Балтийский флот: первый в России, первый под ударом
Мая 1703 года считается датой основания Балтийского флота – в этот день российские корабли одержали первую победу над шведами в устье Невы. В 1941 году флот вступил в войну раньше других подразделений – именно на корабли в Балтике пришелся первый удар гитлеровцев.
Война на Балтике началась в 3 часа 20 минут 22 июня
«Торпедирован... Прощайте...», - это сообщение радист Балтийского флота Степан Савицкий передал с советского парохода «Гайсма» 22 июня 1941 года в 3 часа 20 минут. Таким образом, Великая Отечественная война для моряков-балтийцев началась на 40 минут раньше, чем для всех остальных граждан Советского Союза. «Гайсма» шел в Германию с грузом леса, на траверзе шведского острова Готланд его окружили четыре гитлеровских торпедных катера. Без предупреждения фашисты открыли орудийный огонь по беззащитному судну, затем выпустили две торпеды. Пароход тонул, а радист Степан Савицкий до 4 часов 15 минут продолжал посылать в эфир сигнал о бедствии. Команда гибнущего судна, оказавшаяся в воде, была хладнокровно расстреляна из пулеметов.
Спустя несколько минут у острова Котлин немецкий многоцелевой самолет «Мессершмитт-110» атаковал пароход «Луга». Мирное судно получило 20 пробоин, но осталось на плаву. В это же время у входа в открытую часть Ленинградского морского канала подорвался на магнитной мине и затонул советский товаропассажирский пароход «Рухно».
Вопреки и по приказу Сталина
Вопреки приказу Сталина, нарком ВМФ Кузнецов Н.Г. 21 июня 1941 года в 23 часа 57 минут на свой страх и риск ввел на Балтийском флоте оперативную готовность №1. Выполняя его указания, моряки заняли свои боевые посты. В море вышли корабли, зенитчики встали к орудиям, летчики заняли свои места в кабинах самолетов. И вовремя - к Кронштадту, Таллину и другим морским базам флота уже подлетали сотни самолетов с крестами на крыльях. ПВО главных военно-морских баз Балтфлота утром 22 июня 1941 года успешно отбили первые воздушные налеты.
|
Через два часа после начала войны балтийцы приступили к выполнению приказа Главного морского штаба: «Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия». Однако, вопреки логике, никто не организовал разведывательное траление, - т.е. проверку акватории на наличие мин. Из-за этого взрывом мины оторвало носовую часть крейсеру «Максим Горький», эсминцу «Гордый», погибли эсминец «Гневный» и тральщик Т-208 «Шкив».
Эти потери флот получил ранним утром 23 июня. В этот же день на переходе из Либавы в Усть-Двинск немецкая подлодка U-144 торпедой потопила нашу М-78.
О трагических и героических событиях в истории Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной воны в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» рассказал контр-адмирал, председатель Совета ветеранов дважды краснознаменного Балтийского флота (КБФ), военный историк Владимир Павлович Масягин: «Самый сильный удар по Балтийскому флоту пришелся не с моря и не с воздуха, а со стороны суши. В 4 часа 22 минуты 22 июня 1941 года гитлеровцы перешли в наступление в районе Полангена (ныне – город Паланга). Уже к 22 часам они прорвались к Либаве. Несмотря на героическую оборону военно-морской базы, Либаву пришлось оставить. В итоге флот потерял еще несколько кораблей, причем своими руками были взорваны стоявшие в ремонте эсминец «Ленин» и сразу 6 подводных лодок: С-1, М-71, М-80, М-83, «Ронис» и «Спидола». Защищавшая город 67-ая стрелковая дивизия погибла полностью. Из окружения удалось вырваться немногим».
|
Морской поход Таллин-Кронштадт
Во второй половине августа вражеское кольцо сомкнулось вокруг Таллина. Балтийцы обороняли его «до последнего», чтобы замедлить наступление немецких войск на Ленинград. В последних числах августа было принято решение отвести флот в Ленинград и Кронштадт.
«Историки до сих пор спорят: было это правильное и своевременное решение, или ошибочное и запоздалое. Но никто не может назвать какое-нибудь другое решение. 28 августа на море была очень высокая волна, кроме того, не было в должной мере обеспечено воздушное прикрытие нашего морского каравана. Да, были большие потери, но "таллинский переход" - это пример невероятной доблести моряков-балтийцев», - говорит военный историк Владимир Масягин.
Из 29-ти судов, следовавших в караване, только два пришли в Ленинград, два судна остались у острова Гогланд, и 25 затонули в море.
Подвиг капитана корабля Анны Щетининой
В числе судов, поврежденных вражеской авиацией и оставшихся у острова Гогланд, был пароход «Сауле», которым командовала капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Судно подвергалось непрерывным налетам вражеских бомбардировщиков, получило повреждения, на его борту были убитые и раненые. Матросы с военного катера подобрали на воде отброшенный взрывом ее китель, предположив самое худшее. Но капитан Анна была жива и, главное, - не потеряла самообладания…
|
Судно было отбуксировано в бухту Сууркюляй. За восемь суток, которые казались бесконечными, ликвидировали повреждения, и «Сауле» на ручном рулевом управлении благополучно «дотянул» до Ленинграда. За этот подвиг Анну Ивановну наградили орденом Красной Звезды.
«Яков Свердлов» защитил грудью «Кирова»
Моряк-балтиец Николай Александрович Рубцов в годы войны служил на крейсере «Киров», - этот корабль был флагманом и штабным кораблем отряда легких сил Балтийского флота.
«Одна вражеская подводная лодка устремилась потопить крейсер, выпустив две торпеды по нам, но с корабля-лидера "Яков Свердлов", охранявшего крейсер, обнаружили след этих торпед, и командир лидера подставил борт своего судна, чем спас крейсер "Киров" от нависшей угрозы», - рассказывает ветеран войны Николай Рубцов. В результате, корпус корабля «Яков Свердлов» разломился на две части, и в считанные минуты затонул.
«Привязанный» к берегу
При эвакуации главной базы флота Таллина, немцы уничтожили в его порту и на выходе из него 17 боевых кораблей, в том числе пять эскадренных миноносцев. Большие потери в 1941 году КБФ имел и в авиации, которая использовалась в это время преимущественно на сухопутном направлении.
«Балтийский флот оказался, как говорят моряки, "привязанным к берегу", и флот был лишен маневренности. Но это не заслуга немцев, а особенность ведения боевых действий в так называемых, "закрытых" морях. Моряки-балтийцы все годы блокады продолжали участвовать в обороне Ленинграда. В море для нападения на вражеские суда и конвои выходили подводные лодки, они пробирались сквозь минные поля, всевозможные заграждения и специальные противолодочные сети.
Но, наверное, правильно будет сказать, что морская авиация Балтийского флота взяла на себя основную тяжесть по выполнению задачи уничтожения немецкого флота на Балтике. Также нельзя забывать, что уже в августе 1941 года именно наши, балтийские самолеты вылетали бомбить пригороды Берлина», - говорит контр-адмирал Балтийского флота в отставке Владимир Масягин.
Ил-2 Лиде был велик
Грозой для кораблей и транспортов немцев являлся 7-й гвардейский пикировочно-штурмовой авиаполк. Королевой этого авиаполка стала Лидия Шулайкина - единственная женщина летчик-штурмовик в авиации Военно-Морского флота.
В годы Великой Отечественной войны с 1941 года она работала инструктором в аэроклубе, подготовила свыше 200-от летчиков для действующей армии. С апреля 1942 года - в Военно-Воздушных силах Военно-Морского флота СССР. Лидия Шулайкина окончила 3-е военно-морское авиационное училище летчиков (город Безенчук Куйбышевской области) в 1944 году и была направлена в 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
Телеканал «Звезда» разыскал однополчанина Лидии Ивановны, - летчика Орлова Владимира Иосифовича: «Это я ее принимал в полк, я был старшим лейтенантом тогда, а наш командир погиб, я его временно замещал. С Лидой целая канитель была, да. Сначала я проверил пилотирование на Ил-2, на котором сам летал. И вот во время этого экзамена смотрю: она все время с сиденья вниз сползает, думаю: "Мешает ей что-то на сиденье?". Отлетала она нормально, приземлились. Я ее спрашиваю: "А что ты елозишь?". А она так на мысочках поднимается, и улыбается… Тут я и сообразил, что она маленького роста и до педалей не дотягивается своими ножками». Владимир Орлов занялся «усовершенствованием» Ил-2, который как раз находился в ремонте. Педали удлинили, и вскоре Лида Шулайкина вылетела в свой первый боевой полет.
«Мы с ней участвовали в Прибалтийской и Моонзундской операциях. Я совершил 106, а она - 38 боевых вылетов, в которых потопила три транспорта, один сторожевой корабль и одну шаланду врага. Гвардии старший сержант Лидия Шулайкина прекрасно исполняла оперные арии, иногда прямо во время полета», - вспоминает ветеран войны, летчик-балтиец Владимир Орлов.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Указом Президента РФ № 1554 от 1 октября 1993 года старшему лейтенанту авиации в отставке Шулайкиной Лидии Ивановне было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».