Другое-отдыхает в их тени.
(Китайская пословица).
Ведущий 1.
Кто придумал судить о возрасте
По числу промелькнувших лет?
Ну, а если ты полон бодрости,
Если любишь ты целый свет.
Если мир твой рисован красками,
Где отсутствует черный цвет,
Если ты не скуднеешь ласками
И мечтателен как поэт?
Если ты отвергаешь прошлое
И тебя не влечет покой,
Если с грустью ты смотришь в прошлое
Значит, ты еще молодой!
Нет, не стоит судить о возрасте
По числу промелькнувших лет
Если ты еще полон бодрости,
Значит, старости места нет!
Ведущий 2.
В 20 веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Одним из проявлений социального неблагополучия современного российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере, универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции.
Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями.
Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых.
Современные представления о старости окрашены, как правило, в мрачные тона. Образ пожилого человека ассоциируется с больным, социально незащищенным человеком.
Негативные представления о старости превращаются в социальные стереотипы, которые служат основанием для возникновения дистанции между поколениями. Причинами этого являются:
1. Отсутствие информации о возрастных особенностях.
2. Поддержание средствами массовой информации негативного образа старости, сложившегося в обществе.
3. Изменение воспитательных функций старшего поколения.
Необходимо сблизить старшее поколение с другими возрастными группами.
|
Существуют межпоколенные практики, которые способствуют объединению поколений. Они положительно влияют на молодых и пожилых так как частые взаимоотношения пожилых людей с молодыми, повышают их жизненную активность. Межпоколенные контакты улучшают физическое и эмоциональное самочувствие пожилых, а дети начинают более полно понимать изменения, происходящие с возрастом, не бояться своего старения. Дети, которые развиваются и взаимодействуют с пожилыми людьми, приобретают способность видеть в них личностей, а не стереотипные образы и могут изучать историю со слов старших взрослых, которые представляют культуру и образ жизни прошлых лет.
Дети, которые видят заботу со стороны родителей о бабушках и дедушках, также будут заботиться в будущем о своих родителях.
Не смейся над старым, Молодой на службу,
И сам будешь стар. Старый на совет.
А теперь мы хотели бы поразмышлять над тем, что значит быть молодым и пожилым, и узнать ваши взгляды относительно друг друга, то есть то, как одно поколение воспринимает другое.
Игра №1.
Ведущий 1.. Разделитесь на две команды, в одной из которых будет старшее поколение, а в другой- младшее. Команды в течении игры должны видеть друг друга.
Первая группа заканчивает 5 предложений, начинающихся со слов: "Пожилые люди...", а вторая группа- "Молодежь...".
Ход игры: Команда старшего поколения должна зачитать свои высказывания о молодежи, а молодежь ответить на них, и наоборот.
Ведущий задает вопросы по окончанию игры:
1. Каковы ваши взгляды относительно друг друга?
|
2. Эти взгляды являются позитивными или негативными?
3. Согласны ли вы с услышанными высказываниями?
4. Насколько ваш взгляд на другое поколение формируется вашим личным опытом?
5. Какие аспекты вашего поведения другое поколение могло бы осудить? Справедливо ли это?
6. Чему молодые люди могут научиться у пожилых, и наоборот.
Есть у метких французов
Золотые слова:
«Если б молодость знала,
Если б старость могла».
Но бывает участок
В середине пути,
Когда опыт и сила
Могут рядом идти.
Этот возраст счастливый
Сочетает в себе
Два хорошеньких слова:
«Еще» и «Уже».
Так что жить в это время
И легко, и приятно:
Вам еще все доступно.
Вам уже все понятно.
Если жизнь вам предложит
Трудных ребусов ряд,
То решайте их смело-
Не смотрите назад.
Игра №2.
Для проведения игры необходимо свободное пространство.
Ведущий 2.. Раскладывает 3 плаката "Согласен", "Не согласен" и "Не знаю".
Зачитывает группе следующие утверждения:
- Пожилым людям требуется особый уход.
- К пожилым людям относятся не справедливо.
- Ужасно, когда ты выглядишь старым.
- Жизнь в старости совсем не весела.
- Я всегда стараюсь поступать по-своему.
- Некоторые пожилые люди одиноки.
- Иногда я чувствую, что никто меня не понимает.
- В пожилом возрасте ты испытываешь страх большую часть времени.
- Быть добрым важнее, чем хорошо выглядеть.
- Иногда мне нужен особый уход.
- Наше общество уважает пожилых людей.
Ход игры: Каждый участник упражнения должен встать на один из плакатов в зависимости от его точки зрения. После этого формируются группы, которые должны попробовать склонить на свою сторону игроков из других групп, используя для этого всякие доводы.
|
Наименьшая группа должна объяснить, что заставило ее сделать такой выбор.
Группа из большинства должна убедить остальных переменить решение и встать на ее сторону.
А группа " Не знаю " должна прокомментировать свой выбор.
Ведущий 1.. Мы надеемся, что благодаря времени, проведенному сегодня вместе, у вас сформировалось правильное, положительное отношение друг к другу, и в дальнейшем оно останется таковым.
Молодость- не грех,
А старость- не смех.
Пусть годы несут вам лишь счастье,
Ни капли грусти, ни одной слезы.
Душевного богатства и здоровья
Желаем мы от всей души.
Геронтологичесткие установки молодежи | Ювенальные установки пожилых людей |
1. Все пожилые люди критикуют молодежь, любят посплетничать. 2. Бабушки в транспорте агрессивно настроены. 3. Пожилому человеку ничего не нужно: ни модной одежды, ни косметики. 4. С возрастом возникает старческое слабоумие. 5. У пожилого человека уже все в прошлом, ему не к чему стремиться. 6. В старости жизнь становиться неинтересной. 7. Пожилые люди зависимые. 8. У всех пожилых людей плохое здоровье, внешний вид. 9. Старшее поколение не имеет возможности зарабатывать деньги, поэтому все пожилые люди бедны. 10. Большинство пожилых людей одиноки. | 1. Главные ценности сегодняшней молодежи- богатство, престиж. 2. Молодежь сегодня сексуально распущенная, безнравственная. 3. Молодежь не уважает старшее поколение, так как не прислушивается к его мнению. 4. Мода, которой придерживается молодежь, безнравственная, особенно у эстрадных исполнителей. 5. СМИ стремятся оторвать молодое поколение от старшего, внушить, что пожилые люди – это «вчерашний день». 6. В школе сейчас дают неточную и неполную информацию о нашей истории. 7. Большинство молодежи торгует на базаре, хочет «легких денег». 8. Молодые люди не хотят учиться. |
Процесс постарения населения России
[1]Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х!Х- начала ХХ века.: Половозрастной аспект традиционной культуры /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука, 1988. С. 24-25.
[2]Белов В. Лад // Избр. Произв. М.,1984. Т.3. С.99.
[3] Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Советский писатель, 1990. С.203-230.
[4] Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат.гос. техн. ун-т.1999.С.26..
[5] Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социс.2001.№4. С.61-64.
[6] Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. –В кн.: Преемственность поколений как социологическая проблема. М. 1973. С.20-24.
[7] Кон. И.С. Социология личности. М., 1967. С.109.
[8] Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. 1995.№4. С.118.
[9] Старость: Популярный справочник. Под ред. К.Н. Яцинина. –М.: Большая. Российская. Энциклопедия. 1996.
[10] М.Э. Елютина. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов.1999. С.53.
[11] Старость: популярный справочник. Под ред. К.Н. Яцинина.-М.: Большая. Российская. Энциклопедия, 1996. С.
[12] Гордин В.Э. Чем старость обеспечим. М.:1988. С.20.
[13] Гордин В.Э. Чем старость обеспечим. М.:1988.С.22.
[14] Старость: Популярный справочник. Под ред.К. Н. Яцинина.-М.: Большая. Российская. Энциклопедия,1996. С.15.
[15] Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Ленинград. ун-т, 1986. С.89.
[16] Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат.гос.ун-т.
1999.
[17] Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат.гос.ун-т.
1999.
[18] Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1994.
[19] Гордин В.Э. Чем старость обеспечим., М.,1998.С.31.
[20] Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т.1999. С.16.
[21] Преемственность поколений: круглый стол //Человек.№5.С.43.
[22] Старшее поколение в России: Современная ситуация. // Россия и современный мир.2000.№2(27). С.43.
24 Старость:популярный справочник. / Под ред. Яцинина. М.: Большая Российская энц-я.1996. С.15.
25 Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Автореф. дис. д. с. н. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т.1999.С10.
26 Старшее поколение в России: Современная ситуация. //Россия и современный мир.2000.№2(27). С.36-38.
27 Старость: популярный справочник/ Под ред. Яцинина. М.:Большая Российская энц-я.1996.С.24.
28 Российская социологическая энц-я./ Под ред. Г.В. Осипова.М.: «Норма-инфо», 1998.
29 Старость:популярный справочник./ Под ред. Яцинина. М.: Большая Российская энц-я.1996.С.36.
30 Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии //Соврепенные исслед-я: Реферативный сборник.М.:РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994.С.41.
31 Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетепичности. Саратов: Сарат. гос. техн.ун-т.1997.
32 Елютина М.Э. Социогеронтологические теории //Российский журнал социальной работы.1997.№2/6. С.9-15.
33 Ерасов Е.С. Социальная культурология. Часть 1. М.:АО «Аспект Пресс», 1994. С. 76.
34 Мид. М. Культура и мир детства. М.: «Наука», 1988. С.429.
[23] Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал. 1995. № 4. С.102.
[24] Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал. 1995. № 4. С.107.
[25] Жизненное пространство человека и общества. / Под ред. Устьянцева В.Б. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1996.
[26] Белова Е.А. Институт социальной работы. Саратов, 1997.
[27] Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука, 1983. С.97.
[28] Саралиева З.Н., Балабанова С.С. Пожилой человек в центральной России // Социс. 1999. № 12. С.63.
[29] Александрова Т. Годы и заботы. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. С.112.
[30] Грегер О. Жить не старея. М.: Физ-ра и спорт, 1991. С.206.
[31] Поляков А., Гниденко Т. Третий возраст // Социальная защита. 1996. № 2. С.121
[32] Старость: популярный справочник. / Под ред. Яцынина К.Н. М. Большая Российская Энциклопедия, 1996. С.94.
[33] Васильев В.А. Общность интересов - основа общественного согласия // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1.
[34] Лекции по технологии социальной работы. / Под ред. Холостовой Е.И. М. 1998. Ч.111. С.62.
[35] Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука, 1983. С.82.
[36] Система воспитательной деятельности пионерской организации. М.: Педагогика. 1978.
[37] Беликова М.Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного пребывания октябрьского ЦСОН г. Саратова / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С.59.
[38] Скороходова Г.В. Связь поколений и информационное пространство Рода / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С.46.
[39] Леонова Л.В. Молодое поколение помогает пожилым / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С.47.
[40] Anny Dempsey, Genny Dempsey. In Due Season. A programm for post-primary schools about being young and growing old. National Council for the Elderly Publication. Corrigan House, Fenian Street, Dublin 2.: No.31, 1993. 65p. Перевод И.Б. Проскуряковой, Е.М. Майшевой.
[41] Преемственность поколений: материалы круглого стола (Ин-т человека РАН) // Человек. 1996. № 5. С.51.
[42] Преемственность поколений: материалы круглого стола (Ин-т человека РАН) // Человек. 1996. № 5. С.39.
[43] Жукова С.А. Тенденции развития межпоколенных коммуникаций / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С.49.