ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х ГОДОВ.
Перестройка внешнеэкономических связей и таможенной системы во второй половине 80-х годов
Борьба таможенных органов с контрабандой в конце 80-х - начале 90-х годов
1. Середина 80-х годов ознаменовалась началом реформы системы таможенных органов. Новый этап реформы системы таможенных органов начался в 1986г. В связи с изменением структуры государственных органов по руководству внешнеэкономической деятельностью и новой стратегией ВЭД были предприняты меры, направленные на повышение статуса таможенных органов, превращение их из ведомственных в государственные.
Решением Совета Министров СССР от 12 февраля 1986г. Главное таможенное управление МВТ было преобразовано в самостоятельный орган — Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при СМ СССР.
Основными функциями ГУГТК являлись:
- участие в разработке таможенной политики государства;
- осуществление государственного таможенного контроля за соблюдением установленного порядка перемещения через границу товаров и иного имущества;
- борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил и др.
Решение столь сложных и многоплановых задач, стоящих перед ГУГТК, а также выполнение значительного числа функций потребовали и соответствующей структурной организации. Основными структурными единицами ГУГТК при Совете Министров СССР являлись управления и отделы. В ГУГТК функционировало также значительное количество административно-хозяйственных подразделений.
В мае 1988г. в соответствии с ТК СССР и Законом «О Государственной границе СССР» были созданы таможенные зоны, в которых производился таможенный контроль товаров, транспортных средств и имущества граждан, перемещаемых через государственную границу. Важное значение имело введение с 1 сентября 1989г. грузовой таможенной декларации (ГТД), которая позволила создать таможенный механизм контроля и регулирования ВЭД, а также систему таможенной статистики внешней торговли, позволившую обеспечить высшие органы государственной власти и иные государственные органы информацией о состоянии внешней торговли страны.
|
Серьезные изменения во всех отраслях таможенного дела стали происходить после принятия в 1991г. нового Таможенного кодекса СССР.
Кодекс базировался на основополагающих принципах: единстве таможенной территории и таможенного законодательства, создании необходимых экономических условий для формирования единого экономического пространства, охватывающего все регионы страны.
Впервые в таможенном законодательстве таможенные учреждения стали именоваться таможенными органами, им было предоставлено право производства дознания по делам о контрабанде. Кодекс юридически закрепил сложившуюся к этому времени структуру таможенных органов: ГУГТК — региональные таможенные управления (РТУ) — таможни. Вводилось понятие «таможенный регион», на территории которого РТУ осуществляет руководство таможенным делом. Предусматривалось образование двух координационных центров — Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
|
ТК СССР 1991г. содержал и другие важные положения, направленные на модернизацию таможенной системы, в то же время он не был полностью свободен от элементов командно-административного метода управления таможенным делом.
Таким образом, за период существования СССР было принято три Таможенных кодекса (1928, 1964 и 1991 гг.) и Таможенный устав 1924г. Эти правовые акты, составлявшие основу таможенного законодательства, в известной мере обеспечили преемственность в использовании институционально-правовых категорий, понятий таможенного дела, организационных форм и методов таможенного контроля, видов таможенных пошлин и их классификации. В организации деятельности таможенных органов существенно изменились и само понятие «таможенное дело», и его структура. Из-за распада СССР, срок действия Таможенного кодекса СССР 1991г. оказался непродолжительным.
2. Со второй половины 80-х годов в деятельности таможенных органов особое внимание уделялось вопросам совершенствования таможенного контроля, повышения его надежности, выявления и пресечения социально опасных нарушений таможенного законодательства. Главным являлась борьба с правонарушениями во внешнеэкономической сфере - незаконным провозом наркотических средств и психотропных веществ, организованной контрабандой.
Возрос поток грузов, и увеличилась нагрузка на таможенную службу. В 1987 году таможни пропустили через границу 415 млн. тонн грузов, более 18 млн. человек, около 7 млн. транспортных средств.
Для сравнения, в 1986 году было оформлено 395,4 млн. тонн грузов, выявлено 22 тысячи попыток контрабанды. По сравнению с предыдущим годом за 1986, 1987 годы количество задержанного оружия возросло в 1,5 раза, черной икры - в 2 раза, различных товаров - в 3 раза, наркотиков - в 7 раз. В 1988 году в аэропортах страны изъято более 250 стволов огнестрельного, 86 177 единиц холодного оружия, 411 килограммов взрывчатки.
|
Активизировалась работа по развитию сотрудничества таможенных органов с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств в целях борьбы с контрабандой, с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. По этим вопросам были подписаны межправительственные соглашения с США, ФРГ, Францией, Италией и Канадой.
Большое значение в борьбе с перемещением наркотиков имело использование таможенных компьютеров и подключение в международную компьютерную систему. Важную роль сыграли постоянные встречи и консультации специалистов таможенных служб СССР и западных стран, как и рамках рабочих групп, так и на международном уровне. Были сделаны определенные шаги по созданию целостной системы контроля за возможным перемещением наркотиков через государственную границу.
В условиях становления рыночных отношений контрабандная деятельность все более приобретала организованный характер. По номенклатуре контрабанды в конце 80-х годов, ее динамике и сведениях о задержании предметов контрабанды, прослеживается тенденция ее роста, как по количеству случаев задержания, так и стоимости товаров, с 22 217 случаев в 1987 году до 28 781 в 1989 году.
Более чем в три раза возросло количество случаев задержания валютных ценностей. На прежнем уровне осталось количество задержанных изделий из серебра, предметов старины и искусства, нарезного оружия. Более чем в два раза сократилось количество задерживаемого золота, в три раза - наркотиков.
Особенность контрабанды в 1990 году состояла в том, что началась утечка из страны ценного сырья. Около 60% дел, переданных в следственные органы, касалось попыток вывоза сырьевых товаров. Таможенники задержали 57 тысяч тонн черных металлов. Под видом отходов вывозилась нефть и другие стратегические материалы.
Вторгаясь с этими материалами на западные рынки, предприниматели по бросовым ценам реализовывали вывезенные из СССР товары, нарушая стабильность рынка и, главное, сложившуюся систему торговых взаимоотношений. В связи с этим государства Запада вводили частичные запретительные меры.
Рост контрабанды в столице России, где располагаются 25% организаций, получивших право участвовать во внешнеэкономической деятельности, можно проследить на примере Московской региональной таможни. В 1988 году таможенниками была задержана контрабанда на 80 тыс. руб., в 1989 году эта сумма достигла 7 млн. руб., а в первой половине 1990 года составила 24 млн. руб. Такой рост контрабанды связан в основном с деятельностью совместных предприятий.
Такое развитие контрабанды в условиях расширения внешнеэкономических связей наносило огромный вред экономике страны, подрывало ее финансовую стабильность.
Вопросы для самоконтроля: