Система таможенных учреждений Российской Империи второй половины XIX века.




Систему таможенных учреждений середины XIX века можно представить по Таможенному уставу 1857 г., со­гласно которому таможни и таможенные заставы, учреж­даемые по внешней сухопутной и морской границам Рос­сийской Империи подразделялись в зависимости от объема совершаемых ими операций на три класса. К первому классу были отнесены крупнейшие та­можни (Санкт-Петербургская, Московская, Архангель­ская и др.), ко второму — средние (Варшавская, Виленская, Евпаторийская и др.) и к третьему классу — малые таможни (Николаевская, Мариупольская и др.). Некото­рые таможни имели передовые филиалы. Так, у Санкт-Петербургской таким филиалом стала Кронштадтская та­можня, через которую привозимые товары переправля­лись в столицу для досмотра и оформления. Передовые посты других таможен назывались таможенными застава­ми. В дополнение к линии таможенных застав «для отвра­щения тайного привоза товаров» но западной границе была учреждена пограничная стража, на которую возла­гался карантинный надзор.

Следует отметить также, что Устав 1857 г. предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальни­ками таможенных округов, управляющими и членами та­можен могли назначаться только профессионалы, которые уже имели выслугу лет по таможенной части, соответст­вующий опыт, а также были в «верности испытаны и дове­рия достойны» (ст. 68).

Характерно и то, что в Уставе особо подчеркивалась са­мостоятельность таможенных учреждений. «Никакое на­чальство, ни гражданское, ни военное, — говорилось в нем, — не входит ни в какие непосредственные распоряже­ния по таможенной части» (ст. 226). В то же время местные начальники и чиновники были обязаны оказывать по­мощь таможенникам по первому их требованию. Указан­ное обстоятельство позволяет сделать вывод о принадлеж­ности таможенных учреждений того времени к органам государственной власти. Таможенным чиновникам запре­щалось требовать и принимать подарки в какой бы то ни было форме. За нарушение предусматривалась ответст­венность но Уложению о наказаниях как для самого тамо­женника, так и для лиц, спровоцировавших его на совер­шение должностного преступления.

Зачисление на службу в таможню санкционировалось градоначальником, а приказы о назначении на должность издавались Департаментом таможенных сборов, который был преобразован (в 1864 г.) в Департамент внешней тор­говли.

Департаменту таможенных сборов подчинялись, кроме таможен, Пограничная и Корчемная стражи. Корчемная стража, по словам министра финансов В.Н. Коковцова, была «...предназначена для предотвращения водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих ак­цизу, в пределах 50 верст от границы».

К концу XIX в. в России сложилась единая система таможенных органов во главе с Департа­ментом таможенных сборов Министерства финансов, осу­ществлявшим непосредственное руководство таможенным делом в стране. При Департаменте состояли члены особо­го присутствия по применению тарифа к товарам (из чи­новников торгово-промышленных учреждений и членов совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручались проверка деятельности таможенных учреждений на местах, расследование дел о контрабанде и т.д.

Кроме пограничных таможен (таможни первого класса находились в местах пересечения сухопутной границы же­лезнодорожными путями, шоссейными дорогами и судо­ходными реками, а также в важнейших портах) существо­вала целая сеть внутренних таможен второго и третьего классов, осуществлявших досмотр и оформление товаров, прошедших в пограничных таможнях лишь внешний кон­троль и отправленных транзитом в глубь страны. В состав всех таможен входили подчиненные им таможенные заста­вы и пограничные переходные пункты.

Охрана государственной границы в этот период, как и ранее, осуществлялась пограничной стражей, имевшей во­енную организацию и комплектовавшейся из лиц, отбы­вавших воинскую повинность. На некоторых участках го­сударственной границы (в Сибири и Средней Азии) эту службу несли вольнонаемные таможенные служащие. В 1893 г. пограничная стража была выведена из таможенно­го ведомства и преобразована в Отдельный корпус пограничной стражи, подчинявшийся министру финансов, ко­торый имел звание шефа пограничной стражи.

К началу 90-х годов в стране действовала система тамо­женных платежей, основу которой составляли ординарная пошлина с ввозимых и отпускных товаров, штрафные деньги, сборы с судоходства, канцелярские пошлины, хо­зяйственные и прочие доходы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: