Анализ полученных данных




Данные о проблеме.

Значение слова «семья» приведено в учебнике социологии Г.И Козырева. Так, по его мнению «Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Это единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей. Она является своего рода посредником между личностью и обществом. Именно в семье индивид проходит первичную социализацию и подготовку к самостоятельной жизни в обществе..» []

Г.И Козырев рассматривает семью с двух основных позиций:

Как малую социальную группу и как социальный институт.

Козырев утверждает: «1)Если рассматривать семью, как малую социальную группу, то предметом исследования будут являться внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).

2)Если исследовать семью, как социальный институт, то нас будут, прежде всего, волновать такие вопросы, как взаимоотношения семьи и государства, а также социальные функции семьи. Т.е. по каким правилам и нормам формируется семья, как государство стимулирует (не стимулирует) развитие семейно-брачных отношений, насколько эффективно семья как социальный институт выполняет свои социальные функции.»

Л.Н. Боголюбова, слово семья трактует как «..один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях развития приобретал различные формы.
Л,Г. Боголюбова также видит тесную связь института семьи и брака. «Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.»

Кроме того, в рамках данного исследования мной рассмотрены статистические данные о состоянии современной семьи.

«Оценивая состояние современной семьи за последние годы, следует отметить, что число ежегодно заключаемых браков в России заметно уменьшилось. Если в 1990 г. Было заключено 1319900 браков, то в 1995 г.-1075200 браков. В то же время отмечается значительное увеличение числа разводов: в 1990 г. Их было зафиксировано 559900.»

 

Так, в аналитическом докладе московского бюро ЮНЕСКО приводятся данные социологических опросов российских школьников за последние 10 лет, а также результаты сравнительных исследований семейных ценностей у подростков Москвы. Амстердама и Нью-Йорка.

Главный вывод, сделанный исследователями, должен по идее успокоить тех, кто предрекает нам демографическую катастрофу: «счастливая семейная жизнь» в течении последних 10 лет занимает первое место среди жизненных ценностей (заметим, в отличии от интересов) российских старшеклассников, а «воспитание детей» переместилось в списке ценностей с шестого места на четвертое, обогнав «общение с людьми» и «развитие своих способностей». Правда, в абсолютных цифрах значимость «воспитания детей» почти не изменилась: оно по-прежнему остается важным примерно для четверти подростков.

А вот «счастливая семейная жизнь», оставаясь мечтой большинства подростков, демонстрирует совершенно загадочную динамику: среди юношей ее роль падает, тогда как среди девушек, наоборот, резко возрастает.

Объяснить этот странный парадокс помогает исследование, которое проводилось среди старшеклассников и студентов Барнаула. Участников исследования просили дать развернутые определения таких понятий. Как «советская женщина» и «советский мужчина», «новый русский мужчина» и «новая русская женщина».

Итоги социологического исследования ЮНЕСКО скорее подтверждают, чем опровергают тревожные выводы демографов. Хотя большинство подростков мечтают о семейном счастье. Этому счастью вряд ли суждено сбыться.

Во-первых, девушки ориентированные на традиционную форму брака с обеспеченными молодыми людьми, рискуют не найти себе подходящую пару. Поскольку на такую форму брака ориентированы как раз подростки из бедных семей, а наиболее успешные сверстники вовсе не ориентированы на брак.

Во-вторых, даже если молодые люди и найдут себе пару, брак вряд ли продлится долго, поскольку нынешние подростки думают только о сексуальной гармонии и не готовы к справедливому разделению супружеских обязанностей.


II


2.1 Методика и тактика исследования

В своей работе я использовала следующие методы социологического исследования: анкетирование.

Анкетирование проводилось с помощью анкеты, которую я составила на основе изучения тестов в различных средствах массовой информации и, исходя из поставленных задач исследования.

Учащимся 10 - 11 классов «СОШ №13 » г. Омска предлагалось тестирование, которое давало мне возможность провести исследование. Исследование происходило с использованием бланков, и было анонимным. В исследовании приняло участие 35 подростков.

Форму бланка см. в приложении

Анализ полученных данных

Оптимальный возрастной период для вступления в брак, по мнению большинства как девочек (63%) так и мальчиков (51%) составляет 20-25 лет

Большинство подростков (55% мальчиков и 50% девочек) считают, что оптимальным периодом добрачного знакомства является один, два года.

Данные моего исследования показали, что большинство опрошенных предпочитают законное оформление своих отношений.

Критерии поиска будущего супруга по мнению девушек таковы:

Прежде всего 80% девушек будут обращать внимание на хороший характер, вкладывая в это понятие щедрость, доброту, чувство юмора, спокойствие.

72% должны быть уверены, что их избранник отличается привлекательной внешностью.

65% девушек при выборе супруга, оценят его материальный достаток «С милым рай и в шалаше» - это не для них

Такой же процент 65 женских голосов набрал критерий - образованность. Высшее образование для большинства опрошенных также является не маловажным при принятии столь ответственного решения.

60% опрошенных считают важным, чтобы будущий супруг знал правила этикета, умел вести себя в обществе.

Далее в списке: умение вести домашнее хозяйство, наличие пристежной профессии, хорошая родословная. 7% девушек считают важным положительную оценку избранника родителями.

Что же будут оценивать юноши, перед тем как предложить «руку и сердце»?

Практически все без исключения 98% и 92% будут искать девушку с привлекательной внешностью и красивой, стройной фигурой.

72% мальчиков считают, что их избранница должна иметь высшее образование и облодать неординаоным умом.

Каждый третий будет оценивать характер претендентки на роль жены по таким критериям как доброта и отзывчивость, а также умение вести домашнее хозяйство (83%).

Интересно отметить, что для 40% мальчиков важно, чтобы их избранница понравилась родителям. А вот материальный достаток девушки волнует лишь 7% опрошенных.

Таким образом, данные моего исследования показали - основополагающими критериями в выборе будущего супруга являются хороший характер, привлекательная внешность и материальный достаток. Супруги - привлекательная внешность, стройная фигура, образованность и хорошие человеческие качества.

Кроме того, данные моего исследования показали, что лишь 25 % мальчиков спокойно отнесутся к тому факту, что у его избранницы уже есть сексуальный опыт. Девушки более лояльны в этом отношении, 50% опрошенных спокойно отнесутся к этому факту.

По данным исследования подавляющие большинство мальчиков (70%) считают, что право принятия основных решений должно принадлежать им безоговорочно. Ни одна представительница женского пола не согласна с таким положением дел. Большинство девушек (90%) считают, что в принятии семейных решений необходимо равноправие. А 10% вообще бы не доверили мужчине принимать серьезные решения.

Каким видят семейный быт современные мальчики и девочки. Какие семейные обязанности предпочитают выполнять сами, а какие перекладывать на плечи возлюбленных?

Все без исключения мальчики считают приготовление пищи чисто женской обязанностью, с ними не согласны 30% девушек;

Уборкой квартиры, по мнению 90% юношей так же должна заниматься женская половина семьи, но лишь 50% девушек готовы взвалить на свои хрупкие плечи эту семейную обязанность;

А вот материальное обеспечение семьи будущие мужчины (90%) готовы взять в свои руки, лишь 10% считают, что деньги может зарабатывать и женщина. Девушки согласны 100 процентами с тем, что материальный достаток семьи - мужское дело.

Сглаживание конфликтных ситуаций женской обязанностью считаю 70% мальчиков, с ними согласны лишь 45% девочек

Воспитание детей будущие мужья, считают своей прямой обязанностью, лишь 30% доверят это второй половине. Каждая вторая девушка, так же готова взять в этом непростом деле ответственность на себя. В уходе за новорожденным ребенком согласия больше, как девушки, так и юноши считают, что в это время ребенку больше необходима мама.

Понимание девушки и мальчики нашли в таком вопросе как обогащение культурного опыта семье. Преставление о распределении обязанностей этом вопросе практически одинаково 70% мальчиков считают это женской обязанностью, с ними согласны 65% девушек.

Такого же взаимопонимания будущие жены и мужья достигли в ремонтных работах по дому дружно заявляя - это мужская обязанность.

 

Заключение:

Таким образом, в рамках исследования мной рассмотрены различные трактовки понятий брака и семьи Г.И Козырева Л.Н. Боголюбовой, А.И Антонова

Анализируя их работы можно сделать вывод, что семья и брак это:

-признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи;

- это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Кроме того, семья играет важную роль в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом, т.к. она является отдельной ячейкой общества.

Данные многочисленных социологических исследований подтверждают что, состояние семьи необходимо изучать для снижения уровня опасности демографического кризиса и формирования семейных ценностей в подростковой среде.

Анализируя свое исследование я сделала следующие выводы:

- Практически все подростки в будущем хотят вступить в законный брак;

- Основанием для вступления в брак является желание связать свою судьбу с любимым человеком и иметь полноценную семью с более чем одним ребенком.

- Идеальная модель супруги, глазами юношей - с привлекательной внешностью, стройной фигурой. С высшим образованием и неординарным умом. Добрая, отзывчивая и умеющая вести домашнее хозяйство. А самое главное, чтобы избранница понравилась родителям.

- Идеальная модель супруга, глазами девушки - красивый, со спортивным телосложением. Имеющий хороший характер (воспитанный, щедрый, добрый, спокойный, с чувством юмора). Материально обеспечен,с высшим образованием


Список литературы:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2. Берн Ш. Гендерная психология. Спб., 2002

3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Спб., 1998.

4. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М., 2003.

5. Медков В.М. Бомба депопуляции: Опыт России - итоги и уроки //Вестник Московского университета. Сер. 18. 2000. № 4.

6. Рассель Б. Брак и мораль. М., 2004.

7. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология.

8. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. М., 2003.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государство. М., 1975.

10. Козырев Г.И.

11. Социология. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект: Трикста, 2005. - 304 с. - («Gaudeamus»).

12. Обществознание: учеб. для учащихся 10кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2006.-351

Приложение 1

Тестирование.

1)Как вы расцениваете взаимоотношение в вашей семье (отметьте галочкой)

отличные

хорошие

удовлетворительные

плохие

Перечислите основные причины конфликтов в вашей семье_____________________________

__________________________________________

2)Хотели в будущем иметь семью с такими же отношениями? ____________________________

Что для вас наиболее значимо среди ниже перечисленных жизненных ценностей?

(выберете пять утверждений и проранжируйте их в порядке значимости 1,2,3,4,5)

· Достижение материального благополучия

· Успешная профессиональная деятельность

· Успешная политическая карьера

· Полноценное общение с людьми

· Счастливая семейная жизнь

· Полноценное приобщение к культуре

· Развитие своих способностей

· Познание себя

· Воспитание детей

Свой вариант ответа______________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: