Правила отношений терапевта и клиента




Козачук Юлия, 43 группа,СПсД.

Управляемая самостоятельная работа студентов

По дисциплине «Основы психологического консультирования и психотерапии»

для студентов 4 курса, специальности

Социальная работа (социально-психологическая деятельность)

Раздел 1 Введение в психотерапию

Тема 1.1 Психотерапия: предмет, направления, методы (4 часа)

Задание 1.

1. Заполните таблицу «Основные методы психотерапии» (в таблице должны быть представлены не менее 7 методов):

 

Название метода Характеристика метода Направления психотерапии, использующие данный метод Типы проблем, для решения которых используется данный метод
Психоанализ Метод психотерапии, основанный на изучении бессознательного. С точки зрения психоанализа, причинами нервно-психических расстройств являются травмирующие психику пациента какие-либо события в его сексуальной сфере, произошедшие в детстве, память о которых вытеснена за пределы сознания, и, соответственно, цель психоаналитической терапии — найти эти причины и сделать эти события фактом сознания. При этом подавляемая энергия этого события, проявляющаяся в симптомах заболевания, высвобождается и, таким образом, пациент выздоравливает. Психодинамический подход Фрейда.  
Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия Теоретические источники данного направления — работы Ч.Дарвина, Д.Уотсона, И.П.Павлова, автор — Б.Ф.Скиннер (1904 — 1996). Личность Скиннер рассматривал как сумму поведенческих реакций, при этом каждая индивидуальная реакция основывается на предшествующем опыте и генетических особенностях. Центральное понятие метода бихевиоральной психотерапии — оперантное обусловливание, т.е. процесс формирования и поддерживания определённого поведения посредством его последствий. Поэтому в данном направлении для психолога имеют значение не причины и мотивы поступков человека, а само поведение. Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия  
Нейролингвистическое программирование (НЛП) Одно из самых модных направлений психотерапии. Два американца — математик, интересующийся психологией Джон Бэндлер и лингвист Джон Гриндер по совету антрополога Грегори Бейтсона решили проанализировать деятельность самых известных в мире психотерапевтов, чтобы выяснить секрет их успеха. Их объектами изучения стали Фриц Пёрлз, Милтон Эриксон и Вирджиния Сатир. Они сделали множество аудио и видео записей психотерапевтических сеансов, и многократно просматривая их, попытались выделить и описать повторяющиеся элементы воздействия, приводящие к позитивным изменениям у пациентов. Поведенческая терапия.    
Телесно-ориентированная психотерапия Основоположник этого метода — соратник и ассистент Фрейда Вильгельм Райх (1897 — 1957). Пытаясь теоретически обосновать свой метод, Райх пришёл к выводу, что мышечные зажимы, являясь следствием невротических реакций, блокируют в организме человека свободное движение жизненной энергии, которую он назвал «оргон», что и лишает человека возможности полноценной жизни. А, недостаток «оргона» в организме человека приводит к смертельным заболеваниям. Для того, чтобы иметь возможность насыщать организм человека оргоном в случае его недостатка, Райх сконструировал специальный аппарат «оргонный аккомулятор», которым пытался лечить раковых больных, добиваясь при этом фантастического результата — выздоровление в 75 % случаях. Однако, эти эксперименты были прерваны властями США, где Райх проживал в эмиграции. За незаконные медицинские эксперименты он был заключён в тюрьму, где вскоре умер от сердечного приступа, а оргонные аккомуляторы были уничтожены по решению суда.   --///--  
Когнитивная психотерапия Метод, предложенный Аароном Беком. Представители когнитивной психотерапии считают, что всё, что необходимо человеку для решения его психологических проблем и устранения нервно-психических расстройств находится в рамках сознания человека и поэтому не нужно искать за проблемами клиента психотравмирующих событий, особенно произошедших в отдалённом детстве и вытесненных в подсознание. Сами события, по мысли когнитивистов, никакого значения для личности не имеют, важно то значение, которое личность придаёт данному событию. Мысли и выводы, не соответствующие действительности, т.е. те мысли, которые продуцируют преувеличенные эмоциональные реакции по сравнению с реальным содержанием события, в когнитивной терапии называют малоадаптивными. Сам процесс когнитивной психотерапии направлен на когнитивную переоценку, т.е. изменения отношения к событиям из невротической в более реалистическую сторону и обучение клиента определять у себя и блокировать малоадаптивные мысли. --///--    
Психодрама Автор этого метода Якоб Леви Морено (1892 — 1974) является основателем не только психодрамы, но и групповой психотерапии вообще. Первоначально «Театр спонтанности», так назывался первый проект Морено, был задуман как новое развлечение достаточно серьёзного характера — основной задачей этого проекта было «реализовать творческое «Я» на подмостках театра жизни». Однако, отметив в качестве побочного эффекта личностные изменения в гармонизации психического развития у тех, кто участвовал в его проекте, Морено стал целенаправленно работать над разработкой психодрамы как лечебного метода. Психотерапевт в психодраме является режиссёром, а его пациенты — театральной труппой, при этом реальные театральные способности пациентов никакого значения не имеют. Само действие происходит абсолютно спонтанно: из группы выбирается «протагонист», т.е. главное действующее лицо, которое получает возможность представить в ролях события своей жизни. Роли вспомогательных «Я», т.е. людей, которые имели особенное место в жизни протагониста, исполняют другие члены группы, либо прошедшие специальную подготовку фасилитаторы. Остальные участники группы являются зрителями. Смысл всего этого действия в том, чтобы, воссоздавая актуальную психическую реальность, достичь инсайта, и в результате улучшить способность функционирования участников психодрамы в реальной жизни. Задача психотерапевта — интерпретировать и комментировать поведение каждого члена группы во время представления, а также выделение и обсуждение общей реакции участников на отдельные эпизоды.   Групповая психотерапия.  
Арт-терапия Термин «арт-терапия» введён Адрианом Хиллом в 1938 году. С точки зрения арт-терапевтов, внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах человека всякий раз, когда он рисует, пишет картину, или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своём произведении, то есть — спонтанно. Арт-терапия в основном используется в работе с душевнобольными, и в качестве вспомогательного метода в психокоррекционных группах. Также арт-терапия применяется при работе с детьми. Основные цели, достижению которых может способствовать арт-терапия, следующие: привести к социально приемлемому выходу агрессивности и другим негативным чувствам; облегчить процесс лечения; получить материал для интерпретации и диагностических заключений; проработать подавляемые мысли и чувства; наладить отношения между терапевтом и пациентом, а также развить художественные способности и повысить самооценку. При этом само по себе наличие художественных способностей у пациентов никакого значения не имеет.   Современные направления психотерапии  

Задание 2.

Представьте научно обоснованный ответ на вопрос: можно ли рассматривать психотерапию как межличностное взаимодействие?

Современная психотерапия очень близка к психологии, так как основана на межличностном общении специалиста и клиента, использовании психоанализа. Здесь лечение проводят словом (бихевиоральная терапия, трансактный анализ Берна, аналитическая терапия Юнга и др.), или словом и действиями (гештальт-терапия, арт-терапия), или словом и запахами (ароматерапия).

Психотерапия – особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера. Т.о длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми осуществляется с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными;

Психотерапевт работает с клиентом, субъектом, то есть активным участником лечения, все более пробуждая его активность и самостоятельность. Психотерапевт «втягивает» клиента в творческое сотрудничество, стараясь найти и показать ему его собственные внутренние резервы для преодоления нежелательных ситуаций, состояний и манер поведения.

Цель психотерапии - оказание помощи пациентам в изменении своего мышления и поведения таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными.

Задачи: 1) помочь пациенту лучше понять свои проблемы; 2) устранение эмоционального дискомфорта; 3) поощрение свободного выражение чувств; 4) обеспечение пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

Методы решение задач:

1. психологическая поддержка: помощь пациенту осознать и использовать свои силы и умения; сочувственно выслушать и дать взвешенный совет в кризисной ситуации.

2. устранение дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.

3. содействие инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

 

 

Задание 3.

Дайте характеристику профессионального этического кодекса для любого из рассматриваемых в курсе направлений психотерапии.

Правила отношений терапевта и клиента

Если в Европейских странах юридически утвержден "Этический кодекс психотерапевта", то в нашей стране правила этики, принятые в среде профессионалов, действуют негласно. Непрофессионала от настоящего профессионального психолога отличает, в частности, соблюдение этих правил.

Знание этих законов, которые должны соблюдать как психологи, так и их клиенты, может помочь Вам защитить свои права и уметь отличить настоящего специалиста от непрофессионала.

Вот некоторые из этих правил:

Психолог (или психотерапевт) должен действовать в интересах клиента и учитывать их в первую очередь. Если состояние клиента вне компетенции терапевта, то терапевт должен направить его к нужному специалисту.

Если психолог знаком с клиентом или клиент является его другом или родственником, то будет лучше, если психолог направит его к другому специалисту. Это необходимо, так как специалист уже имеет сложившееся (и может быть слишком субъективное) мнение и отношения с этим человеком. Чтобы помочь клиенту терапевт должен стремиться быть наиболее объективным, чему могут препятствовать уже существующие неформальные отношения.

Часто в процессе психотерапии пациент выражает свои чувства и начинает все больше идеализировать терапевта, проецируя на него все самое лучшее, что есть в нем самом, в его прошлой жизни. В результате пациент может влюбиться в своего терапевта. Фрейд назвал этот феномен "переносом". В случае "переноса", терапевт пытается продолжать работу с пациентом, подводя его к осознанию того, что с ним происходит на самом деле. Психолог не имеет права, ни при каких обстоятельствах вступать с клиентом в интимные отношения.

Цена за консультацию должна быть установлена терапевтом во время первой встречи (разговора) с клиентом. Плата за консультацию не может заменяться какой-либо работой или услугой со стороны клиента.

Психолог гарантирует своему пациенту строгую конфиденциальность в отношении полученной информации во время встреч, даже если клиент сообщает о совершенных противоправных действиях.

Если клиент сообщает о готовящихся противоправных действиях (например, о планируемом в будущем убийстве или самоубийстве), то он имеет право сообщить данную информацию в правоохранительные органы или психиатру. Клиент предварительно ставиться об этом в известность. Психолог имеет право нарушить конфиденциальность, если он выступает свидетелем в суде, о чем также сообщается клиенту.

Психотерапевт заключает контракт с клиентом. Кроме обязанностей, терапевты имеют определенные права. Если клиент пропускает консультацию и не предупреждает об этом терапевта хотя бы за 24 часа, без уважительной причины, то клиент должен оплатить пропущенную сессию, также оплачиваются и пропущенные консультации по средствам E-mail и ICQ. Также, если пациент склонен длительное время (больше 15 минут) обсуждать с терапевтом по телефону свои проблемы, то специалист имеет право назначить гонорар за потраченное время. В свою очередь психолог заранее предупреждает клиента по телефону, если консультация по каким-либо причинам переносится.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: