Борьба таможенных органов с контрабандой в конце 80-х - начале 90-х годов




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х ГОДОВ.

Перестройка внешнеэкономических связей и таможенной системы во второй половине 80-х годов

Борьба таможенных органов с контрабандой в конце 80-х - начале 90-х годов

1. Середина 80-х годов ознаменовалась началом реформы системы таможенных органов. Новый этап реформы системы таможенных органов начался в 1986г. В связи с изменением структуры государствен­ных органов по руководству внешнеэкономической дея­тельностью и новой стратегией ВЭД были предприняты меры, направленные на повышение статуса таможенных органов, превращение их из ведомственных в государст­венные.

Решением Совета Министров СССР от 12 февраля 1986г. Главное таможенное управление МВТ было преобразовано в самостоятельный орган — Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при СМ СССР.

Основными функциями ГУГТК являлись:

- участие в разработке таможенной политики го­сударства;

- осуществление государственного таможенного контроля за соблюдением установленного порядка пере­мещения через границу товаров и иного имущества;

- борь­ба с контрабандой и нарушениями таможенных правил и др.

Решение столь сложных и многоплановых задач, стоя­щих перед ГУГТК, а также выполнение значительного числа функций потребовали и соответствующей структур­ной организации. Основными структурными единицами ГУГТК при Совете Министров СССР являлись управле­ния и отделы. В ГУГТК функционировало также значи­тельное количество административно-хозяйственных подразделений.

В мае 1988г. в соответствии с ТК СССР и Законом «О Государственной границе СССР» были созданы та­моженные зоны, в которых производился таможенный контроль товаров, транспортных средств и имущества граждан, перемещаемых через государственную грани­цу. Важное значение имело введение с 1 сентября 1989г. грузовой таможенной декларации (ГТД), которая позво­лила создать таможенный механизм контроля и регули­рования ВЭД, а также систему таможенной статистики внешней торговли, позволившую обеспечить высшие ор­ганы государственной власти и иные государственные органы информацией о состоянии внешней торговли страны.

Серьезные изменения во всех отраслях таможенного дела стали происходить после принятия в 1991г. нового Таможенного кодекса СССР.

Кодекс базировался на основополагающих принципах: единстве таможенной территории и таможенного законо­дательства, создании необходимых экономических усло­вий для формирования единого экономического простран­ства, охватывающего все регионы страны.

Впервые в таможенном законодательстве таможенные учреждения стали именоваться таможенными органами, им было предоставлено право производства дознания по делам о контрабанде. Кодекс юридически закрепил сло­жившуюся к этому времени структуру таможенных орга­нов: ГУГТК — региональные таможенные управления (РТУ) — таможни. Вводилось понятие «таможенный ре­гион», на территории которого РТУ осуществляет руково­дство таможенным делом. Предусматривалось образова­ние двух координационных центров — Таможенно-тариф­ного совета и Координационного совета по борьбе с меж­дународным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

ТК СССР 1991г. содержал и другие важные положе­ния, направленные на модернизацию таможенной систе­мы, в то же время он не был полностью свободен от эле­ментов командно-административного метода управления таможенным делом.

Таким образом, за период существования СССР было принято три Таможенных кодекса (1928, 1964 и 1991 гг.) и Таможенный устав 1924г. Эти правовые акты, составлявшие основу таможенного зако­нодательства, в известной мере обеспечили преемствен­ность в использовании институционально-правовых кате­горий, понятий таможенного дела, организационных форм и методов таможенного контроля, видов таможенных по­шлин и их классификации. В организации деятельности таможенных органов существенно изменились и само понятие «таможенное дело», и его структура. Из-за распада СССР, срок действия Таможенного ко­декса СССР 1991г. оказался непродолжительным.

2. Со второй половины 80-х годов в деятельности таможенных органов особое внимание уделялось вопросам совершенствования таможенного контроля, повышения его надежности, выявления и пресечения социально опасных нарушений таможенного законодательства. Главным являлась борьба с правонарушениями во внешнеэкономической сфере - незаконным провозом наркотических средств и психотропных веществ, организованной контрабандой.

Возрос поток грузов, и увеличилась нагрузка на таможенную службу. В 1987 году таможни пропустили через границу 415 млн. тонн грузов, более 18 млн. человек, около 7 млн. транспортных средств.

Для сравнения, в 1986 году было оформлено 395,4 млн. тонн грузов, выявлено 22 тысячи попыток контрабанды. По сравнению с предыдущим годом за 1986, 1987 годы количество задержанного оружия возросло в 1,5 раза, черной икры - в 2 раза, различных товаров - в 3 раза, наркотиков - в 7 раз. В 1988 году в аэропортах страны изъято более 250 стволов огнестрельного, 86 177 единиц холодного оружия, 411 килограммов взрывчатки.

Активизировалась работа по развитию сотрудничества таможенных органов с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств в целях борьбы с контрабандой, с незаконным оборотом наркоти­ческих средств и психотропных веществ. По этим вопросам были подписаны межправи­тельственные соглашения с США, ФРГ, Францией, Италией и Канадой.

Большое значение в борьбе с перемещением наркотиков имело использование таможенных компьютеров и подключение в между­народную компьютерную систему. Важную роль сыграли постоян­ные встречи и консультации специалистов таможенных служб СССР и западных стран, как и рамках рабочих групп, так и на междуна­родном уровне. Были сделаны определенные шаги по созданию целостной системы контроля за возможным перемещением нарко­тиков через государственную границу.

В условиях становления рыночных отношений контрабандная деятельность все более приобретала организованный характер. По номенклатуре контрабанды в конце 80-х годов, ее динамике и сведениях о задержании предметов контрабанды, прослеживается тенденция ее роста, как по количеству случаев задержания, так и стоимости товаров, с 22 217 случаев в 1987 году до 28 781 в 1989 году.

Более чем в три раза возросло количество случаев задержания валютных ценностей. На прежнем уровне осталось количество задержанных изделий из серебра, предметов старины и искусства, нарезного оружия. Более чем в два раза сократилось количество задерживаемого золота, в три раза - наркотиков.

Особенность контрабанды в 1990 году состояла в том, что нача­лась утечка из страны ценного сырья. Около 60% дел, переданных в следственные органы, касалось попыток вывоза сырьевых товаров. Таможенники задержали 57 тысяч тонн черных металлов. Под видом отходов вывозилась нефть и другие стратегические материалы.

Вторгаясь с этими материалами на западные рынки, предприниматели по бросовым ценам реализовывали вывезенные из СССР товары, нарушая стабильность рынка и, главное, сложившуюся систему торговых взаимоотношений. В связи с этим государства Запада вводили частичные запретительные меры.

Рост контрабанды в столице России, где располагаются 25% организаций, получивших право участвовать во внешнеэкономичес­кой деятельности, можно проследить на примере Московской региональной таможни. В 1988 году таможенниками была задержана контрабанда на 80 тыс. руб., в 1989 году эта сумма достигла 7 млн. руб., а в первой половине 1990 года составила 24 млн. руб. Такой рост контрабанды связан в основном с деятельностью совместных предприятий.

Такое развитие контрабанды в условиях расширения внешнеэкономических связей наносило огромный вред экономике страны, подрывало ее финансовую стабильность.

Вопросы для самоконтроля:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: