для магистрантов всех направлений 2012/2013 уч.года




 

1. Философский анализ науки, его цели и задачи. Логико-эпистемологический и социокультурный подход к анализу научного знания.

2. Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура.

3. Природа научного знания и его основные характеристики. Проблема критериев научности знания.

4. Рационализм и математический идеал научного знания. Дедуктивная парадигма научного познания, её ограниченность.

5. Эмпиризм и физический идеал научного познания. Индуктивизм как методологическая модель научного познания.

6. Проблема демаркации науки. Верификация и фальсификация как критерии научности знания.

7. Гуманитарный идеал научного знания и познания. Специфика гуманитарного исследования.

8. Уровни и этапы научного знания и познания. Соотношение чувственного и рационального в эмпирическом и теоретическом исследовании.

9. Научная проблема как исходная форма научного знания и начало исследования. Проблема, вопрос, задача.

10. Гипотеза как форма знания. Методологические регулятивы построения и отбора теоретических гипотез: проверяемость, непротиворечивость, простота, контринтуитивность.

11. Понятие научного факта. Функции фактуального знания в научном исследовании. Структура факта.

12. Научные законы, их функции в познании. Виды научных законов. Эпистемологическое содержание законов науки.

13. Понятие методологии науки; структура и задачи философско-научной методологии.

14. Понятие метода и методологии. Классификация методов. Роль логических законов и принципов в научном мышлении.

15. Индукция и дедукция, анализ и синтез как общелогические методы познания.

16. Научная классификация и ее роль в познании. Классификация и систематизация.

17. Эмпирические методы научного познания. Наблюдение и измерение как методы эмпирического познания. Специфика наблюдения и измерения в социально-гуманитарных науках.

18. Эмпирические методы научного познания. Эксперимент как метод научного исследования. Цели и задачи, типы и виды экспериментов. Особенности эксперимента в социально-гуманитарных науках.

19. Абстрагирование и идеализация как приемы в построении теоретического знания. Мысленный эксперимент, его сущность, сфера применения и познавательный статус.

20. Аксиоматизация и формализация теории. Общая характеристика гипотетико-дедуктивного метода.

21. Общая характеристика научной теории. Типология научных теорий.

22. Основные философско-научные концепции теоретического знания. Наивный и критический реализм в трактовке научного знания.

23. Основные познавательные функции науки. Научное описание и его общая характеристика. Требования к языку описания.

24. Научное объяснение как основная познавательная функция науки. Основные модели объяснения.

25. Понимание как интерпретация и метод постижения смысла. Методологические принципы научной интерпретации.

26. Научное прогнозирование. Особенности предсказания в общественных и точных науках.

27. Концепция роста научного знания К. Поппера и эволюционной эпистемологии. Роль биологических аналогий в трактовке роста знания.

28. Концепция развития научного знания Т. Куна. Трактовка Куном научной парадигмы, нормальной науки и научных революций.

29. Концепция развития научного знания И. Лакатоса: методология исследовательских программ.

30. Проблема истины в науке и философии. Классическая концепция истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истина.

31. Когерентная концепция истины. Философия прагматизма об истине. Проблема критериев истины.

32. Истина как характеристика суждений и теорий, как культурная ценность. Истинность и доказательность научного знания.

33. Логико-эмпирический подход к рациональности: рациональность как соответствие законам разума.

34. Рациональность как целесообразность: рациональность и цель науки. Трактовка понятия рациональности в критическом рационализме.

35. Рациональность и истина. Научная и иные виды рациональности человеческой деятельности.

36. Научные сообщества и их исторические типы: дисциплинарные и междисциплинарные сообщества, научные школы и направления. Наука и образование.

37. Сциентизм и антисциентизм как два типа социокультурной ориентации. Социологический, культурологический и методологический сциентизм. Антисциентизм и «наукофобия».

38. Наука и экономика, наука и власть, наука и идеология. Социальная ответственность ученого.

39. Этика науки и ответственность ученого. Нормы научной деятельности и этос науки.

40. Исторические и социокультурные предпосылки выделения технической проблематики и формирования философии техники.

41. Основные методологические и философско-теоретические подходы к вопросу о сущности техники (антропологический, экзистенциалистский и технократический).

42. Исследование социальных функций и влияний техники. Теории технократии и техногенной цивилизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: