Тема: Актуальные проблемы и пути формирования таможенной политики России в период рыночных реформ.




  1. Создание и становление таможенной службы России после распада СССР.
  2. Развитие таможенного законодательства РФ.
  3. Перестройка управления внешнеэкономической деятельности государства и деятельности таможенной службы России в условиях либерализации ВЭД.

В новых условиях после распада СССР в связи с осуществлением экономических преобразований изменилось положение таможенных органов в системе государственного управления РФ.

В октябре 1991 года была образована таможенная служба Рос­сии. В це­лях обеспечения экономической основы суверенитета и государ­ственной безопасности Российской Федерации был образован Государст­венный таможенный комитет РСФСР". В декабре 1991 года Прави­тельство страны утвердило Положение «О Государственном тамо­женном комитете РФ».

Сложность работы состояла в том, что в связи с распадом СССР, России досталось 20% действующих таможен. В этих условиях ГТК РФ разработал программу развития таможенной службы России, которая была одобрена правительством. Программой предусматривалось создание сети таможенных учреждений внутри России и на ее границах, компьютеризация таможенной службы на территории всей России, техническое оснащение таможенных учреждений, переподготовка и повышение квалификации сотрудников, решение социальных вопросов работников таможенных учреждений.

Рассчитанная на несколько лет, программа предполагала создание на территории России в 1992 - 1993 годах 227 таможен, из них 201 внутри страны и только 26 на границе. Планировалось привлечь на работу в таможенную систему дополнительно к имеющейся численности в 8 тыс. человек еще 15 тыс.

В связи с новыми подходами были пере­смотрены взгляды на таможенную политику. Ее основу составили три основополага­ющих принципа.

Пер­вый из них состоял в том, что таможен­ные органы совместно с другими государст­венными структурами стали органами обеспечения эконо­мической безопасности государства как внутри страны, так и на границе.

Второй прин­цип исходил из того, что таможенная служ­ба нацеливалась на сближение с соседними странами путем упро­щения и унификации таможенных процедур в соответствии с миро­вым опытом.

Третий - предполагал переори­ентировку таможен­ного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота.

Вышедший 11 ноября 1991 года указ Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности РФ» стал ключевым направлением экономической политики.

Вместе с тем реализация указа потребовала совершенствования таможенно-тарифного регулирования и экспортного налога со стороны Таможенного комитета, министерств экономики, финансов, внешних экономических связей.

Являясь правопреемником таможенного органа СССР, ГТК РФ продолжил контакты с Советом таможенного сотрудничества, Комиссией европейских сообществ (с 1 ноября 1993 года Комиссия Европейского Союза) и таможенными органами стран Запада.

Обмен делегациями, участие в совместном обсуждении актуаль­ных вопросов таможенного дела на конференциях и совещаниях способствовали присоединению России к ряду международных конвенций и договоров по таможенным вопросам.

Дальнейшее совершенствование таможенной инфраструктуры позволило в течение года выставить таможенные посты на границах со странами Балтии, через которые проходило до 70% внешнеторговых грузов. Были созданы пункты таможенного досмотра на границах с Украиной, Азербайджаном, Грузией.

В 1992 году численность сотрудников таможенных органов России возросла до 18,5 тыс. человек, а число таможенных учреж­дений увеличилось с 200 до 400.

На январь 1994 года в таможенной системе имелось 127 таможен и 413 таможенных постов, насчитывающих 30 тыс. таможенников.

Таможенными органами России в 1992 году начислено платежей на сумму 607,6 млрд. руб., в том числе экспортной пошлины - 526,1 млрд. руб., импортной пошлины - 69,4 млрд. руб., сборов за таможенное оформление - 9,4 млрд. руб., внеплановых таможенных доходов - 2,7 млрд. руб.

Важным шагом по обеспечению таможенных приоритетов внутри страны и на международной арене явились подготовка и принятие Таможенного кодекса РФ и Закона РФ „О таможенном тарифе".

2. Важное значение при разработке основ таможенного дела в России имели таможенные уставы и кодексы, в которых обобщен многовековой опыт таможенной службы.

Всего в Российском государстве были изданы и прошли апроба­цию в таможенном ведомстве 9 таможенных уставов и 5 кодексов. В них отражены вопросы организации таможенного дела, управления таможенными органами, таможенно-тарифная политика, порядок таможенного контроля и оформления товаров и др.

Таможенные законы Российской империи по своему научному уровню и теоретическому обоснованию превосходили подобные документы таможенных служб Запада. Таможенное законодатель­ство России отличалось высоким уровнем разработки стратегии таможенного дела на основе научного прогнозирования и предвидения с учетом характера экономического развития страны.

Структура таможенных документов, научная аргументация и основные направления стратегии таможенного дела отвечали объективному характеру состояния экономики, финансов, внешней торговли. Это нашло обоснование в теоретических формулировках и практических рекомендациях, которые были заложены в их содержании. Однако Таможенный устав и кодексы Советского государства (1928, 1964, 1991 гг.) в отличие от подобных документов РФ не освещали главного - сущности объективно существующего механизма регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), его функций. И это объяснимо: монополия внешней торговли привела к тому, что этим механизмом стало само государство.

Вместе с тем и в упомянутых документах прослеживаются элементы развития теории таможенного дела, достаточно глубоко обоснованы и освещены многие вопросы правового аспекта таможенного контроля. Основное внимание уделено осуществлению контрольных функций на границе.

Новым этапом в развитии теории таможенного дела и таможен­ного законодательства в период рыночных реформ было принятие Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона РФ „О таможенном тарифе", введенных в действие в 1993 году.

Таможенный кодекс РФ и Закон „О таможенном тарифе" впитали в себя многовековой опыт таможенного дела в России.

В Кодексе 1993 года была изложена таможенная политика Российской Федерации, определены ее тесная связь и взаимодействие с внутренней и внешней политикой. Цель таможенной политики - стимулирование развития национальной экономики страны, содействие ее структурной перестройке, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и решению других вопросов экономической политики Российского государства на основе наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с Законом „О таможенном тарифе" 1993 года - таможенный тариф направлен на создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров РФ, защиту экономики от иностранной конкуренции и обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Новый Таможенный кодекс РФ вступивший в действие с 1.01.2004г. отличается от прежнего своей структурой. Он содержит 6 разделов и включает в себя 42 главы, которые состоят из 439 статей. Таможенный кодекс 1993 года содержал 14 разделов и включал 64 главы, которые состояли из 456 статей.

Принятию нового Таможенного кодекса способствовало то, что в РФ было принято множество нормативно-правовых документов в сфере таможенного дела после 1993 года, которые способствовали тому, что положения Таможенного кодекса 1993г. устарели.

Необходимо отметить, что с принятием нового Таможенного кодекса упростились процедуры таможенного оформления, что привело к значительному увеличению товаропотока через границу РФ.

Таможенный кодекс РФ тесно связан с основами гражданского, административного, трудового, уголовного законодательства, что отражено в его статьях.

3. Российская Федерация унаследовала от СССР кризисные явления во внешней торговле, наступившие в период перестройки. К середине 1991 года во внешней торговле по всем товарным пози­циям наблюдался спад. Он был связан с просчетами в определении стратегии во внешней торговле. Внешнеторговая политика во второй половине 80-х годов формировалась без учета взаимо­связи состояния внутренней экономики, внешней торговли и прошлого опыта. Принятие ряда противоречивых необоснованных решений привело к спаду производства и сокращению экспорта. Не всегда учитывалась конъюнктура внешнего рынка, а в ряде случаев участники ВЭС продавали вывозимые товары по бросовым ценам, нарушая сложившееся равновесие и стабильность в ценовых показателях.

По данным Госкомстата СССР, в 1991 году экспорт товаров сократился на 28,4%, а импорт - на 46,2% по сравнению с предыду­щим годом. В итоге экспорт составил 43,5 млрд. руб., импорт -38 млрд. руб. (по официальному курсу). Общая величина товарооборота равнялась 81,6 млрд. руб., в то время как в 1986 году она составила 130 млрд. руб., то есть страна по показателям внешнеторгового оборота скатилась в 1991 году к уровню 1979 года.

В 1991 году резко сократился экспорт основных для государства валютных товаров, прежде всего энергоносителей - нефти и нефтепродуктов, угля, природного газа. Так, например, в 1988 году было экспортировано сырой нефти 144,2 млн. т, а в 1991 году -только 51,7 млн.т.

Подобное положение во внешней торговле было вызвано как внешними, так и внутренними причинами: во-первых, прекращением деятельности СЭВ и резким сокращением торговли с ее участни­ками, во-вторых, начавшейся дезорганизацией внутриотраслевых и межреспубликанских хозяйственных связей. Значительное падение экспорта вызвано нарастающим кризисом в экономике страны.

Правительство Российской Федерации, МВЭС России, опираясь на мировой опыт, предприняли попытку улучшить положение во внешней торговле, рассматривая ее как важный источник поступления валютных средств.

15 ноября 1991 года был принят указ Президента РФ „О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". В указе говорилось, что либерализация ВЭД - ключевое направление экономической политики. Она обеспечивает преодо­ление неплатежеспособности страны, способствует улучшению положения России в системе международного разделения труда, расширяет сбыт российской продукции.

Основными путями либерализации ВЭД считались следующие: демонтаж количественных ограничений во внешней торговле и пере­ход к экономическим методам регулирования; сближение структуры внутренних и мировых цен; последовательное сближение ставок в экспортном тарифе; переход к конвертируемости рубля; государ­ственная поддержка рубля; сокращение перечня квотируемых това­ров; отмена квот; ликвидация неэффективной системы администра­тивного распределения поставок по централизованному импорту; немедленный расчет предприятий по импортному оборудованию.

С либерализацией цен на энергоносители основным инструмен­том регулирования вывоза сырья и внутренних цен на сырьевые ресурсы стал экспортный тариф.

Через 1,5 месяца в свет вышло постановление правительства РФ „О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ в 1992 году", а также ряд прави­тельственных и ведомственных документов, вводящих экспортные и импортные тарифы.

Отрицательное влияние на эффективность экспортно-импорт­ных сделок и объемы внешнеторгового оборота оказал рост рублевых биржевых цен, сокращение разрыва между мировыми и внутренними ценами в пересчете на доллары и. соответственно, понижение эффективности экспорта сырья.

Экспорт ряда сырьевых товаров стал неэффективен при любой схеме осуществления экспортных поставок.

На фоне общего роста биржевых цен, особенно на нефтепро­дукты, снизилась эффективность экспортных операций в среднем на 24%, в том числе по энергоносителям - на 37,5%. Эта тенденция, несмотря на ряд принятых мер, что нашло отражение в многочис­ленных документах Правительства РФ, МВЭС, Минфина, не ослаб­лялась до конца 1992 года. Спад импорта, наряду со спадом экспорта на энергоносители, резко проявился в машинотехнической отрасли, что подтверждается следующими цифрами. Его доля в 1990 году составляла 17,5%, в 1991 году - 7,9%, в 1992 году - 4,6%. Причины состояли в общем промышленном спаде, отсутствии промышленной программы, вытеснении России с традиционных рынков-

Нельзя сбрасывать со счета в этом процессе продажу оружия. Если СССР в 1984-1988 годах продал оружия на сумму 45,9 млрд. долл., США за этот же период - на 23,5 млрд. долл., то в 1991-1993 годах доля США в продаже оружия возросла с 31,2 до 50,6%, а доля России - снизилась с 38 до 17%.

Итоги внешнеэкономической деятельности РФ в 1992 году свидетельствуют о ее резком спаде по сравнению с 1991 годом. Общая величина товарооборота сократилась.

Таким образом, сравнительные показатели подтверждают ранее сделанный вывод о том, что спад промышленности, и в первую очередь добычи энергоносителей, привел к сокращению экспорта.

Другой причиной негативных процессов во внешней торговле России явился тот факт, что внешнеэкономические приоритеты сместились в пользу промышленно развитых стран. Это привело к тому, что цены на импортные товары стали выше, а на товары российского экспорта понизились.

В связи с распадом СЭВ торговля России со странами Центральной и Юго-Восточной Европы сократились на 43% и составила 18% общего объема внешнеторгового оборота.

Не было принято своевременных мер, чтобы сохранить установившиеся традиционные торговые связи. На 27% сократилась доля товарооборота и с развивающимися странами.

Отсутствие единой внешнеторговой политики привело к тому, что Россия опустилась по основной номенклатуре торговли (экспорт сырья) до самой низкой планки. Экспорт России в 1992 году был вдвое меньше, чем экспорт Южной Кореи или Тайваня.

Отсутствие единой торговой политики привело в ряде случаев к разграблению национальных богатств России.

Началась торговля стратегическими товарами госрезерва стра­ны в соответствии с постановлением Правительства РФ № 31 от 12 января 1992 года. Со складов госрезерва в Подольске вывезено 57 тонн кобальта на сумму 342 млн. руб.

Попустительствовало разграблению России руководство МВЭС. Широко развернулись махинации в торговле нефтью и нефтепродуктами. За рубежом сложился „черный рынок" по продаже вывозимых из РФ цветных и редкоземельных металлов. По данным МВД РФ, за 6 месяцев 1992 года с различных предприятий похищено более 600 тонн цветных и редкоземельных металлов.

Бартеризация внешней торговли России в 1992 году приняла огромные масштабы. Бартерные операции состав­или 25-30% внешнеторгового оборота, а по оценкам МВЭС - 40%. По данным Госкомстата РФ, при пересчете по мировым ценам экспортно-импортных частей зарегистрированных бартерных конт­рактов возникла разница в 2,9 млрд. долларов в пользу импортеров из-за некомпетентности торговых представителей России.

В Росии в 1992 году отсутствовала система эффективного валютного и таможенного контроля. В силу этого утечка капитала составила 2-2,5 млрд. долларов.

Осуществляя идею либерализации внешней торговли, Прави­тельство РФ провело коренные преобразования по созданию систе­мы регулирования ВЭД. Был определен ряд направлений деятель­ности регулирования внешнеэкономических связей, как относящихся к ведению правительства, так и к функциям МВЭС РФ и ГТК РФ и его органов.

С 1 января 1994 года внешнеэкономическое регулирование осу­ществлялось под знаком валютного контроля на основе системы ЦБР-ГТК, базирующейся на данных ГТК и уполномоченных банк­ов-агентов валютного контроля и Единой информационной автоматизированной системы (ЕАСК). Обе системы строятся на таможенной базе данных.

Вопросы развития российского экспорта на протяжении 90-х гг. не становились предметом обсуждения на переговорах с Западом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, чтовнешнеэкономическая деятельность России в период рыночных реформ осуществлялась в условиях полной открытости государственной и таможенной границы, кризиса в экономике, инфляционных процессов финансовой системы, огромного внешнего долга. Либерализация внешней торговли, с одной стороны, способствовала переходу к эко­номическому регулированию торговых операций, с другой - открывала возможность для нарушений установленных правил вывоза и ввоза товаров с таможенным оформлением. Вместе с тем в силу вышеуказанных причин во внешнеэкономической деятельности государства не сложился механизм структурной перестройки экспортного сектора производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: