В данном уроке изучается процесс формирования стереотипов и способы противодействия этому.
Цели:
1. Изучение того, как и почему создаются стереотипы, каким образом они воздействуют на всех нас.
2. Рассмотрение ярлыков, применяемых сторонниками дискриминации по возрастному признаку к пожилым людям.
3. Рассмотрение способов, позволяющих противодействовать негативным представлениям о старости.
Упражнение№1 (30 мин.)
Зачитать группе следующие выражения:
1. Все молодые люди сексуально распущены.
2. Все политики нечестны.
3. Все безработные ленивы.
4. Все путешественники неопрятны.
5. Все мужчины бесчувственны.
6. Все женщины ветрены.
Участники группы должны выбрать выражения, которые считают подходящими. Провести обмен мнениями. Попросить группу дать определение "стереотипу". Затем зачитать свое определение: Стереотип - устойчивое, регулярно повторяющееся представление и форма поведения, своего рода штамп, шаблон, образец поведения, принятый в той или иной культуре. При этом людям даются характеристики по сути своей упрощенные и непредставительные. Стереотипы зачастую используются для оправдания дискриминации.
Группа должна обсудить это определение и подтвердить свое согласие или несогласие.
Попросить студентов привести примеры других стереотипов, в том числе и по отношению к пожилым людям.
Задать вопрос: Почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов?
Обсудить сказанное.
Затем зачитать группе следующую информацию:
1. Исследования показывают, что мы воспринимаем пожилых людей через призму стереотипов так как мы с опаской относимся к пожилому возрасту.
|
2. Мы боимся потерять физические и умственные способности, привлекательность, возможность зарабатывать деньги, статус, независимость.
3. Этот страх воздействует на наше подсознание и усиливает процесс возникновения негативных стереотипов. Реальное восприятие нашего возраста означает, что нам приходится осознать собственную уязвимость и смертность.
4. Мы избегаем реальности путем сегрегации пожилых людей.
5. Изображение пожилых людей, как непохожих на нас, маргиналов, позволяет нам дистанцироваться от того, что мы подсознательно воспринимаем наше возможное будущее.
6. Речь идет о случае "ОНИ" и "МЫ". И чем больше возрастной разрыв, тем больше мы надеемся, что процесс перехода из состояния "МЫ" в состояние "ОНИ" у нас будет дольше.
Упражнение №2. (10 мин.)
Раздать каждому студенту список с описанием молодости и старости, указанный далее.
Попросите участников упражнения отметить слова из данного списка, которые они считают полностью подходящими для описания состояния молодости и старости.
МОЛОДОСТЬ - свежесть, неполноценность, "щенячий возраст", источник проблем, молодое поколение, незрелость, меньшинство, юношество, расцвет, "зеленый", странный, "неоперившийся", "безусость".
СТАРОСТЬ - седина, дряхлость, старческое слабоумие, годы упадка, "старый болтун", парализованный, трясущийся, глупый, "одной ногой в могиле", древний, у которого все в прошлом.
Задать вопрос: Являются ли все эти слова полностью подходящими для описания состояния молодости и старости? Если нет, то что не подходит и каких слов не хватает.
|
Обсудить мнения группы.
Урок 6.
В данном разделе две части. Первая часть урока заключается в проведении ролевой игры. Во второй части занятия студентам раздается информация относительно увеличения числа пожилых людей в мире, после прочтения которой должна быть проведена дискуссия по этому вопросу.
Цели:
1.Осознать то, что мир стареет.
4. Обсудить значение, которое данная проблема имеет для социальной политики.
Упражнение № 1 (45 минут)
Ролевая игра: Обычный ход работы в общественной палате. Неожиданно приходит объявление о том, что выделяются дополнительные 100 млн. руб. и они будут направлены только в один отдел. Принимается решение о том, что тот министр, который наилучшим образом обоснует необходимость получения этих средств, получит их в свой отдел.
В игре принимают участие:
Министерство социальной защиты:
Министр по вопросам детства.
Министр по делам молодежи.
Министр по вопросам пожилых людей.
Министр труда.
Министр культуры.
Министр по юридическим делам и вопросам правопорядка.
До игры: Выбрать игроков, которые исполнят роли правительственных министров. Пригласить министров, расположиться в центре комнаты маленьким кругом. Ввести правило: каждый говорит по очереди, иначе его аргументы будут не услышанными. Остальные студенты наблюдают за ходом игры.
Ход игры:
Задать министрам вопрос: Почему они должны получить эти деньги?
Пока один отвечает, другие министры в произвольном порядке задают вопросы. Ролевая игра длится 20 минут. Затем нужно закончить игру независимо от того, появился ли реальный претендент. Обсудить то, как каждый игрок ощущал себя во время игры.
|
Вопросы для группы:
1) Что вы думаете относительно доводов каждого игрока?
2) Насколько реалистичны предложенные проекты?
3) Что может от этого выиграть общество?
4) Будут ли выгоды от проекта долгосрочными или кратковременными?
Обсудить.
Затем зачитать группе следующую информацию:
-Дети нуждаются в любви, крове, защите, образовании.
-Пожилые люди нуждаются в любви, почестях, независимости, участии в экономической жизни общества и социальных услугах.
-Жизнь была бы скучнее, грустнее и более серой без драматического искусства, музыки, поэзии, телевидения, радио, изобразительного искусства.
-Молодые люди 15-18 лет нуждаются в любви, защите, образовании, контроле и благополучном будущем.
-Обществу требуются законы и постановления для осуществления общего контроля и защиты.
-Для того чтоб общество стало более справедливым и заботливым, могло оказывать многие необходимые услуги требуются деньги
-Задача правительства заключается в том, чтобы расходовать скудные средства на поощрение инициативности и создание рабочих мест, в тоже время, защищая социально незащищенных граждан.
Упражнение № 2 (20 минут).
Раздать материал. «Увеличение числа пожилых людей в мире".
Дать время на обдумывание.
Обсудить следующий вопрос: Нам удалось достичь успеха в продолжительности жизни пожилых людей. Но мы еще не знаем, как создать меры, которые позволят пожилым людям участвовать в экономической жизни общества и таким образом уменьшат их зависимость от снижения количества рабочей силы.