Авторитет вожатого в ДОЛ




Для одних детей пребывание в летнем лагере – это радость общения, познания окружающего мира, утверждение себя, поиск новых друзей. Для других – горечь непонимания, непризнания, безрадостный месяц обид, тревог, разочарований. Как работать с детьми? Как заинтересовать их в том или ином деле? Как ответить на их сложные вопросы? Спектр проблем встает перед вожатыми.

Вожатская деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между вожатым и его воспитанником. Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания детей любой возрастной категории в ДОЛ зависит от личности вожатого, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Как завоевать авторитет у воспитанников своего отряда? Этот вопрос особенно волнует вожатых-новичков. Но часто и более опытные педагоги, отработавшие несколько сезонов в детском лагере, не могут найти на него ответа.

Вожатый и ребенок – две основные фигуры в лагере. Личности, чьи взаимоотношения в процессе отрядной работы и в свободное время оказывают непосредственное и решающее влияние на весь воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в лагере атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Опыт убеждает, что влияние вожатого на ребенка, его успешная педагогическая деятельность зависит от авторитета вожатого.

Что же такое авторитет вожатого? Авторитет – это такое качество человека, когда его очень уважают окружающие люди за его дела, познания, жизненный опыт и т.д. Авторитетом называют человека, который пользуется уважением и признанием других людей и имеет на них влияние.

Авторитет вожатого – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений ребенка к педагогу, демонстрирует педагогические способности вожатого. Это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на ребенка.

Отношения детей к авторитетному вожатому в лагере всегда положительно эмоционально окрашены и насыщены. И, чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников слова, которые вожатый им говорит, и тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его действие. Здесь важно помнить: то, что говорит любимый вожатый, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек. Сразу возникает вопрос, каким же образом завоевать этот авторитет, если вожатый только сегодня встретил свой отряд, и ни о какой взаимной привязанности на первых минутах не может быть и речи?

Рассмотрим более подробно составляющие, из которых складывается авторитет вожатого.

Во-первых, это любовь к детям и к профессии вожатого. Любовь к детям является важным условием формирования вожатского авторитета. Уважение и доверие к ребенку – важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета вожатого.

Во-вторых, это внешний вид вожатого – будьте всегда аккуратны, опрятны, подтянуты, чаще улыбайтесь детям.

Внешность вожатого и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание вожатым авторитета у детей. Как правило, авторитетный вожатый всегда требователен к своему внешнему виду, соблюдает правила гигиены, аккуратен и содержит свою одежду (форму, бойцовку) в чистоте и порядке. Образ вожатого продуман до мелочей и каждая деталь, несомненно, важна! Начиная от прически, заканчивая шнурками на обуви, которая, кстати, тоже всегда чистая.

Вместе с тем, у любимых вожатых дети не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков. И, наоборот, у плохого вожатого, не пользующегося у них авторитетом, они подмечают все мелочи. Завоевать у детей авторитет может только правдивый, трудолюбивый, искренний, преданный своему делу вожатый.

В-третьих, это речь вожатого – избегайте жаргона и грубости, постарайтесь очистить свой лексикон от слов-паразитов, говорите правильно и четко. Манера разговора тоже очень важна – никогда не кричите на детей, разговаривайте уверенно и спокойно.

Одним из положительных качеств авторитетных вожатых является обладание правильной, четкой и выразительной речью. Если учесть, что дети подражают речи вожатого, становится понятным, почему работа вожатого над своей речью приобретает такое большое значение.

Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Не кричите. Кричать бесполезно. Неужели вы думаете, что можно перекричать детей? Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос.

Повышайте тон – только чтобы он стал демонстрацией вашего недовольства, спрячьте ваше тепло, обрисуйте на лице холод и негодование, все что угодно, но не кричите. Крики на детей говорят только об одном – о вашей неуверенности. Раз вы не можете решить проблему спокойно, то начинаете повышать голос. Хотите вы или не хотите – а это так. Ну а если ситуация такая что поднять голос действительно надо, то поверьте – он (голос) прозвучит для детей как раскат грома!

Но вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться. Не повторяйте дважды. Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го предупреждения. Вожатый не должен много говорить, чтобы добиться поставленной цели, – используйте короткие веские фразы.

Сила голоса вожатого тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе А.С. Макаренко сказал, что педагогом-мастером он сделается только тогда, когда научится говорить «иди сюда» с пятнадцатью – двадцатью оттенками.

В-четвертых, характер вожатого – будьте последовательны в принятии решений, не отступайте от намеченных планов, но умейте признавать свою неправоту.

Немаловажное значение для вожатого имеет его умение держать себя в отряде. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и дисциплинированность вожатого являются положительными его качествами.

Вожатый должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил – убери, оскорбил – извинись. Не уговаривать, а категорически требовать. Требовательность вожатого проявляется во всем – особенно в ЕПТ (единые педагогических требованиях) принятых на территории лагеря!

Авторитетный вожатый не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не ссорится при ребятах с коллегами. Не вовлекает детей в группировки, направленные против других ребят.

В-пятых, это педагогический оптимизм и внимание – необходимые качества хорошего вожатого. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Вожатый должен знать, чем живут и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к вожатому, то это говорит, что он ему доверяет, а значит, вожатый является для него авторитетным.

Педагогический оптимизм позволяет вожатому работать как можно добросовестней. У вас всегда должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит вас ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. «Отряд четко должен осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено», а потому необходимо тщательно спланировать день, желательно по минутам! Заранее, до смены, подготовить мероприятия. Это придаёт вам такое ценное спокойствие и чувство уверенности, а значит, и хорошее настроение, а без него никуда! Нет ничего хуже, чем вставать утром с мыслью, что не знаешь, чем занять сегодня этих несчастных детей. То ли дело, когда всё готово заранее, когда вы предчувствуете яркий и интересный день. Это чувство передаётся детям, и ваши отрядные дела пройдут от этого ещё лучше.

В-шестых, это отношение к отряду – в любых конфликтах, на любых мероприятиях всегда защищайте свой отряд. Вожатый всегда стоит горой за свой отряд. Если, скажем, возник конфликт с другим отрядом, надо, прежде всего, заступиться за свой отряд (конечно, делать это разумно, сглаживая конфликт, а не обостряя его), даже если ваши дети в чём-то неправы. Правда, потом, в своём кругу, на отрядном сборе или огоньке, нужно ещё раз всё обсудить, и показать детям, что и они были где-то неправы. Ведь вожатый должен быть справедливым. Так же справедливо и авторитетно надо уметь разобрать любой детский спор.

В-седьмых, это соблюдение субординации. Очень важно уметь выстраивать отношения с коллегами и администрацией ДОЛ, а также с ребятами своего отряда. При любых ситуациях ни в коем случае нельзя подрывать авторитет товарищей-вожатых и сотрудников лагеря и администрации. Нельзя отзываться пренебрежительно об их личных качествах и недочетах в работе, вступать в словесные перепалки и споры, огрызаться. Любой конфликт решается не на глазах у детей или коллег, а в спокойной обстановке без ребят и других зрителей.

Также важно выстроить отношения со своим отрядом. Очень важно быть вожатым, которого уважают, как старшего брата или сестру, как бы банально это ни звучало. С таким вожатым можно посмеяться и подурачиться, но если он сказал «нельзя», то любые споры невозможны. Соблюдайте субординацию – помните, дистанция – ваш друг. В работе с детьми не допускайте панибратского, непочтительного, фамильярного обращения. Вы в этих отношениях взрослый и несете ответственность. Соответственно вам и предстоит выстраивать границы.

Важно! Нельзя не остановиться на вопросе о «любимых» и «нелюбимых» детях. Существует точка зрения, что наличие у вожатого «любимчиков» в отряде снижает его авторитет, якобы к любимому ребенку вожатый относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Вожатому нельзя отказать в праве иметь любимых детей. «А раз любишь – ничего не прощай, требуй больше» – подчёркивает Макаренко.

Помните, что это ИДЕАЛЬНЫЙ портрет вожатого, к которому необходимо стремиться, каждый из вожатых, как и ребенок индивидуален и не идеален, но работа над собой необходима, ведь нет предела совершенству.;)

Когда нужно начинать работать над своим авторитетом? Неопытный вожатый может сказать: «с первого дня смены» или «с первой встречи с детьми». Конечно, от вашего поведения во многом зависит отношение к вам ребятишек. На самом же деле, работа над авторитетом начинается задолго до начала лагерного сезона.

Составьте план смены, продумайте занятия для отряда на каждый день, на любую погоду. Проработайте возможные конфликтные ситуации. А главное, подумайте, чем вы, лично вы можете быть интересны детям. Выявите сильные стороны своего характера, интересные увлечения и таланты. Развивайте их, и тогда стать авторитетом для детей вам будет легко.

Как нельзя себя вести. В попытках добиться любви и уважения детей, начинающие вожатые, часто выбирают одну из двух крайностей – разрешать все или не разрешать ничего. К сожалению, ни к чему хорошему обе модели поведения привести не могут. В первом случае дети быстро перестанут считаться с вашим мнением. Поддерживать дисциплину или просто организовать их на какое-либо мероприятие станет довольно сложно.

Пример первого варианта поведения вожатого: Дешёвый авторитет. Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.

ü Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?

ü Да пожалуйста! Она и самому мне надоела

Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.

Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что. Дешёвый авторитет – это ещё и большая подстава напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».

Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей. Попытки получить авторитет при помощи постоянных криков и угроз также не возымеют действия. Дети начнут воспринимать вас как врага. Естественно, об уважении в такой ситуации не может быть и речи. А ведь именно на уважении и доверии проще всего построить отношения с детьми.

Пример второго варианта поведения вожатого: Злой авторитет. Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один – угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены).

Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи». Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Который всегда знает, как правильно поступить.

Становление авторитета вожатого поэтапно. Самый важный момент в постановке авторитета – это организационный период. Именно в эти три дня закладываются отношения на весь сезон.

День заезда. Первая встреча и первое впечатление должны быть позитивны (важно не суетиться, быть уверенным в себе, в общение проявлять лояльность, доброжелательность, каждый имеет право на внимание, любые обострения стараться сгладить шуткой). Цель – создание позитивного первого впечатления, заложить основы личных отношений и авторитета.

Первая беседа (инструктаж, первое собрание) должны быть направлены на правила лагеря – объясните детям, что лагерь – это структура неделимая с равными условиями для всех, и все эти условия соблюдают и вы в том числе. Объясните, что, если вы отвечаете за каждого ребенка, значит, вы в первую очередь решаете его проблемы, а не свои путем его хорошего поведения.

Первая беседа (инструктаж, первое собрание) – я человек лагеря (я здесь главный, правила лагеря – мои правила, я выполняю правила и законы, я готов бороться за их соблюдение, мы одна команда, я отвечаю за отряд и каждого ребенка, я решаю проблемы.) Цели – заявка на лидерство в отряде, формулирование законов совместного существования, приглашение к выстраиванию отношений, закладка этических норм отношений в отряде.

Первое мероприятие – должно быть ярким, интересным, захватывающим, с заявкой на успешность, с подтверждением того, что вы можете контролировать любые отклонения от дисциплины. Подтверждая вашу заявку на лидерство. Дети должны почувствовать, что так будет всегда, что с вами не будет скучно, и что ради этого, можно смело согласиться на все ваши условия.

Первое мероприятие – я организатор (то, что я делаю, я делаю хорошо). Цели – заявка на успешность, решение первого дисциплинарного момента, подтверждение заявки на лидерство, выстраивание личных отношений, через совместное действие.

Вечерний разговор – я интересен вам (я взрослый человек, общение со мной интересно, я честен с ними, готов честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде. Здесь необходимо оговорить, что, решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.

Следующие два-три дня (организационный период- окончание орг. периода). Как правило, за расставлением ролей в общей отрядной жизни, следует переломный момент, проверка «на прочность» тех «идей», которые вожатый вносил, пока устанавливал свой авторитет. Почти каждый ребенок захочет оспорить ваше право на лидерство. Будьте уверены в себе, сохраняйте теплое выражение лица, и смело подтверждайте свое лидерство. Будьте настоящим, человечным, внимательным, справедливым, и тогда вы станете незабываемым наставником.

Представление отрядов – я творческая личность (я предлагаю и реализую креативные идеи, работать со мной интересно, я верю в значимость того, чем мы занимаемся).

Цель – подтверждение собственной успешности, введение отряда состояние успеха.

Решение дисциплинарных и организационных вопросов – я сказал – я сделал (правила поведения в лагере не пустой звук, я отвечаю за свой слова, мои слова не расходятся с делом). Цели – закрепление доверия, фиксирование лидерской позиции в отряде, подкрепление своей «взрослости».

Личное общение – я твой старший друг (мне можно доверять, я готов помочь решить твои проблемы, я честен с тобой, мой жизненный опыт может быть тебе полезен, ты мне интересен). Цели – выстраиваниие отношений, завоевание доверия, обозначение перспектив личностного роста (ребенок должен ощущать, что я воспринимаю его более интересным, чем он сам воспринимает себя, т.е. видеть во мне перспективу собственного роста).

Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, опыт работы в лагере).

Завершение позиционирования совпадает с окончанием орг. периода. Отряд завершает распределение ролей, и мы имеем тот коллектив и те взаимоотношения, с которыми проживем всю смену. Как правило этот момент характеризуется кризисом, в ходе которого сложившийся коллектив проверяет вожатого «на прочность», оспаривая его право на лидерство.

Срыв отряда – я вожатый (я тот, кого вы знаете). Цель – подтверждение лидерства, подтверждение того образа, который сформировался у детей.

Если мне удалось, за предыдущие дни сформировать у детей образ интересного, симпатичного, взрослого человека, поступкам и оценкам которого можно доверять, если они убедились, что-то что мы делаем – здорово и т.д., то задачи позиционирования выполнены.

А еще важно помнить, у каждого возраста свои приоритеты. Восприятие вожатого зависит от возраста ребятишек. Для малышей вожатый становится заменой родителя, часто мамы или бабушки; для ребят среднего возраста – старшим братом или сестрой, которым хочется подражать; подростки воспринимают вожатого как более взрослого и опытного друга. На что обратить внимание, чтобы сформировать такое отношение?

Младшая возрастная группа. Маленькие дети подвижны и очень энергичны. Хороший вожатый должен уметь направить их энергию в нужное русло, заинтересовать, занять, развлечь. При этом не забывайте поощрять малышей даже за незначительные достижения, им очень важны похвала, поддержка и забота.

Средняя группа. Для детей этого возраста характерно стремление к лидерству. Продумайте систему мотивации в отряде так, чтобы собственную важность и значимость смог почувствовать каждый из ребятишек. Не заводите любимчиков в отряде, это не пойдет на пользу ни вам, ни детям.

В первый же день обозначьте детям правила дисциплины. Проблемы с поведением в этом возрасте неизбежны, поэтому лучше сразу определите границы дозволенного.

Старшие отряды. Подростки считают себя взрослыми людьми, и для вас важно поддержать это ощущение. Уважайте их мнение, советуйтесь с ними, постарайтесь сделать из них союзников. Но помните о соблюдении дистанции – не допускайте панибратского обращения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: