Приложение к Приказу
№ 1 от «___»_______
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБПОУ МГОК
_______________А.А. Артемьев
Пояснительная записка
Службы примирения (медиация) в образовательном учреждении
Социализация – это коммуникативный процесс. Каждый человек постепенно вырабатывает способность участвовать в организованных группах. Попытки участия непрерывно корректируются, пока он не научится предвидеть реакции других людей и приспосабливаться к ним.
Т. Шибутани
«Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы»
Марк Туллия Цицерон
Актуальность.
Службы примирения (медиация) в образовательном учреждении ориентирована на социально – правовую и психолого - педагогическую поддержку в сопровождении личностного, коммуникативного развития детей, реализация социального заказа общества по воспитанию детей в рамках общепринятых норм, создание основ разрешения возникающих спорных (конфликтных) ситуаций между участниками образовательных отношений и в целом в обществе не на административном уровне реагирования, а на посредничестве, примирении и активности подросткового и взрослого сообщества в урегулировании возникающих разногласий.
Основная идея развития Службы примирения (медиация) в образовательном учреждении – апробация внедрения технологий ценностно-гуманистического выбора и действий, позитивного воздействия на становление и развитие современной, демократически ориентированной личности. Одна из таких технологий, активно развивающихся в регионах России – технология формирования низкоконфликтной образовательной среды осуществляемое путём создания процедурных и организационных форм работы, внедрение инновационных технологий построения толерантных и взаимоуважительных отношений.
|
Служба примирения (медиация) – это команда из участников образовательных отношений, которая стремится к снижению административных способов реагирования спорных ситуаций, возникающих между участниками образовательной среды и замену их на коммуникацию, путем применения примирительных, восстановительных техник и медиативного подхода.
Прежде всего, необходимо опереться на такое понятие, как толерантность - не безразличное и безграничное терпение к происходящему вокруг нас, а готовность и стремление к пониманию непохожих на нас и деятельную благожелательность к ним.
Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системой образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы.
Вместе с тем, в последнее время в различных регионах России создаются альтернативные таким чисто административным механизмы: это и деятельность школьных психологов, и школьные службы добровольных помощников полиции, и введение поста школьного уполномоченного по правам ребёнка или по правам участников образовательных отношений.
Все вышеназванное не в полной мере положительно влияет на социально-психологическое и правовое обеспечение деятельности школы, на состояние дел с защитой и охраной прав детей, а также участников образовательных отношений.
Пути решения проблемы
|
Что же можно предложить в ответ?
Общественный центр «Судебно – правовой реформы» с 2000 года инициирует создание в России «Школьные службы примирения» – российскую модель школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях). В 2001–2002 году в России данным Центром разработана модель «Школьных служб примирения». Цель службы – способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции. Для ее осуществления работает команда взрослых и школьников разных классов. В Службе участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг - друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят. Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник (специалист Службы). Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог.
В процессе примирительных встреч между участниками в рефлексии (мыслительном процессе, направленном на самопознание, анализе своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, которая начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития) происходят сдвиги в сторону принятия социально приемлемых ценностей.
Разрешение конфликтов с помощью посредника (специалиста Службы) помогает реализовать важные для общества ценности: исцеление пострадавшего («жертвы»), заглаживание вреда со стороны обидчика и участие в этом процессе ближайшего социального окружения.
|
У специалиста Службы иное представление о конфликте. Прежде всего, это ситуация столкновения людей. Когда происходят взаимные оскорбления. Способность превратить процесс столкновения в процесс переговоров, обсуждения – основная задача специалиста. Он создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных. Специалист проводит работу по «очеловечиванию» взаимоотношений.
Основой процедуры примирения является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует переходу от конфронтации (противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений, предубеждений, подозрительности, агрессивности) к позитивным взаимоотношениям. Специалист Службы помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует у сторон взаимопонимание. Организация диалога позволяет выйти на проблемы, интересы и потребности, которые обычно в ситуации конфликта скрыты за негативными отношениями сторон друг к другу. Именно коммуникация и достигнутое взаимопонимание позволяют сформировать источник проблемы во взаимоотношениях, интересы и потребности, которые, на наш взгляд, не присутствуют изначально, а являются результатом совместной деятельности специалиста и вступивших в конфликт сторон. Важнейшим результатом примирительной встречи являются действия: извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред, т.е. действия, способствующие исправлению последствий конфликтной ситуации. Образно говоря, специалист Службы (посредник) строит лестницу, шагая по которой, люди узнают все больше и больше друг о друге, и это знание помогает им справиться с ситуацией. Каждая «ступенька» лестницы помогает сделать шаг в сторону строительства здоровых отношений друг с другом.
Важнейшие ступеньки лестницы:
· осознание своих чувств, состояния и основания действия;
· сознание последствий от ситуации для себя и других;
· осознание основания приоритета потребностей, интересов, ценностей, проблем во взаимоотношениях;
· ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализация;
· понимание чувств, состояния и основания действия другого человека;
· формирование действия, позволяющие исправить последствия ситуации, (загладить причиненный вред) и на этой основе изменить отношение друг к другу.
Результаты
Как инновационная деятельность в воспитательной работе ГБПОУ МГОК в области развития восстановительной культуры и взаимопонимания организована Службы примирения (медиация).
Постскриптум. Отличия существующих форм работы с участниками образовательных отношений.
Известны три основные формы урегулирования конфликтов:
1) с позиции силы - военные действия, административные приказы, иное использование авторитета и власти;
2) с позиции закона/права - урегулирование в суде, арбитраже или третейском суде;
и 3) переговоры с позиции взаимного согласования интересов.