Тема 8. Банкротство предприятия




Основным юридическим документом, регламентирующим вопро­сы банкротства, является Федеральный закон от 26 ок­тября 2002 г. № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме того, процедуры банкротства регулируются:

Гражданским кодексом РФ

— Арбитражным процессуальным кодексом РФ

— Трудовым кодексом РФ

— Уголовным кодексом РФ

— Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ.

Основными целями законодательства о банкротстве являются:

1) справедливое распределение имеющихся у предприятия средств между кредиторами в том случае, когда средств кризисного предприятия не хватает для погашения долгов в 100-процентном объёме.

2) освобождение предприятия от долгов, с тем, чтобы оно могло либо продолжить свою деятельность, начав с «чистого листа», либо было ликвидировано и, используемые предприятием ресурсы были высвобождены для использования более успешными и эффектиынми хозяйствующими субъектами.

В соответствии с законом о банкротстве несостоятельность (бан­кротство) — это признанная арбитражным судом или объявленная долж­ником неспособность в полном объеме удовлетворить требования креди­торов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

1. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в слу­чае добровольной ликвидации).

2. Критерием несостоятельности должника является его неплате­жеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам (стоимость имущества меньше суммы долгов). Причем закон не делает различия между задолженнос­тью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и задолженностью перед кредиторами по дру­гим обязательствам.

Признаками банкротства и основанием для возбуждения дела о банкротстве являются:

неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в те­чение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;

сумма задолженности на день обращения в суд должна быть не менее:

100 тыс. руб. для юридического лица;

10 тыс. руб. для гражданина; а также сумма обязательств должника-гражданина долж­на быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;

— 500 тыс. руб. для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования.

— независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника;

— не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.

Следует заметить, что просрочка уплаты долга в размере более 100 тыс. рублей на срок свыше 3 месяцев не свидетельствует о превышении суммы долгов над стоимостью имущества, ситуация может быть обратной, этот критерий выбран в силу простоты и удобства пользования, однако облегчает возбуждение дел и в случае ложного или преднамеренного банкротства.

Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добро­вольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса.

К внесудебным процедурам относятся:

- досудебная санация

- иные меры по предупреждению банкротства;

К судебным процедурам, осу­ществляемым в рамках судебного процесса, —

- наблюдение;

- финансо­вое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

Законом о банкротстве № 127-ФЗ 2002 г. пред­усмотрено проведение мер по предупреждению банкротства органи­заций и досудебной санации.

Учредители (участники) должника, собственник имущества долж­ника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы ме­стного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций. До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником.

Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником иму­щества должника — унитарного предприятия, учредителями (участ­никами) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предуп­реждения банкротства. Досудебная санация осуществляется в форме предоставления фи­нансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника — предприятия.

В законе не регламентируются ни порядок, ни сроки, ни ответ­ственность участников процедуры, ни контроль за проведением проце­дуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение по­явления такого состояния. Основными этапами антикризисного уп­равления являются разработка бизнес-плана финансового оздоровле­ния на основе оценки и диагностика финансового состояния фирмы, а также выбор и реализация антикризисных процедур.

Одним из основных способов, используемых для выхода предпри­ятия из кризиса, является его реорганизация. Формами реорганизации являются:

1) слияние — возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением деятельности по­следних,

2) присоединение прекращение одного или несколь­ких обществ с передачей всех прав и обязанностей их правопреемнику, которым является юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение,

3) разделение прекращение общества с прекращени­ем всех прав и обязанностей вновь создаваемым об­ществом,

4 ) выделение создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизу­емого общества без прекращения последнего,

5) преобразование форма реорганизации, в результа­те которой юридическое лицо одной организацион­но-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другой организационно-правовой формы и при этом к вновь образованному юридическому лицу пе­реходят все права и обязанности реорганизованного.

Судебное разбирательство может быть начато по заявлению как самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

На­блюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.

В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздо­ровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

Наблюдение применяется к должнику в целях:

1) обеспечения сохранности имущества должника,

2) проведения анализа финансового состояния должника,

3) составления реестра требований кредиторов,

4) проведения первого собрания кредиторов.

Срок наблюдения законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев.

В период наблюдения предприятием руководит прежнее руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего. Предприятие-должник продолжает деятельность под руководством администрации. Невозможны: ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, представительств

Финансовое оздоровление — это относительно новая процедура, появившаяся впервые в законе о банкротстве № 127-ФЗ (2002 г.) Она направлена на восста­новление платежеспособности должника. Существует и еще одна процедура, связанная с оздоровлением, — санация (в законе 1992 г. она относилась к судебным процедурам, а в законах 1998 и 2002 гг. определена досудебной процедурой). Разница между ними заключается в следующем:

1) досудебная санация является добровольной процедурой и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учреди­тель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обяза­тельства перед этим учредителем),

2) во время внешнего управления, кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги (т.е. долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончания процедуры),

3 ) при финансовом оздоровлении должник начинает расплачивать­ся по долгам почти сразу после введения процедуры; одновременно осуществляются меры по финансовому оз­доровлению. Гарантом исполнения обязательств в соответствии с гра­фиком выступают лица, предоставившие обеспечение. В случае неис­полнения должником графика погашения задолженности ее будут погашать лица, предоставившие обеспечение, после чего их требова­ния будут включены в реестр как требования конкурсных кредиторов. Если они не смогут исполнить эту обязанность, то будут нести ответ­ственность в пределах стоимости имущества и имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения исполнения обязательств.

Внешнее управление имуществом должника-предприятия направле­но на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление; оно является необязательной процедурой банкротства и вводится арбит­ражным судом только тогда, когда это может привести к восстановле­нию платежеспособности должника.

Срок действия внешнего управления составляет 12 месяцев, воз­можно его продление еще на 6 месяцев.

Последствиями введения внешнего управления являются следующие:

1. Отстранение руководителя должника от должности и возложе­ние управления делами должника на внешнего управляющего. Внешний управляющий имеет право издать приказ об увольнении руково­дителя или предложить ему перейти на другую работу в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством.

2. Прекращение полномочий органов управления должника (об­щее собрание акционеров, общее собрание участников, совет дирек­торов, правление и т.д.) и собственника имущества должника — уни­тарного предприятия. Большинство полномочий этих органов должника переходит к внешнему управляющему. Органы должника обязаны в течение трех дней с момен­та назначения внешнего управляющего обеспечить передачу ему бух­галтерской и иной документации организации-должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.

3. Снятие ранее принятых мер по обеспечению требований креди­торов; арест имущества должника и иные ограничения по распоряже­нию имуществом должника могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве.

4. Введение моратория на удовлетворение требований. Мораторий это приостановление исполнения должником де­нежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом, так и все прочие арбитражные управляющие. В от­личие от административного и временного управляющего, внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следую­щие меры по восстановлению платежеспособности должника:

1. Перепрофилирование производства.

2. Закрытие нерентабельных производств.

3. Взыскание дебиторской задолженности.

4. Продажа части имущества должника.

5. Уступка прав требования должника.

6. Исполнение обязательств должника собственником имущест­ва должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом.

7. Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участ­ников и третьих лиц.

8. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника (Увеличение уставного капитала).

9. Продажа предприятия-должника.

10. Замещение активов должника - проводится путем создания на базе имущества должника одного от­крытого акционерного общества или нескольких открытых акцио­нерных обществ.

 

В процессе конкурсного производства происходит принудительная ликвидация предприятия-должника. Работу по ликвидации предприятия организует конкурсный управляющий, который назначается арбитражным судом. Также участниками конкурсного производства являются собрание кредиторов, должник, члены трудового коллектива.

Конкурсный управляющий проводит оценку активов должника и размеров его долга иопределяет конкурсную массу. Затем производится продажа имущества предприятия-должника. Конкурсная масса вне очереди покрывает расходы, связанные с конкурсным производством и продолжением функционирования предприятия-должника. Для удовлетворения остальных требований установлена специальная очередность. (см. ксерокс)

Предприятие-должник считается ликвидированным с момента исключения его из соответствующего государственного реестра, что делается на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т.е. до­стижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон.

Мировое соглашение не входит в общую последовательность судебных процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство) и может быть заключено на любой стадии процесса банкротства предприятия.

Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсного производства. Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. Мировое соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника мировое соглашение под­писывается гражданином-должником или руководителем должни­ка — юридического лица, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника. При составле­нии мирового соглашения стороны могут использовать любые предусмотренные гражданским законодательством способы прекращения обязательств: предоставление отступного, новацию обязатель­ства, прощение долга, а также другие условия, связанные с реструкту­ризацией задолженности.

Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолжен­ности по обязательным платежам, не должны противоречить требова­ниям Налогового кодекса РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: