грани души вам помогла открыть произведения искусства?

34. Разделяете ли вы мнение В.В. Вересаева: «Художник делает самое малое – большим»?

35. Кто из героев художественных произведений помог вам найти себя?

36. Согласны ли вы с утверждением Ю.В. Бондарева: «Искусство – всегда метафора действительности»?

Цитаты

1. «Любите книгу – источник знаний» (М. Горький).

2. «...Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека…» (М.Горький).

3. «В мире есть одно явление, равное чуду… ‒ это искусство» (К. Паустовский).

4. «Поэзия – плуг, взрывающий время…» (О.Э. Мандельштам).

5. «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие» (Л.М. Леонов).

6. «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным» (М.М.Пришвин).

7. «Призвание всякого в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни» (А.П. Чехов).

8. «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество» (Гельвеций).

9. «Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением» (М.Е. Салтыков-Щедрин).

10. «Мы движемся благодарностью к поэту, подарившему нам наслажденья души своими произведениями» (Н.В. Гоголь).

Направление № 5

«Кому на Руси жить хорошо? ‒ вопрос гражданина»

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н.А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию1.

Произведения

1. Блок А.А. «Двенадцать».

2. Булгаков М.А. «Белая гвардия».

3. Быков В.В. «Сотников».

4. Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».

5. Гоголь Н.В. «Ревизор».

6. Горький М. «Мать». «На дне». «Фома Гордеев».

7. Грибоедов А.С. «Горе от ума».

8. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание».

9. Дудинцев В.Д. «Белые одежды».

10. Есенин С.А. «Анна Снегина».

11. Каверин В.А. «Два капитана».

12. Короленко В.Г. «В дурном обществе».

13. Кулешова С.М. «Литейный мост».

14. Некрасов Н.А. «Дедушка». «Кому на Руси жить хорошо». «Поэт и гражданин».

15. Островский А.Н. «Гроза».

16. Пастернак Б.Л. «Доктор Живаго».

17. Платонов А.П. «Котлован».

18. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».

19. Пушкин А.С. «Капитанская дочка». «Медный всадник».

20. Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву».

21. Распутин В.Г. «Живи и помни». «Матрёнин двор». «Пожар». «Прощание с Матёрой».

22. Рыбаков А.Н. «Дети Арбата».

23. Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города».

24. «Слово о полку Игореве».

25. Толстой А.Н. «Пётр Первый».

26. Толстой Л.Н. «Война и мир».

27. Фонвизин Д.И. «Недоросль».

28. Чернышевский Н.Г. «Что делать?»

29. Чехов А.П. «Вишнёвый сад».

30. Шолохов М.А. «Судьба человека». «Тихий Дон».

31. Брэдбери Р. «451 градус по Фаренгейту».

32. Костер де Ш. «Легенда о Тиле Уленшпигеле».

33. «Песнь о моём Сиде».

34. «Песнь о Роланде».

Темы сочинений

1. Согласны ли Вы с высказыванием Н.Г. Чернышевского: «Справедливость требует вступаться за людей страждущих»?

2. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В.Г. Белинский).

3. Что такое нравственный идеал?

4. Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «Сострадание есть высшая форма человеческого существования…»?

5. Верность – основа патриотизма.

6. Каковы, по-вашему, проблемы современного общества?

7. Связаны ли понятия «счастье» и «долг»?

8. Как связаны понятия «счастье» и «долг»?

9. История и современность: нужен ли взгляд назад?

10. «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М. Достоевский).

11. Как Вы понимаете слово «долг»?

12. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Просвещённый – тот, кто понимает смысл своей жизни».

13. Личность и общество: возможна ли гармония?

14. Как я понимаю любовь к Родине?

15. Несёт ли человек личную ответственность за пороки своего поколения?

16. «Человек мира» и «патриот» – противопоставлены ли эти понятия?

17. Согласны ли вы со словами Ф.М. Достоевского: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда её»?

18. Как вы понимаете слова Н.Г. Чернышевского: «Просвещение приносит народу благосостояние и могущество».

19. Можно ли согласиться со словами А. Эйнштейна: «Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы»?

20. Кого бы Вы назвали настоящим гражданином?

21. Какой смысл вы вкладываете в выражение «иметь гражданскую позицию»?

22. Что значит для Вас общественное мнение?

23. Какие ценности, с вашей точки зрения, являются вечными для прошлого, сегодняшнего и будущего поколений?

24. Какие ценности социума Вы рассматриваете как основополагающие?

25. Как вы понимаете выражение «национальная идея»?

26. Как вы понимаете смысл слов Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

27. Разделяете ли вы мнение М. Горького, утверждавшего: «Мы должны жить так, чтобы каждый из нас, несмотря на различие индивидуальностей, чувствовал себя человеком, равноценным всем другим и всякому другому»?

Цитаты

1. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С. Тургенев).

2. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв).

3. «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский).

4. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д. Ушинский).

5. «Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество» (Г.Р. Державин).

6. «Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает её» (П. Я. Чаадаев).

7. «Мы должны жить так, чтобы каждый из нас, несмотря на различие индивидуальностей, чувствовал себя человеком, равноценным всем другим и всякому другому» (М. Горький).

 

Составители:

 

Букреева С.В., доцент кафедры филологического и социально-гуманитарного образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО»;

Терешина В.А., методист, старший преподаватель кафедры филологического и социально-гуманитарного образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО»;

Федотовская М.Н., доцент кафедры филологического и социально-гуманитарного образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО».

 

 


[1] fipi.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: